Индия в марте нарастила закупки алмазов из России более чем вдвое в годовом выражении, подсчитало РИА Новости по данным Министерства промышленности и торговли республики.
Так, в марте индийский импорт алмазов из России в годовом выражении увеличился в 2,3 раза, до 728 тысяч карат.
Одновременно Нью-Дели нарастил ввоз камней из Канады — до 354 тысяч карат с всего лишь 210 карат в марте прошлого года. Также подскочил импорт алмазов из Китая — в 2,6 раза, до 122 тысяч карат, на 15% выросли поставки из Гонконга.
Но даже такой рост не помог компенсировать выпавшие поставки из Бельгии — её экспорт в Индию упал на два миллиона карат, до 2,1 миллиона, а также из ОАЭ — на 900 тысяч карат, до 7,3 миллиона карат. Также сократился ввоз камней из США (в 3,7 раза, до 155 тысяч карат), Израиля (в 1,8 раза, до 110 тысяч карат), Ботсваны (-12%, 214 тысяч карат) и ЮАР (на два процента, до 255 тысяч карат).
В результате общий объем индийского импорта алмазов упал до 12,15 миллиона карат против 14,7 миллиона годом ранее.
С 1 марта западные страны начали поэтапно ограничивать импорт российских алмазов, обработанных в третьих странах. После этого несколько западных СМИ распространили письмо, которое направили в Международный алмазный центр Антверпена (AWDC) бизнесмены, занятые в торговле алмазами. В нем они заявили о длительных и дорогостоящих задержках, с которыми уже сталкиваются, а также о негативном влиянии ограничений на все свои операции и призвали к пересмотру новых процедур «из-за угрозы подрыва многовековой торговли алмазами в Антверпене».
В ответ регулятор признал, что санкции привели к нарушениям в поставках в крупнейший мировой центр торговли алмазами в бельгийском Антверпене из-за новых требований по декларированию и таможенному оформлению драгоценных камней.
Публицист и экономист Андрей Петрович Паршев в интервью сайту «Партия дела» заявил, что сообщения о нестабильности алмазного рынка являются очень ярким доказательством того, что политические события очень сильно связаны с экономической борьбой против Европы, а не против России.
«Надо понимать, что речь идёт не о технических алмазах, а об ювелирных, из которых после огранки получаются бриллианты. И тот комплекс санкций, к которому прибегает под давлением США Западная Европа, очень сильно ограничивает самих европейских дилеров и производителей. Одним из крупнейших центров оборота и производства бриллиантов является Бельгия. Но самыми крупными центрами изготовления являются Индия и Израиль, то есть не Западная Европа. И абсурдное требование запретить всяческий оборот алмазов из России в Европе и назначение Брюсселя центром контроля этого решения очень сильно ударит по нему самому. Ювелирам в Бельгии и Швейцарии придётся покупать алмазы по более высокой цене. Потому что никто из представителей этого бизнеса сомнительные алмазы посылать в Брюссель, конечно, не будет», — объясняет эксперт и добавляет, что каких-то шокирующих по своему объёму изменений по экспорту-импорту отдельных стран нет.
«Это отражение изменившейся логистики, а не показатель того, что этот рынок рухнул или ускорился. Кроме того, плохо, что Россия не является мировым центром изготовления конечного продукта, именно бриллиантов. У нас есть отличные традиции по огранке, в мировой терминологии даже существует понятие "русский рез". Это крайне высококачественная, чёткая обработка бриллиантов, которую наши мастера умели делать. И это наше производство трудно пережило 90-е. Но сейчас России надо двигаться в сторону самостоятельной обработки алмазов. И надо успеть это сделать, так как ходят слухи, что китайские и южнокорейские учёные научились дёшево и массово производить крупные искусственные алмазы, практически неотличимые от естественных. В ближайшем будущем на этом рынке может произойти революция», — подытожил Андрей Паршев.