В преддверии Петербургского международного экономического форума Фонд Росконгресс выпустил официальный журнал мероприятия. Издание распространяется на площадке ПМЭФ, рейсах «Аэрофлота» и РЖД – в поездах «Сапсан» по маршруту Москва – Санкт-Петербург – Москва, сообщает сайт ПМЭФ.
Центральный материал номера «Формирование новых точек роста – основа многополярного мира» повторяет главную тему Форума. Речь в статье идет о глобальных политических и экономических изменениях, а также о роли России в этих процессах. Особо подчеркивается растущее влияние блока БРИКС, который в 2024 году – в год председательства России – увеличился вдвое по количеству стран-участниц и, по сути, является сегодня единственным и безальтернативным кандидатом на роль переходной структуры к многополярному миру.
Отдельный материал посвящен Оману – стране-гостю ПМЭФ-2024, отношения с которым обещают самые большие перспективы.
Настоящим украшением журнала является эксклюзивное интервью Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, в котором он рассуждает о христианском начале в экономике, отношении к богатству и меценатству, о православной корпоративной культуре.
«Справедливость несомненно является значимой добродетелью, но христиане смотрят на нее через призму любви, которая называется вершиной, "совокупностью совершенства", как пишет апостол Павел в послании к жителям города Колоссы. Почему именно любовь занимает высшее место в иерархии добродетелей? Мы живем в падшем мире, где люди борются за мирские блага, используя разные лозунги, в том числе лозунги справедливости. Но христианство призывает нас в первую очередь задаваться вопросами не "чего я могу потребовать?" и "на что я могу предъявить свои права?", а "что я могу сделать для ближнего, для общества, для страны?"», - подчеркнул Первосвятитель.
«Так из позиций различных участников экономических отношений, через внутренний труд души каждого человека-христианина, заботящегося о благе ближних и всей страны, постепенно формируется стремление к общей справедливости, которая отнюдь не становится синонимом принудительного выравнивания, а является сложной и динамичной системой отношений, которую может поддерживать общество, относящееся к исполнению нравственного закона как к своему целеполаганию. И чем больше в этой системе будет христианского начала, чем больше жертвенной любви и честного отношения к своим обязанностям — деловым, трудовым, государственным, социальным, — тем более справедливым будет всё общество», - пояснил Предстоятель Русской Церкви.
«В евангельской притче о талантах Христос говорит о том, что любые наши способности даны Богом, и Он спросит нас о том, как мы их использовали. Если, скажем, Бог дал человеку дар предпринимательства, он может принести очень много пользы своим ближним: производить и доставлять нужные вещи и услуги, создавать рабочие места, развивать производство. Он может использовать заработанные им деньги на служение Богу и ближним, ради блага и процветания родной страны. Человек, который тратит заработанное на то, чтобы создавать себе максимально высокий уровень личного комфорта, формально, быть может, и не нарушает никаких законов, но христианская этика призывает его использовать свои богатства не на то, чтобы "пиршествовать блистательно", а на то, чтобы служить Богу и ближним», - напомнил Святейший Патриарх Кирилл.
«Вместе с тем, - продолжил он, - люди не столь, как им кажется, материально успешные не должны впадать в уныние, завидовать и враждебно относиться к тем, чей достаток выше, — это тоже состояние греховное. И мы, увы, видели, к какой социальной катастрофе в свое время привела социальная ненависть, которую разжигали под благозвучным именем "справедливости".
Иными словами, мы призваны "служить друг другу, каждый тем даром, какой получил", как сказано об этом в Библии (1 Пет. 4, 10). Государственные деятели должны заботиться о том, чтобы, с одной стороны, предприниматели имели наилучшие возможности для служения обществу, с другой — чтобы никто не был лишен необходимого для жизни. Очевидно, что в этом греховном мире не будет существовать абсолютной справедливости, но каждый из нас может, выбирая любовь, а не алчность, сострадание, а не эгоизм, делать этот мир более справедливым», - убеждён Первоиерарх.
Предстоятель Русской Церкви обратил внимание на слова апостола Павла: «корень всех зол есть сребролюбие» (1 Тим. 6, 10). «Заметьте: не серебро, не деньги как таковые, а именно недолжное отношение к деньгам — сребролюбие, - отметил он. - Богатый человек действительно сталкивается с большими искушениями. Ему легче впасть в надменность и заносчивость, в блуд и глупую уверенность, что богатство всё ему даст и от всего защитит. Это опасная убежденность: "всё моё", "всё куплю" делает человека черствым, ослепляет его ум и сердце.
Бывает так, что, гоняясь за богатством, люди предают друзей и разрушают семьи. Но это не делает злом само богатство. Сильные, красивые или умные люди могут обращать свои дары ко злу, но это не делает силу, красоту или ум злом. Так же и богатство, хотя оно требует осторожности, благоразумия и рассудительности».
Первосвятитель напомнил, что «в Библии есть такие мудрые слова: "Хорошо богатство, в котором нет греха, и зла бедность в устах нечестивого" (Сир. 13, 30). В евангельских притчах Христос часто приводит примеры из жизни купцов. Он не только их не осуждает, но как бы считает само собой разумеющимся, что торговать нужно с прибылью. Так, в уже упоминавшейся притче о талантах господин говорит слуге, зарывшему свой талант в землю: "Надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью" (Мф. 25, 27). Христианское отношение к богатству заключается в том, что оно, как дар Божий, должно быть использовано не для наслаждения и эгоистических целей, но для добрых дел. Выражаясь словами апостола Павла, человек призван "богатеть добрыми делами, собирая себе сокровище, доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни" (1 Тим. 6, 17–19). Богатство, таким образом, может как погубить душу, так и послужить к спасению человека, если он употребит его правильно».
По его словам, «большинство людей, которые ссылаются на работу немецкого ученого Макса Вебера "Протестантская этика и дух капитализма", её просто не читали. Тезис "протестантизм содействует процветанию, а православие — нет" начинает рассыпаться, как только мы попробуем соотнести его с данными».
«Процветание страны зависит от множества факторов: в частности, от защищенности страны от иностранных вторжений, от наличия природных ресурсов, от климата и многого другого. Нам приводят США как пример сочетания протестантизма и процветания. Но почему Штаты сложились как преимущественно протестантская страна? Потому что люди из стран Северной Европы предпринимали опасное путешествие через океан, переживали множество опасностей, подвергали себя страшным лишениям, потому что зачастую дома, в протестантских Британии или Германии, им было просто нечего есть, а другим угрожала смерть из-за религиозных преследований. И в наши дни, если мы посмотрим на статистику, самые богатые религиозные группы внутри США — это индуисты и иудеи, и только ближе к середине списка — лютеране, немного ниже православных. То есть сама связь между протестантизмом и процветанием не просматривается», - пояснил Первосвятитель.
«Кроме того, - продолжил он, - в России тоже есть своя богатая предпринимательская культура, построенная на христианских принципах. Вспомним хотя бы примеры купцов, которые осуществляли свою деятельность, руководствуясь православной этикой, сочетая лучшие деловые качества с помощью ближним, активным участием в социальных проектах».
«С неизменно глубокой благодарностью вспоминаю многих щедрых "благотворителей, благоукрасителей, жертвователей", о которых возносятся молитвы за каждой Литургией. Благодаря им возводятся храмы, монашеские обители и духовно-просветительские центры, тысячи людей обретают спасительную веру. Они делают самое разумное вложение капитала, которое только может быть: в вечное спасение, своё и других людей. Всё в этом мире придёт к своему завершению, но те плоды доброделания, которые люди приносят, служа Богу и ближним, останутся с ними навсегда», - подчеркнул Святейший Патриарх Кирилл.
«Еще ветхозаветный пророк свидетельствовал о том, что Бог щедро воздаст тому, кто преданно жертвует Ему: "Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моем была пища, и хотя в этом испытайте Меня, говорит Господь Саваоф: не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка?" (Мал. 3, 10). Ту же мысль повторяет апостол Павел: "Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет" (2 Кор. 9, 6).
Если платить десятину не по силам, определите сами какую-то сумму, которая вас не искушает. Бог видит сердце человека, чистоту его намерений и каждое движение души. И еще надо помнить, что главный плод от жертвы получает именно тот, кто отдает. Постепенно, стараясь следовать воле Божией, вы придете к тому, что сам Господь покажет вам путь к тому, как успешнее предпринимать то или иное дело и как благоразумнее тратить», - не сомневается Предстоятель Русской Церкви.
«Бог наделил человека свободной волей, и каждый сам несет ответственность за свои отношения с Ним. Человека невозможно принудить к спасению, - пояснил он. - Более того, давление в вопросах веры может принести обратные результаты. Оно может обернуться, с одной стороны, яростным противлением, с другой — лицемерием и притворством, когда люди изображают из себя православных, чтобы только продвинуться по службе.
Православный руководитель должен не принуждать, а привлекать людей к вере, прежде всего личным примером честной, порядочной и нравственной жизни, искренней заботой о сотрудниках. Православный руководитель призван вести себя так, чтобы его сотрудники — верующие или нет — испытывали радость и благодарность за то, что трудятся под его началом.
Православная корпоративная культура, конечно, может существовать и развиваться. Ее должны отличать кристальная честность, забота о людях, высокая личная нравственность, добросовестность в работе, служение общему благу и доброжелательное отношение ко всем, независимо от их религиозных взглядов».
«Сейчас скажу, быть может, несколько неожиданную вещь: русская трудовая этика не в последнюю очередь связана с деятельностью монастырей, - отметил Первоиерарх. - Так сложилось исторически. Вспомним, что во многом благодаря монашеству были освоены суровые земли Русского Севера. Основанные иноками общины трудились над преображением окружающего пространства. Именно активная "монастырская колонизация" послужила отправной точкой для развития многих регионов нашей страны, создания поселений, городов.
Сегодня люди часто говорят о том, что им "некогда молиться", что дел слишком много. Но великие труды монахов были совершены именно с молитвой. Секрет успеха прост: он заключается в том, что христианин призывается совершать труды как для Самого Бога и с памятью о Боге. "Всё, что делаете, делайте от души, как для Господа", — советует апостол Павел (Кол. 3, 23). Это является важнейшим принципом всей монашеской трудовой этики — работа становится гармоничным продолжением служения Христу.
Если бы мы могли в полной мере осознать, что наш повседневный труд — это служение Богу, мы бы увидели все, что мы делаем, в совершенно ином свете».
«Этими принципами руководствовался и преподобный Иосиф Волоцкий, который подчеркивал необходимость экономического процветания Церкви, "чтобы было из чего уделять нуждающемуся", выражаясь словами апостола Павла (Еф. 4, 28), - напомнил Святейший Патриарх Кирилл. - Вспоминая преподобного Иосифа, важно также отметить, что он не просто вел обширнейшую благотворительную деятельность, но и впервые, может быть, в нашей истории возвел социальное служение до уровня отлаженной системы.
Конечно, здесь также уместно вспомнить этические системы, скреплявшие в былые времена прочность купеческих отношений. До сих пор памятно незыблемое, будто "высеченное в камне", слово русского купца. Вспоминается известная история с продажей имения купцом Петром Павловичем Капыриным. Он договорился с покупателем, получил даже залог, но сделка была заключена лишь на словах. А потом выяснилось, что именно в этом месте, в Малоярославце, должна пройти железная дорога и стоимость земли выросла в несколько раз. Несмотря на более выгодные предложения, Капырин не отказался от своего слова, дорожа честью и деловой репутацией».
«К отечественным традициям также можно отнести широко развивавшиеся в начале XX века горизонтальные трудовые отношения: артельные и кооперативные, куда объединялись освобожденные от крепостной зависимости русские люди. А опыт общинного хозяйствования? В этих равных отношениях также важную роль играло этическое начало, без него они бы просто не состоялись. Есть множество примеров ответственного поведения владельцев крупных промышленных предприятий, обеспечивавших своим рабочим не просто высокий уровень заработной платы, но и целый комплекс социальных благ. Всё это часть русской традиции. Надо изучать и анализировать историю и применять лучшие практики сегодня, создавая новую русскую деловую традицию, укорененную в христианской культуре», - призвал Первосвятитель.
«Церковь не отменяет экономическую науку, - подчеркнул он. - Церковь помогает людям родиться духовно, и благодаря этому духовному рождению у них появляются другие цели, заботы и устремления. Если эти люди работают в области экономики, они привносят в нее христианское целеполагание и христианский взгляд на мир и человека. Как раз примером этого является упомянутый вами свод принципов и правил. Вопросы общего порядка, касающиеся отношения Русской православной церкви к тем или иным аспектам хозяйственной деятельности, отражены также в "Основах социальной концепции".
Церковь прежде всего помогает людям обрести веру и установить личные отношения с Богом. Те, кто опытно переживает общение с Христом в молитве и Святых Таинствах, кто искренне старается жить по воле Божией, становятся способными менять к лучшему любую область, где они трудятся, в том числе экономику.
На языке православной духовной традиции это называется действием Божественной благодати, которая через людей преображает мир».