Как известно любому школьнику, вынужденному ознакомиться с творчеством Пушкина, русский бунт характеризуется двумя основными прилагательными. Однако, думается, что автор Золотого века русской литературы не мог и представить, насколько широко распространится применение его крылатой фразы в нашу эпоху развитого постмодернизма.
И если основой русского кино в последнее десятилетие стала деконструкция, то и крылатая фраза классика нынче непременно должна получить соответствующее звучание — «русский карго-культ, бессмысленный и беспощадный». А когда объект культа снимает жена кинозвезды, до этого известная в основном коммерчески провальными проектами с участием мужа, результат обычно бывает предсказуемым.
год: 2024
режиссёр: Анна Матисон
в ролях: Сергей Безруков, Николай Шрайбер, Ольга Лерман, Мария Смольникова, Олег Савцов, Игорь Гордин, Зоя Бербер
Сериал открывается великолепной в своём юридически корректном бесстыдстве фразой о том, что хотя он и основан на реальных событиях, некоторые моменты и персонажи могут отличаться от своих прототипов, а то и вовсе быть вымышленными. Этот подход немедленно напомнил мне любимый приём современных российских индустриалистов — взять китайское ведро марки «Табень тудень», поменять пару шильдиков, и гордо назвать его «Камазом» или «Москвичом». Но если в материальном мире законы физики и стремительное распространение ржавчины хотя бы слегка ограничивают подобную деятельность, то в области искусства полёт фантазии авторов поистине бескраен, и принимает в данном случае форму кинокомикса, освещающего наиболее интересные эпизоды жизни Плевако, будь они реальными или воображаемыми.
Соответственно, начинается повествование с короткой сцены, комбинирующей судебное заседание и языческие похороны. Главный герой — присяжный адвокат Николай Фёдорович Плевако, хотя в реальности он был Фёдор Никифорович, но, во-первых, сценаристам всякие мелочи неинтересны, а во-вторых, современная аудитория, состоящая из зумеров, вряд ли сможет выговорить «Никифорович». Также, к вящему удовольствию любителей экшена, кроме юриспруденции, Плевако в совершенстве владеет паркуром и кунг-фу. Впрочем, авторы добросовестно объясняют данную сюжетную линию тем, что Плевако по матери киргиз, а это по нашим санкционным временам считай полноценный импортозаместитель японца.
Похоронив мать согласно языческому обряду, истинный православный Плевако решает снять стресс и принимает участие в подпольных боях без правил, где демонстрирует аудитории свои навыки замедления времени и акробатических трюков в стиле Нео. Побив оппонента, герой отбывает назад в Москву, где его ждёт громкое дело об убийстве аристократа, соблазнившего бедную девицу. Плевако начинает собственное расследование и немедленно выясняется, что в числе талантов протагониста есть также и суперзрение, острейший слух, умение методом дедукции создавать точнейшие 3D-проекции событий прошлого в своём уме, да ещё и энциклопедические знания в абсолютно всех областях жизни. Кроме того, героя не берут пули убийц и даже угарный газ. Словом, я рад констатировать, что наши креативщики наконец-то посмотрели «Шерлока Холмса» Гая Ричи.
Тем временем в рудиментарном сюжете появляются условные антагонисты — обер-прокурор Святейшего Синода Константин Петрович Победоносцев и известный промышленник Демидов. Чтобы оправдать своё присутствие на экране, Победоносцев ни с того ни с сего начинает лезть в бытовое уголовное дело, стремясь всеми силами пришить обвиняемой в убийстве любовника девушке политическую статью. Стоит ли говорить, что сценаристы упустили ключевой момент: Святейший Синод судил исключительно духовенство и занимался цензурой, и законно осуществлять прокурорский надзор над обычным уголовным процессом, и уж тем более вести его, Победоносцев никак не мог. К тому же, должность обер-прокурора в целом не была связана с поддержанием обвинения, поскольку ещё со времён Петра I, создавшего империю по римскому образцу, обер-прокурор функционально являлся скорее прокуратором, то есть представителем императора в некой области. Впрочем, откуда сценаристам знать такие исторические и культурные тонкости, ведь в наше время Москва из Третьего Рима постепенно превращается во Второй Душанбе, поэтому главное использовать красивый термин «обер-прокурор», а на остальное плевать. Кстати, непонятно, каким образом Плевако и Победоносцев чуть ли не каждую неделю встречаются то в суде, то на балу, то за обедом — Плевако практиковал в Москве, а место работы обер-прокурора было за 600 с лишним вёрст в бывшем тогда столицей Петербурге. Впрочем, учитывая, что сценарий писала девочка, не удивлюсь, если по её мнению, в XIX веке уже был «Сапсан».
Ну а Демидов представляет собой идеальный образ картонного купца-ретрограда, развлекающегося битьём посуды, морд прислуги и психологическим абьюзом супруги. Стоит ли говорить, что именно последнее обстоятельство заставляет женатого и обременённого детьми, но тем не менее крайне либерального Плевако, страстно возжелать жену ближнего своего и создать тем самым незамысловатую любовную интригу.
В дальнейшем сюжет развивается согласно вполне стандартному и предсказуемому алгоритму. Каждая серия рассказывает о новом судебном деле, развлекая зрителя весьма красиво снятыми крупными планами красавец, лакеев, юнкеров и французской булки, Плевако тем временем элегантно страдает от несчастной любви, тем не менее постепенно приближаясь к своей амурной цели, радуя сердца прекрасной части аудитории, а антагонисты, страшно пуча глаза и брызжа слюной, бормочут «тащить и не пущщать». Кто же одержит верх в этом противостоянии кондовых стереотипов? Думаю, ответ очевиден.
История собственной страны является ценным творческим ресурсом, использование которого зачастую способно придать посредственному повествованию второе дыхание, изящный стиль, и иногда даже трёхмерность. «Линкольн», «Банды Нью-Йорка» и «Патриот» заслуженно вошли в золотой фонд мирового кино, да и тот же банальный викторианский Лондон уже более ста лет подряд стабильно обеспечивает как минимум 5% нетто-доходов Голливуда. Но отличие рационального творческого переосмысления западного опыта от бездумного карго-культа заключается как раз в заимствовании и адаптации наиболее удачных, а не самых слабых творческих приёмов. Увы, но начиная с первых же кадров «Плевако» проявляет себя с далеко не лучшей стороны.
До сих пор модная, а значит обязательная деконструкция классики выражается в крайне лубочной форме подачи материала. Те же судебные заседания, которыми так богат сценарий, представляют собой даже не подобие суда, а откровенный балаган, и юридическим приёмам Плевако бесконечно далеко до уровня Сола Гудмана и Клэренса Дэрроу. Диалоги осовременены, оперные дивы XIX века кроют друг друга матюгами, промышленники и аристократы общаются в стиле гопников, бьют посуду в трактирах (почитать пьесы Островского о жизни купцов авторам было лень), насилуют жён в стиле «Хранителей» Зака Снайдера, впрочем, в отличие от чёткого Остряка, так и не доводя дело до конца. Хотя с другой стороны, удивляться тут нечему — сериал рассчитан на современного массового зрителя, а у целевой аудитории Донцовой и Инстасамки именно такое представление о жизни элиты.
Также преклонение перед худшими элементами современной глобальной культуры, включая феминизм и культурный марксизм, заметно в деталях повествования — помощник Плевако для пущего шика каждые пять минут вставляет в речь английские фразы; сам протагонист не упускает возможность подчеркнуть, что он не какой-то там степашка, а гордый калмык, и это при том, что в Российской Империи национальность определялась в первую очередь согласно вероисповеданию, а Гоголь в «Тарасе Бульбе» прямым текстом причислял всех православных жителей государства к русским; все москвички XIX века настолько сильны и независимы, что дадут фору любой британской суфражистке; в честь победы в очередном деле протагонист непременно танцует калмыкский брейк-дэнс (впрочем, у Тома Круза современный вариант «хава нагилы» всё равно получился куда лучше); а православное духовенство погрязло в коррупции и активно сотрудничает с бандитами.
Впрочем, справедливость требует отметить некоторые на удивление удачные моменты сериала, в частности, обычно донельзя романтизированные народовольцы и прочие социалисты показаны крайне реалистично и предстают настоящими сволочами и беспринципными убийцами, которым по сути всё равно, кого резать, стрелять и взрывать, лишь бы глобалисты и прочие безродные космополиты продолжали финансировать террор.
Форма и техническая сторона проекта идеально соответствуют выбранному авторами стилю безыскусного комикса. О каких-либо многоходовых комбинациях, сложных поворотах сюжета или попытках заставить зрителя задуматься речь даже не идёт — все интриги рассчитаны на 15-минутный цикл внимания аудитории с синдромом гиперактивности. Соответственно, основной сюжетный приём, повторяющийся из серии в серию, заключается в том, что Плевако напрямую задаёт вопросы свидетелю, который тут же во всём признаётся, становясь таким образом обвиняемым, а весь процесс чем-то напоминает компьютерную игру на низком уровне сложности.
При этом исторический антураж и бэкграунд использованы весьма дельно, явные анахронизмы не режут глаз, и в целом атмосфера сериала вышла довольно ненавязчивой и приятной, несмотря на любовь режиссёра к регулярным флешбэкам, которые чаще всего накрывают Плевако в ванной — как тебе такое, Нолан? К тому же, свою долю в развлечение публики вносит целомудренная обнажёнка неполного второго размера. Единственное, за что следует пожурить авторов, так это упущенный шанс взять на роль проституток и воровок современных звёзд соцсетей вместо несколько зажатых провинциальных актрис — было бы куда смешнее. В целом же вышло неплохо, хотя и совсем не то, чего я ждал от сериала про великого юриста. Впрочем, тут уж я сам виноват, поскольку от отечественных сериалов лучше не ждать ничего, тогда заведомо не расстроишься.
Кастинг проведён прилично и вполне соответствует уровню материала. Звезду проекта Сергея Безрукова ни в коем случае нельзя назвать бесталанным артистом, да и роль ему в данном случае выпала несложная — знай себе ходи, сверкай щегольским пенсне, и всем своим видом демонстрируй свою невообразимую крутизну и стильность. Тем не менее, в эпизодах, где от актёра требуется изобразить периодически накатывающую на Плевако духовность, он явно переигрывает, создавая скорее комический эффект.
Ольга Лерман хороша, хотя и несколько стерильна в роли Марии Демидовой, но недостаток харизмы в их паре с лихвой возмещает Николай Шрайбер, исполняющий роль её бесноватого мужа. Мария Смольникова в роли эмансипированной сестры Плевако и Олег Савцов а роли его помощника отвечают за комедийный элемент повествования. Игорь Гордин, выступивший в роли Победоносцева, успешно использует свой театральный опыт и создаёт весьма взвешенный и трёхмерный образ государственного мужа. В свою очередь, Зоя Бербер весьма аутентично играет жену очередного Коляна, хотя в роли робота-полицейского она в своё время радовала аудиторию куда больше.
Итог: неординарное событие в отечественной киноиндустрии — сериал, который, несмотря на все его недостатки, не вызывает немедленных рвотных позывов. Ради такого чуда можно и посмотреть.