Сегодня Святая Церковь чтит память сщмч. Мокия (ок. 295). Равноапп. Мефодия (885) и Кирилла (869), учителей Словенских. Равноапостольного Ростислава, князя Великоморавского (870).
Прп. Софрония, затворника Печерского (XIII). Свт. Никодима, архиеп. Сербского (1325). Сщмч. Иосифа, митр. Астраханского (1672).
Сщмч. Михаила пресвитера (1920). Сщмч. Александра, архиеп. Харьковского (1940).
День тезоименитства Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
Святые равноапостольные первоучители и просветители славянские, братья Кирилл и Мефодий, происходили из знатной и благочестивой семьи, жившей в греческом городе Солуни. Святой Мефодий был старшим из семи братьев, святой Константин (в иночестве – Кирилл) – самым младшим.
Святой Мефодий около 10 лет был византийским воеводой в славянском княжестве Славинии, бывшею под греческой державой. По особому усмотрению, Божию Мефодий хорошо изучил славянский язык и стал располагать свою волю к отречению от всего земного. Оставив воеводство и все утехи мира, он ушел в монахи на гору Олимп.
Святой Константин с малых лет отличался большими способностями и учился вместе с малолетним Императором Михаилом у лучших учителей Константинополя, в том числе у Фотия, будущего Патриарха Константинопольского. Святой Константин в совершенстве постиг все науки своего времени и многие языки, особенно прилежно изучал он творения святителя Григория Богослова. За свой ум и выдающиеся познания святой Константин получил прозвание Философа. По окончании учения святой Константин принял сан иерея и был назначен хранителем патриаршей библиотеки при храме святой Софии, но вскоре покинул столицу и тайно ушел в монастырь. Разысканный там и возвращенный в Константинополь, он был определён учителем философии в высшей Константинопольской школе. Мудрость и сила веры ещё совсем молодого Константина были столь велики, что ему удалось победить в прениях вождя еретиков-иконоборцев Анния. После этой победы Константин был послан Императором на диспут для прений о Святой Троице с сарацинами и также одержал победу. Вернувшись, святой Константин удалился к брату своему святому Мефодию на Олимп, проводя время в непрестанной молитве и чтении творений святых отцов.
Вскоре Император вызвал обоих братьев из монастыря и отправил их к хазарам для евангельской проповеди. На пути они остановились в Корсуни, где чудесным образом обрели мощи священномученика Климента, папы Римского. Там же в Корсуни святой Константин нашёл человека, говорящего по-русски, и стал учиться у него читать и говорить на его языке. На пути домой братья снова посетили Корсунь и, взяв там мощи святого Климента, вернулись в Константинополь.
Вскоре Император призвал святого Константина и приказал идти просвещать славян в Моравии. В 863 году с помощью своего брата святого Мефодия и учеников Горазда, Климента, Саввы, Наума и Ангеляра составил славянскую азбуку и перевёл на славянский язык Евангелие, Апостол, Псалтирь и избранные службы. Затем братья отправились в Моравию и стали учить Богослужению на славянском языке. Это вызвало злобу немецких епископов и они подали жалобу в Рим. Однако по прибытии братьев в Вечный город папа Римский Адриан утвердил богослужение на славянском языке.
Находясь в Риме, святой Константин занемог и, в чудесном видении извещенный Господом о приближении кончины, принял схиму с именем Кирилл. Через 50 дней после принятия схимы, 14 февраля 869 года, равноапостольный Кирилл скончался в возрасте 42 лет. После кончины святого Кирилла папа, следуя просьбе славянского князя Коцела, послал святого Мефодия в Паннонию, рукоположив его во архиепископа Моравии и Паннонии, на древний престол святого Апостола Андроника. В Паннонии святой Мефодий вместе со своими учениками продолжал распространять Богослужение, письменность и книги на славянском языке. Это снова вызвало ярость немецких епископов. Они добились ареста и суда над святителем Мефодием, который был сослан в заточение в Швабию, где в течение двух с половиной лет претерпел многие страдания. Освобождённый по приказанию папы Римского Иоанна VIII и восстановленный в правах архиепископа, Мефодий продолжал евангельскую проповедь среди славян и крестил чешского князя Боривоя и его супругу Людмилу, а также одного из польских князей. В третий раз немецкие епископы воздвигли гонение на святителя, за непринятие римского учения об исхождении Святого Духа от Отца и от Сына. Святитель Мефодий был вызван в Рим, но оправдался перед папой, сохранив в чистоте Православное учение, и был снова возвращен в столицу Моравии – Велеград.
В последние годы своей жизни святитель Мефодий с помощью двух учеников-священников перевёл на славянский язык весь Ветхий Завет, кроме Маккавейских книг, а также Номоканон (Правила святых отцов) и святоотеческие книги (Патерик). Святитель предсказал день своей смерти и скончался 6 апреля 885 года в возрасте около 60 лет. Отпевание святителя было совершено на трёх языках - славянском, греческом и латинском; он был погребен в соборной церкви Велеграда – столицы Моравии. К лику святых равноапостольные Кирилл и Мефодий причислены в древности. В Русской Православной Церкви память равноапостольных просветителей славян чествуется с XI века. Древнейшие службы святым, дошедшие до нашего времени, относятся к XIII веку. Торжественное празднование памяти святых первосвятителей равноапостольных Кирилла и Мефодия было установлено в Русской Церкви в 1863 году.
Сегодня мы вспоминаем подвиг русского патриота дьяка Тимофея Осипова, принявшего мученическую смерть 11 мая 1606 года.
История не сохранила для нас биографии этого мужественного русского человека. Известно лишь, что в Смутное время, после захвата власти в Москве Лжедмитрием I на Тимофея Осипова была возложена обязанность торжественно объявить жену самозванца Марину Мнишек царицей, после чего должно было последовать принесение ей присяги. Готовясь к этому дню, дьяк Тимофей Осипов наложил на себя пост и двукратно причастился Святых Таин. Затем, когда настало время, он, ничего не сказав жене, предстал перед Лжедмитрием и в присутствии всех громогласно начал свою речь словами: «Велишь себя писать в титулах и грамотах цезарь непобедимый, а то слово по нашему христианскому закону Господу нашему Иисусу Христу грубо и противно: а ты вор и еретик подлинный, расстрига Гришка Отрепьев, а не царевич Димитрий». Мужественный дьяк объявил затем, что не желает присягать иезуитке, царице-язычнице, оскорбляющей своим присутствием московские святыни, и хотел продолжать свою речь дальше, но был тотчас же убит сторонниками самозванца и выброшен из окна.
Сегодня мы также вспоминаем инока Иакинфа (Никиту Яковлевича Бичурина) (1777-1853), ученого-китаеведа, историка, переводчика, члена-корреспондента Российской Академии Наук.
Н.Я.Бичурин родился 29 августа 1777 года в семье дьячка Якова Даниловича Бичурина (1749-1812) в селе Акулево (чуваш. Шемпер). Начальное образование получил в училище нотного пения в Свияжске. С 1785-1799 обучался в Казанской семинарии, где получил фамилию Бичурин, и закончил ее с отличием. Окончив Казанскую духовную академию в 1799 году, был оставлен преподавателем в академии. Преподавал грамматику, риторику. Находясь на преподавательской работе, принял монашеский сан и год исполнял должность настоятеля Казанского Иоанновского монастыря.
В 1802 году был назначен архимандритом Вознесенского монастыря в Иркутске и ректором духовной семинарии, но у него возникли конфликты с семинаристами, также его обвиняли в нарушении устава. В 1807 году определен начальником духовной миссии в Пекине, где и оставался до 1822 года. В совершенстве овладел китайским языком и составил словарь, который лично переписал четыре раза.
В Пекине Бичурин начал переводить на русский язык китайские источники: «Сышу» (Четверокнижие) – свод учений Конфуция и конфуцианцев, географическое сочинение в трёх томах, сводную историю Китая в 17 томах, китайскую хронологию, «Описание Тибета», «Описание Чжунгарии», «Описание Пекина», сочинения по юриспруденции, медицине, религии, философии, экономике, сельскому хозяйству, торговле и другие. Бичурин составил многотомный китайско-русский словарь, перевёл на русский язык маньчжуро-китайский словарь в 4-х томах.
Во время борьбы с Наполеоном, русскому правительству было не до Китая, в результате чего миссия испытывала недостаток средств и была полностью опустошена. За это начальник миссии был лишён сана архимандрита и сослан в Валаамский монастырь. В мае 1821 года выехал из Пекина.
В 1826 году ему удалось переселиться в Санкт-Петербург, где он получил при министерстве иностранных дел должность переводчика с китайского языка, этому способствовал китаевед Е.Ф.Тимковский и, возможно, Шиллинг фон Канштадт, работавший в Министерстве иностранных дел. В 1828 году Бичурин был избран членом-корреспондентом Российской академии наук по разряду литературы и древностей Востока. В 1828 году работал в Петербургской публичной библиотеке; избран почетным библиотекарем. К концу 1829 года подготовил первую библиографическую работу – «Реестр китайских и маньчжурских книг, находящихся в императорской Публичной библиотеке». В 1830 совершил экспедицию в Забайкалье, откуда привез тибетские и монгольские книги, принадлежности, буддийскую храмовую утварь и другое.
В Кяхте открыл первую в России школу китайского языка. Преподавал в школе, создал первый учебник китайского языка («Китайская грамматика»). С 1831 года член Азиатского общества в Париже. Неоднократный лауреат Демидовской премии.
В Санкт-Петербурге отец Иакинф получает светское признание, среди его знакомых — А.С.Пушкин, А.А.Краевский, В.Ф.Одоевский, К.М.Шегрен, И.А.Крылов, И.И.Панаев, А.В.Никитенко и много других литераторов, публиковавшихся в журнале «Московский телеграф». В Забайкалье встречался с декабристами: братьями Бестужевыми, И.И.Пущиным и другими.
В 1848 г. приступил к созданию своего последнего труда «Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена». Труд в трех томах с приложением карт был опубликован в 1851 г. К тому времени сильно пошатнулось здоровье синолога, хотя он и выжил в холерной эпидемии. Скончался в Александро-Невской лавре в 1853 г.
Сегодня мы также вспоминаем Николая Константиновича Зацепина (1819-1855), полковника, героя Крымской войны, художника. Он родился в Романовском уезде Ярославской губернии в 1819 году (по другим данным — 23 ноября 1818 г.). Происходил из дворян. Воспитывался в Главном инженерном училище и окончил курс офицерских классов (впоследствии Николаевская инженерная академия).
В 1837 году был выпущен на действительную службу в лейб-гвардии Сапёрный батальон прапорщиком с оставлением при училище. В 1841 г. командирован на Кавказ и участвовал в нескольких сражениях с горцами.
Во время Крымской войны командовал 3-м сапёрным батальоном, принимал деятельное участие в укреплении Севастополя и в геройской его обороне, где в ночь с 10 на 11 мая 1855 года был убит наповал двумя пулями во время ночных работ перед 6-м бастионом.
Зацепин был учеником К.П.Брюллова, обладал прекрасным художественным талантом и с 1849 года состоял почетным вольным общником Императорской Академии Художеств, от которой неоднократно получал поощрительные награды.
К числу наилучших его произведений принадлежат: «Монастырки на клиросе», очень живая, согретая теплым чувством художника картина, обратившая на себя всеобщее внимание на выставке 1853 г., и «Иван Сусанин», много обещавшая, но незаконченная картина, которой он занимался с особой любовью в 1853 г., перед самым началом Крымской кампании. О первой из них давался в то время такой отзыв: «Несколько молодых девушек стеснились за перилами, иные смотрят в молитвенник, другие подняли голову к небу или обратились в другую сторону. Есть лица, коих выражения поистине прекрасны; вообще же вся эта группа, полная свежести и красоты очень привлекательна. Художник очень натурально соединил два света: справа дневной, слева из-за колонны красноватый свет свечей».
Сегодня мы также вспоминаем Александра Алексеевича Васильчикова (1832-1890), действительного тайного советника, гофмейстера Высочайшего двора, любителя искусства и писателя, директора Эрмитажа. Он родился в семье сенатора Алексея Васильевича Васильчикова (1776—1854) и Александры Ивановны, урождённой Архаровой.
По окончании курса в Московском университете служил по министерству иностранных дел, при российской миссии в Риме, а потом при русском посольстве в Карлсруэ, был в 1879—1889 годах директором Императорского Эрмитажа и с 1882 по 1886 годы председателем Императорской Археологической комиссии.
Состоявший в ведомстве иностранных дел, Васильчиков был хорошо знаком с музеями Европы и занимался вопросами искусства. Он нашёл остроумный способ расширять коллекции Эрмитажа путем передачи в музей произведений искусства из императорских дворцов: так, из Петергофа были переданы 22 картины, среди которых «Давид и Ионафан» Рембрандта. Пополнилось античное собрание, в которое в 1884 году влилась уникальная коллекция танагрских терракот П.А.Сабурова, а в 1888 году — коллекция античных памятников А.Д.Блудова.
В 1885 году в Париже у А.П.Базилевского была куплена замечательная коллекция произведений прикладного искусства Средневековья и Возрождения. Это приобретение послужило толчком для образования в музее нового отделения. Одновременно Эрмитаж обогатился собранием оружия из Царскосельского Арсенала. Во время директорства Васильчикова в Эрмитаже начали работать выдающиеся ученые: египтолог В.С.Голенищев, археолог Г.Е.Кизерицкий, составивший рукописный каталог собрания Отделения древностей; знаток византийского искусства Н.П.Кондаков и историк искусства А.И.Сомов, возглавивший в 1886 году Картинную галерею.
В день, когда Святая Церковь прославляет равноапостольных братьев Мефодия и Кирилла, просветителей славянства, мы чтим память выдающегося русского ученого и общественного деятеля, товарища председателя Главного Совета Союза Русского Народа (СРН) академика Алексея Ивановича Соболевского, скончавшегося в 1929 г.
Он родился 26 декабря 1857 года в Москве в семье чиновника. Образование получил на историко-филологическом факультете Московского университета. Защитив в 1884 г. докторскую диссертацию по истории русского языка, был профессором Киевского и Санкт-Петербургского университетов, в 1900 г. избран академиком Академии наук. Соболевский внес неоценимый вклад в собирание русского фольклора, издал 6 томов «Великорусских народных песен».
Академик Соболевский был активным участником славянского движения, членом первой русской национальной организации Русское Собрание (РС), принимал участие в монархических съездах, на которых выступал с докладами. Особенно заметной была его роль в СРН. Во время раскола в Союзе поддерживал А.И.Дубровина, из-за чего был выведен из состава руководящего органа СРН. В 1910 г. за его монархические выступления и публикации был обвинен либеральной профессурой и студентами в клевете, ему пришлось судиться, и хотя суд оправдал Соболевского, он вынужден был уйти из Петербургского университета и перебрался в Москву. Здесь с 1911 г. он некоторое время возглавлял Союз Русских Людей (СРЛ). В конце 1916 г. назначен Государем к участию в Государственном Совете, но приступить к обязанностям не успел.
К февральскому перевороту академик Соболевский отнесся крайне негативно. После захвата власти большевиками совсем отошел от политической деятельности. Однако летом 1918 г. был арестован, от расправы его спасло только заступничество ученых. Однако «дело Соболевского» продолжало числиться за ревтрибуналом. Есть сведения, что Соболевский подвергался репрессиям и незадолго до своей кончины.
Сегодня мы также вспоминаем архитектора Алексея Викторовича Щусева (1873-1949). Он родился в Кишиневе 26 сентября (8 октября) 1873 г. в семье смотрителя богоугодных заведений. В 1891-1897 гг. учился в петербургской Академии художеств, где среди его наставников были Л.Н.Бенуа и И.Е.Репин. В 1894-1899 г. посетил Среднюю Азию, Тунис, ряд стран Западной Европы; в Париже занимался в академии Жюлиана (1898). С 1901 г. – на службе в Святейшем Синоде. С 1913 г. жил в Москве.
Сделал себе имя как мастер церковной архитектуры в «русском стиле»: церковь-памятник на Куликовом поле, обитель в Овруче, Троицкий собор в Почаевской лавре, Марфо-Мариинская обитель в Москве, все – 1908-1912; паломническая гостиница в Бари (Италия; 1910-1913) и православный храм св. Николая Угодника; и др.; Щусев выступал тут в равной мере и как историк-археолог (в Овруче он отреставрировал также храм св. Василия Великого, восходящий к XII в.), и как настоящий поэт зодчества. Первоначально ориентируясь на средневековые памятники Новгорода и Пскова, в наиболее масштабной своей ретроспекции – живописном ансамбле Казанского вокзала (строительство которого началось в 1913) – использовал мотивы русского барокко XVII в.
После Октябрьской революции 1917 г. руководил вместе с И.В.Жолтовским проектом «Новая Москва» (1918-1925), предугадав в своем (хотя в те годы и неосуществленном) плане современные принципы увязки радиально-кольцевой системы города с транспортными коммуникациями. Занимал также должности главного архитектора Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки (1922-1923) и 2-й проектной мастерской Моссовета (1932-1937). Был директором Третьяковской галереи (1926-1929), а также (с 1946 г.) организатором и директором Музея архитектуры, ныне носящего его имя. Блестяще усвоил авангардные принципы конструктивизма (Научно-исследовательский институт курортологии и физиотерапии в Сочи, 1927-1931; здание Наркомзема в Москве, 1928-1933). Органично соединил конструктивизм с реминисценциями древности в известнейшей своей работе – Мавзолее В.И.Ленина на Красной площади (1929–1930). В последующих работах Щусева авангард последовательно уступает место национально-исторической стилизации, впечатляюще выражающей монументальный пафос «сталинского классицизма» (гостиница «Москва», 1932-1938; Москворецкий мост, 1936-1938; Большой театр оперы и балета имени А.Навои в Ташкенте, 1940-1947; здание НКВД на Лубянской площади, 1946 г.; и др.). В 1941 был достроен комплекс Казанского вокзала, пластически-декоративные идеи которого нашли продолжение в спроектированной Щусевым станции метро «Комсомольская-кольцевая» (открыта в 1952 г.).
Важное место в его позднем творчестве заняли проекты восстановления разрушенных войной городов: Истры (1942-1943), Новгорода (1943-1945) и Кишинева (1947). Автор большого числа научных работ по истории и современным проблемам архитектуры, Щусев оставил о себе память и как педагог (преподавал в 1908-1949 в Высших художественно-технических мастерских, Вхутемас, в Московском архитектурном и других институтах). Лауреат четырех Сталинских премий (1941, 1946, 1948 и 1952).
Сегодня мы также вспоминаем Алексея Федоровича Лосева (1893-1988), философа и писателя. А.Ф.Лосев в 1915 году окончил историко-филологический факультет Московского университета по двум отделениям — философии и классической филологии. Сблизился со многими религиозными философами. Был собеседником Николая Бердяева и учеником Павла Флоренского.
Резкий перелом в его жизни вызвало написание книги «Диалектика мифа» (1930), где он открыто отвергал марксизм (цитата: «Марксизм, — есть типичнейший иудаизм, переработанный возрожденческими методами и то, что все основатели и главная масса продолжателей марксизма есть евреи, может только подтвердить это») и официальную философию — диалектический материализм. Он был подвергнут травле, арестован в апреле 1930 года и приговорен к 10 годам лишения свободы. Отбывал наказание на строительстве Беломорско-Балтийского канала, почти полностью потерял зрение, лишь частично восстановив с годами возможность видеть. Благодаря ходатайству первой жены А.М.Горького Е.П.Пешковой в 1932 году он, как и его жена, приговоренная к 5 годам, были освобождены.
Поскольку философию ему преподавать не разрешалось, он был профессором Нижегородского университета, Московской консерватории (1922). После однолетнего пребывания на Балтлаге с трудом получил разрешение на преподавание античной эстетики во 2-м МГУ, Государственной академии художественных наук, Московском государственном педагогическом институте (1944); член Государственного института музыкальной науки (1922).
По конфиденциальным сведениям, поступившим в ЦК ВКП(б) из Краснопресненского райкома партии, Лосев однажды заявил на философском факультете, в присутствии коллег: «Да, я идеалист».
В 1929 году вместе с женой Валентиной Михайловной Лосевой тайно постригся в монахи от афонских старцев. Супруги Лосевы приняли монашеские имена Андроник и Афанасия. Лосев стал сторонником (вслед за Флоренским) так называемого имяславия: «Бог не есть имя, но Имя — Бог». Под видом изучения античной эстетики, слова и символа всячески проповедовал философию Имени как изначальной сущности мира.
После возвращения из ссылки был вынужден маскировать свои мысли под диалектику марксизма, неуклюже снабжая философско-богословские изыскания цитатами из Маркса и Ленина.
Светлов рассказал о том, как профессор Лосев, недавно уволенный из университета, назвал работу Сталина «О диалектическом и историческом материализме» наивной, а потом объяснял, будто имел в виду ее гениальную, почти античную простоту, и еще много чего.
В 1960-х годах вышел первый том «Истории античной эстетики», изменивший традиционные представления об античности. Лосев сделал для античности то, что Лихачев сделал для древнерусской культуры. Год за годом и том за томом выходили новые книги по античной эстетике, открывая тонкости античного идеализма от Сократа, Платона и Аристотеля до мистической апофатики Плотина и неоплатоников.
Постепенно у Лосева появился круг учеников и последователей среди молодых ученых. В его философских чаепитиях принимали участие С.С.Аверинцев, В.В.Бибихин, К.А.Кедров, С.Б.Джимбинов и другие известные филологи.
Вышла популярная книга «Владимир Соловьев». Тираж книги сначала был полностью арестован, но потом под давлением общественности все же распродан в дальних уголках страны. Власти вели двойную игру, одновременно запрещая работы и награждая всемирно известного ученого.
Автор переводов Аристотеля, Плотина, Секста Эмпирика, Прокла и Николая Кузанского. Был редактором сочинений Платона (тома 1-3, 1968-1972). Похоронен на Ваганьковском кладбище.
Сегодня мы также вспоминаем Олега Николаевича Ефремова (1927-2000), актера, театрального режиссера. Он родился 1 октября 1927 года. Отец – Николай Иванович. В 1949 году окончил Школу-студию МХАТ (мастерская Василия Топоркова) и стал актером и режиссером Центрального Детского театра, также стал преподавать в школе-студии МХАТ.
В 1956 году организовал и возглавил театр «Современник». С 1970 года – актер и главный режиссер МХАТ СССР им. М.Горького. С 1976 года стал профессором школы-студии МХАТ. Режиссер-постановщик ряда кинофильмов.
В 1987 году был снят документальный фильм на тему раздела МХАТа «Олег Ефремов. Чтобы был театр» (Режиссер Марина Голдовская).
Сегодня мы также вспоминаем Николая Алексеевича Мельникова (1966-2006), поэта, актера, режиссера, лауреата литературной премии имени А.Фатьянова, члена Союза Писателей России.
Отцом поэта был деревенский водитель Алексей Харитонович Мельников, матерью – доярка Раиса Федоровна Мельникова. Деревня, откуда родом поэт, находится на стыке границ Украины, Белоруссии и России.
В 1982-м году поступил в ГИТИС. Со 2-го курса был призван в Советскую армию, возобновил учебу в 1986-м году, который закончил в 1990-м году, получив диплом по специальности «режиссура».
В 1991-м году совместно с Николаем Бурляевым принимал участие в организации кинофестиваля «Золотой Витязь». В 1992-м году записал видеоклипы своих авторских песен «Поле Куликово» и «За вас молюсь».
В 1993-м году президент кинофестиваля Золотой витязь Николай Бурляев и вице-президент Николай Мельников принимают активное участие в работе парламента. В ночь со 2-го на 3-е октября им чудом удается покинуть Белый Дом. В 1994-м году снял видеофильм «Игорь Шафаревич: Я живу в России».
1995-96 годы – поэт создает свои основные хрестоматийные произведения – поэму «Русский крест» и стихотворение «Поставьте памятник деревне». 1999 г. – создание повести «Сопрано», которая в силу различных причин до сих пор не была опубликована.
24 мая 2006 года Николай Мельников был найден мертвым на автобусной остановке в Козельске. Официальная причина смерти – сердечная недостаточность. В это время Мельников участвовал в съемках фильма о героических псковских десантниках «Русская жертва». Согласно завещанию, похоронен на кладбище родного села Лысые.
В этот день в 2013 г. скончался известный писатель и публицист Геннадий Михайлович Шиманов (1937-2013).
Сегодня также празднуется память обновления (основания) Константинополя - столицы Византийской империи (330).
Сегодня празднуется память освящения храма Святой Софии в Киеве (960).