О лютеранском богослужении

Впечатления от посещения лютеранского храма

0
492
Время на чтение 4 минуты
Фото: Из интернет-источников

Иногда возникают недоразумения по поводу некоторых моих статей, в которых описываются мероприятия, которые я посещал, в частности, службы в инославных храмах. Или, вот, например, вечер памяти митрополита Антония (Блюма). Мне было интересно послушать, что говорят о нем его почитатели. Несмотря на то, что в личности этого владыки много интересных и симпатичных моментов, я не являюсь его последователем и вполне разделяю общеизвестную критику некоторых его взглядов. Что касается инославных, то, по моему убеждению, глубокое их изучение и критический разбор невозможны без личного соприкосновения и наблюдения.

Как литургисту, лютеранское богослужение мне малоинтересно. Временные его параметры: один час в воскресенье плюс один раз в месяц «причащение» (у лютеран в центре Москвы плюс еще служение по четвергам в часовне). А какой смысл больше молиться, если речь идет только о прославлении Христа, по вере в Которого ты уже спасен? О прощении грехов? О помощи в борьбе со страстями и пороками? Согласно лютеранской доктрине, Христос совершил наше спасение и по вере в Него мы уже спасены, от нас уже ничего не зависит. Что касается добрых дел, то они, конечно, должны быть, но не в качестве сатисфакции (удовлетворения), а как выражение благодарности Богу. Лютер, как известно, отвергал Послание апостола Иякова, в котором говорится, что «вера без дел мертва». Он называл это Послание «соломенным», а покаяние – ветхозаветным установлением. Евхаристия, в лютеранском понимании, является Телом и Кровью только в момент их принятия, по вере принимающих, а вне этого – до и после принятия – это просто хлеб и вино. У лютеран нет понятия «потребление Святых Даров» – остатки по окончании службы просто сливаются. В Православной Церкви свершителем этого Таинства является законно рукоположенный священник, имеющий апостольское преемство. Согласно лютеранской доктрине, как это явствует из текста одного из стендов у кафедрального Петропавловского собора: «рукоположенный пастырь не обладает какой-то особой благодатью, он не отличается от остальных верующих». Текст стенда гласит: «Если человек постигает Евангелие, то он уже больше не должен что-то делать для своего спасения. Он просто понимает, что он спасен. Спасен без всяких заслуг».

… Было интересно понаблюдать «кухню» – приготовление к служению в лютеранской капелле рядом с кафедральным собором Петра и Павла. В небольшом помещении собирается преимущественно молодежь, хористы проходят на небольшой балкон. Нет ни одной женщины в платке, почти все в брюках. Все веселые – а о чем печалиться, когда грехи все прощены и все спасены?! Никакая аскеза не имеет смысла. Средних лет пастор демократично общается с собравшимися, шутит. К нему все обращаются по имени-отчеству. У стены прямоугольный стол, на котором лежит Священное Писание. Над столом – изображение Христа (единственное изображение здесь). В Троицком лютеранском храме на Немецком кладбище можно увидеть рублевскую Троицу. Дважды ударили в колокольчик, заиграл орган. Электричество не работало, в полумраке все выглядело мрачновато, напоминало склеп. Служитель в черной рясе с двумя белыми полосками, спускающимися с шеи, прочитал отрывок из Евангелия: «Слушающий вас – Меня слушает» (позже еще была прочитана притча о богатом и Лазаре). Эти евангельские места как-то слабо были связаны с содержанием проповеди: «ходил в магазин», что-то насчет зонтика... Запомнилось, что поскольку он ходит с наушниками, слушая что-то духовное и музыку, то охранник собора посоветовал ему снимать хотя бы один наушник – а вдруг кто-то попросит закурить. Цитировал отрывок из песни Виктора Цоя «Следи за собой». Общий вывод: «Дорожи тем, что у тебя есть». Вопреки моим ожиданиям, на немецком ничего не было, кроме слова о том, что Бог есть Любовь. Непривычно шумно было перед богослужением и после. У себя в храме я слежу за тем, чтобы была тишина, помогающая сосредоточиться.

- «Какая радость – меня Бог любит, Бог есть Любовь», – пели все хором. Всего было пропето пять гимнов. Их номера были размещены на табличках с обеих сторон. Из Символа веры выпал ряд слов, например, о несотворенности и вочеловечивании Сына Божия. Не говорилось в нем ничего об исхождении Святаго Духа – ни от Отца, согласно православному вероучению, ни «и от Сына» (филиокве – как у католиков). Не почувствовал серьезного настроя на серьезное служение, предстояние пред Творцом. Впечатление тусовки.

Пастор воздевал руки, провозглашал всем мир, преподал заключительное благословение – но кто он? Ведь его «рукоположение» не имеет сакраментального значения, оно только дает полномочие на служение.

- «С Богом, всего хорошего, до свидания» – последнее, что сказал пастор. Я тогда вспомнил заключительные слова известного стихотворения Тютчева о лютеранском богослужении: «В последний раз вы молитесь теперь».

Полторы тысячи лет Церковь учила о необходимости борьбы с ветхим человеком, о синергии – сочетании божественной благодати и усилий человека в достижении спасения, о необходимости апостольского преемства для священства, о прощении грехов в Таинстве крещения, о буквальном понимании Евхаристии как Истинного Тела и Истинной Крови Христовых и т.д. И вот, появляется умник, монах-расстрига, поправший обеты, женившийся на монахине, отчаявшийся в попытках обуздать свои пороки – «доктор» Лютер. Протестанты, возмущенные отступлениями средневекового католицизма, такими, как продажа индульгенций, вместе с грязной водой выплеснули и ребенка – отказавшись от ряда важных вещей изначальной веры или серьезно исказивших их. Какая ужасная трагедия! И если протестанты такие прогрессивные и передовые, почему же скандинавские страны по ряду порочных явлений в первых рядах? Почему такой низкий процент верующих в них и неблагоприятная демография? Отринув все церковное богатство, безценный опыт сонма подвижников благочестия в борьбе с грехом, установленные Церковью богослужебные чины, протестанты изобрели свои, что неизбежно, т.к. человек состоит не только из души, но и тела. Человек, как ему внушили, уже прощен и спасен ради Крестной Жертвы Христа, но он все-таки ощущает в себе внутреннюю борьбу и греховную скверну. Не поэтому ли тогда в своей краткой исповеди на службе в чине исповеди лютеране произносят: «Помилуй меня, бедного грешника, и взгляни милостиво, как Ты взглянул на Петра, когда он отрёкся от Тебя и на грешную женщину в доме фарисея, и на разбойника, висящего на кресте, и даруй мне милость, чтобы я, как Пётр, плакал о грехах…»

- «Слава Господи Тебе! Слава вечно и везде! О, молю, Себе пути в моем сердце обрети!» Как в католической мессе, лютеране троекратно поют: «Христос, Агнец Божий, Принявший грехи мира, помилуй, помилуй нас!» Странно: просят о помиловании, но ведь все уже спасены. Впечатление раздвоенности: доктрина гласит об объявлении в результате Крестной Жертвы Христа грешников праведниками, а внутри человек, испытывая раздвоенность и борьбу, инстинктивно стремится к помилованию и прощению своих грехов.

Игумен Кирилл (Сахаров), настоятель храма свт. Николы на Берсеневке, член Союза писателей России

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игумен Кирилл (Сахаров)
О значимости Священного Предания
Беседа с прихожанами
02.12.2024
О пьяном угаре
Как бес пьянства уродует людей
29.11.2024
Как совместить углублённую духовную жизнь с загруженностью под завязку?
На Дне Ангела митрополита Воскресенского Григория
28.11.2024
С урологами на дружеской ноге
О нелёгкой операции и её последствиях
27.11.2024
«Мы были накануне победы»
На Царском вечере, посвящённом Первой Мировой войне
26.11.2024
Все статьи Игумен Кирилл (Сахаров)
Последние комментарии
Аргументы сторонников «похабного мира»
Новый комментарий от Павел Тихомиров
05.12.2024 12:33
Являются ли грехами жизненные удовольствия и наслаждения?
Новый комментарий от Валерий
05.12.2024 11:43
Не отгремела канонада на колчаковских фронтах
Новый комментарий от Наблюдатель
05.12.2024 11:25
«Враги России есть враги Бога и человечества»
Новый комментарий от РОНОЛ
05.12.2024 11:08
Задачи и загадки от Святейшего Патриарха
Новый комментарий от Vladislav
05.12.2024 07:34
Ностальгирующим по советскому прошлому
Новый комментарий от Vladislav
05.12.2024 07:26
Религиозная амбивалентность?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
05.12.2024 05:07