Практически любая энциклопедия даст следующее определение человеку, что он – существо биосоциальное. Если разобрать это слово по частям, то мы получим буквально следующее: с греческого языка «βίος» – «жизнь, природа», а «socium» с латинского языка переводится как «общий, совместный». Получается, что человек – это природно-общественное существо. Немного куцее определение, согласитесь. Ведь в христианстве, не отвергая вышесказанного человека называют еще и «личностью», потому что мы носим в себе и на себе образ, отпечаток самого Бога. Человек не может жить один. Ему важно быть в паре с кем-то. И речь не только о браке, но и о дружбе, товариществе и партнерстве. Мы можем от много отказаться, но только не от общения. Это для нас сродни пытке. И все же есть те, кто добровольно принимает на себя подвиг отшельничества. Вот о них, об аскетах мы сегодня и поговорим. Чтобы было легче ориентироваться в терминах, будем сразу давать им русский перевод.
Итак, слово «аскет» (ἀσκέω), как вы уже догадались греческое, и в переводе означает – «упражняться», «заниматься». То есть те, кто предаются аскетизму упражняют свое тело, ум и волю. Делают они это исключительно для того, чтобы приблизиться к Богу. Естественно, возникает вопрос: все ли должны избегать общества и заниматься аскетизмом? И ответить на него можно по-разному. Нет, не все, не всегда и, наконец, не везде. Приведу вам несколько цитат: «Худые сообщества развращают добрые нравы» (1 Кор. 15, 33); «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей» (Пс. 1, 1). Стоит ли избегать таких обществ? Думаю, ответ очевиден. А теперь еще цитаты: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе» (1 Кор. 7, 5); «Желаю, чтобы все люди были как и я (в девстве); но каждый имеет своё дарование от Бога, один так, другой иначе» (1 Кор. 7, 7).
Итак, что мы видим. Библия прямо говорит нам, каких собраний следует избегать, а к каким стремится. Также здесь говорится о разумном аскетизме и это не только о воздержании плоти, но и души, и духа. Главное понять, что, избирая путь монашества (от древнегреческого «μοναχός» – «одинокий», «уединённый»), человек не должен думать, что он чем-то возвысился над остальными. Достаточно вспомнить, как Господь смирил преподобного Макария Великого показав ему две семьи, живущих под одной крышей, в тесноте, в бедности, но при этом ни разу не сказавшим друг друга худого слова.
Сегодня Церковь вспоминает великого подвижника древности – Пахомия Великого. Чем же знаменит этот человек? Родился он предположительно около 292 года в языческой семье в городе Фивы. При рождении получил имя Пахомий (в переводе с греческого языка «πάχυς» – «широкий» и «ὧμος» – «плечо»), что можно перевести как «широкоплечий». Получив начальное образование, он решил сделать военную карьеру и вступил в войско императора Константина Великого простым солдатом. В ходе военной операции на побережье Северной Африки, впервые столкнулся с христианами и христианским учением. Произошло это в 312 году. Был настолько поражен услышанным и прочитанным, что стал склоняться в сторону этой религии. Будучи добрым по своей природе и не чувствуя в себе желания и силы убивать людей, он оставляет службу, а вместе с ней и надежды о большой карьере.
Узнав об отшельниках в местечке Шенесит (греческое название этого места Хенобоскион, а современное арабское Наг-Хаммади), Пахомий принимает здесь крещение, и становится учеником подвижника Паламона Фиваидского. Через некоторое время, после кончины своего учителя он начинает подвизаться самостоятельно в развалинах селения Тавенниси. К нему стал стекаться народ. И как сообщает нам церковный историк Паладий: «постепенно его община выросла до 7000 человек в 11 монастырях». В чем же секрет успеха Пахомия?
Здесь следует шаг назад, и немного рассказать о монашестве до его официального оформления в христианское движение. Монашество возникло в христианской общине не сразу, а примерно с III века. Церковь относилась настороженно и ревностно к монахам. Так как считала, что монашество уводит людей от общины. Доля истины в этом была. Прошло еще столетие, пока не появились столпы монашеского делания, такие как Антоний Великий, Пахомий Великий, Макарий Великий и Бенедикт Нурсийский. Которые смогли не только примирить мирян и монахов, но и создать условия для комфортного сосуществования этих двух видов жизнедеятельности в рамках одной Церкви.
Конкретно, Пахомию принадлежит честь создания первого в мире общежительного устава. Слово «общежительный» по-гречески звучит как «κοινό-βιος» и дословно переводится как «совместная жизнь». Так вот для первых монахов киновийного жития, устав Пахомия казался даром с небес. Предание сообщает нам, что Пахомий за свою чистую жизнь удостоился видеть мир ангельский. Так что неудивительно, что то, что говорил преподобный Пахомий, носило отпечаток его личного разговора с Богом. К сожалению многих, жизнь преподобного Пахомия оборвалась на взлете. Он умер рано, став жертвой страшной эпидемии, разразившейся в Северном Египте. Но до последнего своего вздоха, он проповедовал слово Божие и причащал людей. Скончался он в 346 году.
Закончить свою проповедь хотелось бы словами еще одного восточного философа и мудреца Омара Хайяма:
«Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно не мало,
Два важных правила запомни для начала:
Ты лучше голодай, чем что попало есть,
И лучше будь один, чем вместе с кем попало».
Действительно, здоровое ограничение себя в пище, словах и поступках благотворно влияют на наше с вами духовное взросление. Без небольших жертв и усилий невозможно достичь результата. Как атлеты тренируют свое тело, так и верующие люди тренируют свою душу. С праздником, дорогие друзья.
Роман Викторович Овчаренко, кандидат богословия, магистр истории