«Без небольших жертв и усилий невозможно достичь результата»

Проповедь в день памяти преподобного Пахомия Великого

0
112
Время на чтение 5 минут
Фото: zelengarden.ru

Практически любая энциклопедия даст следующее определение человеку, что он – существо биосоциальное. Если разобрать это слово по частям, то мы получим буквально следующее: с греческого языка «βίος» – «жизнь, природа», а «socium» с латинского языка переводится как «общий, совместный». Получается, что человек – это природно-общественное существо. Немного куцее определение, согласитесь. Ведь в христианстве, не отвергая вышесказанного человека называют еще и «личностью», потому что мы носим в себе и на себе образ, отпечаток самого Бога. Человек не может жить один. Ему важно быть в паре с кем-то. И речь не только о браке, но и о дружбе, товариществе и партнерстве. Мы можем от много отказаться, но только не от общения. Это для нас сродни пытке. И все же есть те, кто добровольно принимает на себя подвиг отшельничества. Вот о них, об аскетах мы сегодня и поговорим. Чтобы было легче ориентироваться в терминах, будем сразу давать им русский перевод.

Итак, слово «аскет» (ἀσκέω), как вы уже догадались греческое, и в переводе означает – «упражняться», «заниматься». То есть те, кто предаются аскетизму упражняют свое тело, ум и волю. Делают они это исключительно для того, чтобы приблизиться к Богу. Естественно, возникает вопрос: все ли должны избегать общества и заниматься аскетизмом? И ответить на него можно по-разному. Нет, не все, не всегда и, наконец, не везде. Приведу вам несколько цитат: «Худые сообщества развращают добрые нравы» (1 Кор. 15, 33); «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей» (Пс. 1, 1). Стоит ли избегать таких обществ? Думаю, ответ очевиден. А теперь еще цитаты: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе» (1 Кор. 7, 5); «Желаю, чтобы все люди были как и я (в девстве); но каждый имеет своё дарование от Бога, один так, другой иначе» (1 Кор. 7, 7).

Итак, что мы видим. Библия прямо говорит нам, каких собраний следует избегать, а к каким стремится. Также здесь говорится о разумном аскетизме и это не только о воздержании плоти, но и души, и духа. Главное понять, что, избирая путь монашества (от древнегреческого «μοναχός» – «одинокий», «уединённый»), человек не должен думать, что он чем-то возвысился над остальными. Достаточно вспомнить, как Господь смирил преподобного Макария Великого показав ему две семьи, живущих под одной крышей, в тесноте, в бедности, но при этом ни разу не сказавшим друг друга худого слова.

Сегодня Церковь вспоминает великого подвижника древности – Пахомия Великого. Чем же знаменит этот человек? Родился он предположительно около 292 года в языческой семье в городе Фивы. При рождении получил имя Пахомий (в переводе с греческого языка «πάχυς» – «широкий» и «ὧμος» – «плечо»), что можно перевести как «широкоплечий». Получив начальное образование, он решил сделать военную карьеру и вступил в войско императора Константина Великого простым солдатом. В ходе военной операции на побережье Северной Африки, впервые столкнулся с христианами и христианским учением. Произошло это в 312 году. Был настолько поражен услышанным и прочитанным, что стал склоняться в сторону этой религии. Будучи добрым по своей природе и не чувствуя в себе желания и силы убивать людей, он оставляет службу, а вместе с ней и надежды о большой карьере.

Узнав об отшельниках в местечке Шенесит (греческое название этого места Хенобоскион, а современное арабское Наг-Хаммади), Пахомий принимает здесь крещение, и становится учеником подвижника Паламона Фиваидского. Через некоторое время, после кончины своего учителя он начинает подвизаться самостоятельно в развалинах селения Тавенниси. К нему стал стекаться народ. И как сообщает нам церковный историк Паладий: «постепенно его община выросла до 7000 человек в 11 монастырях». В чем же секрет успеха Пахомия?

Здесь следует шаг назад, и немного рассказать о монашестве до его официального оформления в христианское движение. Монашество возникло в христианской общине не сразу, а примерно с III века. Церковь относилась настороженно и ревностно к монахам. Так как считала, что монашество уводит людей от общины. Доля истины в этом была. Прошло еще столетие, пока не появились столпы монашеского делания, такие как Антоний Великий, Пахомий Великий, Макарий Великий и Бенедикт Нурсийский. Которые смогли не только примирить мирян и монахов, но и создать условия для комфортного сосуществования этих двух видов жизнедеятельности в рамках одной Церкви.

Конкретно, Пахомию принадлежит честь создания первого в мире общежительного устава. Слово «общежительный» по-гречески звучит как «κοινό-βιος» и дословно переводится как «совместная жизнь». Так вот для первых монахов киновийного жития, устав Пахомия казался даром с небес. Предание сообщает нам, что Пахомий за свою чистую жизнь удостоился видеть мир ангельский. Так что неудивительно, что то, что говорил преподобный Пахомий, носило отпечаток его личного разговора с Богом. К сожалению многих, жизнь преподобного Пахомия оборвалась на взлете. Он умер рано, став жертвой страшной эпидемии, разразившейся в Северном Египте. Но до последнего своего вздоха, он проповедовал слово Божие и причащал людей. Скончался он в 346 году.

Закончить свою проповедь хотелось бы словами еще одного восточного философа и мудреца Омара Хайяма:

«Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно не мало,

Два важных правила запомни для начала:

Ты лучше голодай, чем что попало есть,

И лучше будь один, чем вместе с кем попало».

Действительно, здоровое ограничение себя в пище, словах и поступках благотворно влияют на наше с вами духовное взросление. Без небольших жертв и усилий невозможно достичь результата. Как атлеты тренируют свое тело, так и верующие люди тренируют свою душу. С праздником, дорогие друзья.

Роман Викторович Овчаренко, кандидат богословия, магистр истории

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Роман Викторович Овчаренко
Он был свободен от предрассудков и смог углядеть Истину
Проповедь в день памяти священномученика Дионисия Ареопагита
16.10.2024
Крест – не символ унижения, но сила, которую неспособно сломить никакое испытание
Проповедь на праздник Воздвижения Креста Господня
27.09.2024
«Дар небес, вымоленный у Бога»
Проповедь на праздник Рождества Пресвятой Богородицы
21.09.2024
«Ковчег Божий»
Проповедь на праздник Успения Пресвятой Богородицы
28.08.2024
Все статьи Роман Викторович Овчаренко
Последние комментарии
«Путь России — собирание народов и земель»
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:57
Дьявольская война против России
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:16
Наша идеология – Русская Мечта о великой гармонии
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:11
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
21.11.2024 17:07
Фиктивная ликвидация
Новый комментарий от Ленчик
21.11.2024 16:37
Гарри Поттер и дух растления
Новый комментарий от Константин В.
21.11.2024 15:49