О лютеранском богослужении

Впечатления от посещения лютеранского храма

0
440
Время на чтение 4 минуты
Фото: Из интернет-источников

Иногда возникают недоразумения по поводу некоторых моих статей, в которых описываются мероприятия, которые я посещал, в частности, службы в инославных храмах. Или, вот, например, вечер памяти митрополита Антония (Блюма). Мне было интересно послушать, что говорят о нем его почитатели. Несмотря на то, что в личности этого владыки много интересных и симпатичных моментов, я не являюсь его последователем и вполне разделяю общеизвестную критику некоторых его взглядов. Что касается инославных, то, по моему убеждению, глубокое их изучение и критический разбор невозможны без личного соприкосновения и наблюдения.

Как литургисту, лютеранское богослужение мне малоинтересно. Временные его параметры: один час в воскресенье плюс один раз в месяц «причащение» (у лютеран в центре Москвы плюс еще служение по четвергам в часовне). А какой смысл больше молиться, если речь идет только о прославлении Христа, по вере в Которого ты уже спасен? О прощении грехов? О помощи в борьбе со страстями и пороками? Согласно лютеранской доктрине, Христос совершил наше спасение и по вере в Него мы уже спасены, от нас уже ничего не зависит. Что касается добрых дел, то они, конечно, должны быть, но не в качестве сатисфакции (удовлетворения), а как выражение благодарности Богу. Лютер, как известно, отвергал Послание апостола Иякова, в котором говорится, что «вера без дел мертва». Он называл это Послание «соломенным», а покаяние – ветхозаветным установлением. Евхаристия, в лютеранском понимании, является Телом и Кровью только в момент их принятия, по вере принимающих, а вне этого – до и после принятия – это просто хлеб и вино. У лютеран нет понятия «потребление Святых Даров» – остатки по окончании службы просто сливаются. В Православной Церкви свершителем этого Таинства является законно рукоположенный священник, имеющий апостольское преемство. Согласно лютеранской доктрине, как это явствует из текста одного из стендов у кафедрального Петропавловского собора: «рукоположенный пастырь не обладает какой-то особой благодатью, он не отличается от остальных верующих». Текст стенда гласит: «Если человек постигает Евангелие, то он уже больше не должен что-то делать для своего спасения. Он просто понимает, что он спасен. Спасен без всяких заслуг».

… Было интересно понаблюдать «кухню» – приготовление к служению в лютеранской капелле рядом с кафедральным собором Петра и Павла. В небольшом помещении собирается преимущественно молодежь, хористы проходят на небольшой балкон. Нет ни одной женщины в платке, почти все в брюках. Все веселые – а о чем печалиться, когда грехи все прощены и все спасены?! Никакая аскеза не имеет смысла. Средних лет пастор демократично общается с собравшимися, шутит. К нему все обращаются по имени-отчеству. У стены прямоугольный стол, на котором лежит Священное Писание. Над столом – изображение Христа (единственное изображение здесь). В Троицком лютеранском храме на Немецком кладбище можно увидеть рублевскую Троицу. Дважды ударили в колокольчик, заиграл орган. Электричество не работало, в полумраке все выглядело мрачновато, напоминало склеп. Служитель в черной рясе с двумя белыми полосками, спускающимися с шеи, прочитал отрывок из Евангелия: «Слушающий вас – Меня слушает» (позже еще была прочитана притча о богатом и Лазаре). Эти евангельские места как-то слабо были связаны с содержанием проповеди: «ходил в магазин», что-то насчет зонтика... Запомнилось, что поскольку он ходит с наушниками, слушая что-то духовное и музыку, то охранник собора посоветовал ему снимать хотя бы один наушник – а вдруг кто-то попросит закурить. Цитировал отрывок из песни Виктора Цоя «Следи за собой». Общий вывод: «Дорожи тем, что у тебя есть». Вопреки моим ожиданиям, на немецком ничего не было, кроме слова о том, что Бог есть Любовь. Непривычно шумно было перед богослужением и после. У себя в храме я слежу за тем, чтобы была тишина, помогающая сосредоточиться.

- «Какая радость – меня Бог любит, Бог есть Любовь», – пели все хором. Всего было пропето пять гимнов. Их номера были размещены на табличках с обеих сторон. Из Символа веры выпал ряд слов, например, о несотворенности и вочеловечивании Сына Божия. Не говорилось в нем ничего об исхождении Святаго Духа – ни от Отца, согласно православному вероучению, ни «и от Сына» (филиокве – как у католиков). Не почувствовал серьезного настроя на серьезное служение, предстояние пред Творцом. Впечатление тусовки.

Пастор воздевал руки, провозглашал всем мир, преподал заключительное благословение – но кто он? Ведь его «рукоположение» не имеет сакраментального значения, оно только дает полномочие на служение.

- «С Богом, всего хорошего, до свидания» – последнее, что сказал пастор. Я тогда вспомнил заключительные слова известного стихотворения Тютчева о лютеранском богослужении: «В последний раз вы молитесь теперь».

Полторы тысячи лет Церковь учила о необходимости борьбы с ветхим человеком, о синергии – сочетании божественной благодати и усилий человека в достижении спасения, о необходимости апостольского преемства для священства, о прощении грехов в Таинстве крещения, о буквальном понимании Евхаристии как Истинного Тела и Истинной Крови Христовых и т.д. И вот, появляется умник, монах-расстрига, поправший обеты, женившийся на монахине, отчаявшийся в попытках обуздать свои пороки – «доктор» Лютер. Протестанты, возмущенные отступлениями средневекового католицизма, такими, как продажа индульгенций, вместе с грязной водой выплеснули и ребенка – отказавшись от ряда важных вещей изначальной веры или серьезно исказивших их. Какая ужасная трагедия! И если протестанты такие прогрессивные и передовые, почему же скандинавские страны по ряду порочных явлений в первых рядах? Почему такой низкий процент верующих в них и неблагоприятная демография? Отринув все церковное богатство, безценный опыт сонма подвижников благочестия в борьбе с грехом, установленные Церковью богослужебные чины, протестанты изобрели свои, что неизбежно, т.к. человек состоит не только из души, но и тела. Человек, как ему внушили, уже прощен и спасен ради Крестной Жертвы Христа, но он все-таки ощущает в себе внутреннюю борьбу и греховную скверну. Не поэтому ли тогда в своей краткой исповеди на службе в чине исповеди лютеране произносят: «Помилуй меня, бедного грешника, и взгляни милостиво, как Ты взглянул на Петра, когда он отрёкся от Тебя и на грешную женщину в доме фарисея, и на разбойника, висящего на кресте, и даруй мне милость, чтобы я, как Пётр, плакал о грехах…»

- «Слава Господи Тебе! Слава вечно и везде! О, молю, Себе пути в моем сердце обрети!» Как в католической мессе, лютеране троекратно поют: «Христос, Агнец Божий, Принявший грехи мира, помилуй, помилуй нас!» Странно: просят о помиловании, но ведь все уже спасены. Впечатление раздвоенности: доктрина гласит об объявлении в результате Крестной Жертвы Христа грешников праведниками, а внутри человек, испытывая раздвоенность и борьбу, инстинктивно стремится к помилованию и прощению своих грехов.

Игумен Кирилл (Сахаров), настоятель храма свт. Николы на Берсеневке, член Союза писателей России

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игумен Кирилл (Сахаров)
Крестный ход на «отцовские могилки»
На престольном празднике православного старообрядческого храма в Подмосковье
15.06.2024
«Я умру вашим императором!»
Из выступления на конференции, посвящённой Павлу I
30.05.2024
Мой Петербург: от растерянности к симпатии
Заметки с конференции по единоверию
28.05.2024
«Они стреляли в него, но всё бесполезно»
Слово игумена Кирилла (Сахарова) в день памяти прп. Иова Почаевского
20.05.2024
Все статьи Игумен Кирилл (Сахаров)
Последние комментарии
Вновь о «екатеринбургских останках» и о роли личности
Новый комментарий от Фиалковский
16.06.2024 11:52
«В Советском Союзе из социализма сделали гражданскую религию»
Новый комментарий от Русский танкист
16.06.2024 11:29
Ещё раз о календарном вопросе
Новый комментарий от Р.Б.Павел
16.06.2024 10:57
Американские новые «Старые правые» о «еврейском вопросе»
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
16.06.2024 10:07
Что мы без Никейского Символа веры?
Новый комментарий от Алекс
16.06.2024 09:33
Добровольцы
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
16.06.2024 08:19
Игорь Тальков – Господь воздаст отмщение
Новый комментарий от Советский недобиток
16.06.2024 07:28