Удивительно и одновременно страшно звучит речь Христа в кратких строчках гимна Романа Сладкопевца: «Я спустился до глубин бытия, взглянул в бездну и воскликнул: «Отче, где Ты?», но услышал лишь шум вечной, никому не подвластной бури... И когда Я, ища око Божье, обратил взгляд ввысь, к беспредельному миру, он взглянул на меня пустыми бездонными глазницами; и над хаосом была вечность, разъедающая и поглощающая его».
Согласитесь, дух захватывает от прочитанного отрывка. Действительно, только через поэзию человечество способно выразить всю свою историю взаимоотношений с Богом. Возьмите любую Священную книгу: Библия, Коран, Веды. Все они записаны в стихотворной форме. Но не это главное.
Сегодня мы вспоминаем с вами о той беспримерной и великой жертве, которую принес за нас Господь. Естественно возникает вопрос: а зачем вообще она понадобилась? И на него не так-то просто ответить. Придется вернуться в прошлое, чтобы понять настоящее.
Создавая человека по образу Своему, Бог этим самым определил степень Своего участия в нашей жизни. По предвидению Своему, зная, что человек не устоит перед грехом, Бог оставляет для Себя возможность исправления этой катастрофической ошибки через личное Воплощение. Не стоит забывать о том, что два наших мира: небесный и земной в вечности пересечены, и точкой их пересечения является как раз-таки сам человек, а точнее Богочеловек.
Вот что пишет на этот счет известный богослов Ханс Урс фон Бальтазар: «У «небесного креста» две основные функции: укрепление того, что в противном случае распадется – и потому крест есть граница; и разделение, или расторжение всего материально-хаотического».
Получается, что наш мировой порядок изначально был построен на крестной жертве. И Бог, зная о том, что творение причинит Ему боль, всё равно создает этот мир. Здесь будет уместным провести аналогию с женщиной, которая, зная обо всех муках, которые ей предстоит вынести при родах, тем не менее, решается на материнство. И как во всём этом не видеть любви?
И этой любви так много, что будь то роженица, или даже сам Бог, они готовы пожертвовать своей жизнью ради любимого ребёнка. Пока мы находимся в утробе матери, мы связаны с ней пуповиной, через которую получаем всё необходимое: пищу, кислород и даже общение. Но как только пуповина отсекается, ребёнок становится отдельным организмом. И это, поверьте, шок для младенца. Врачи даже не рекомендуют делать это сразу после родов.
А теперь представьте себе ново-созданного человека – Адама, который только начал жить в раю, и ещё не потерял канал связи с Богом, и раз, одним своим поступком он навсегда лишается этого контакта. Вы понимаете, какая трагедия?! Конечно, всё можно было исправить. Кому как не Богу было знать, как это сделать?! Но, во-первых, на это нужно было время, а во-вторых, добровольное согласие человека на приход в мир Спасителя.
И вот это время пришло. Согласие девы Марии на операцию по спасению человечества было получено. В мир пришел Христос – Богочеловек. Святой Кирилл Иерусалимский подчеркивает важность данного обращения к Спасителю: «Именовать Христа только Богом не благочестиво и не спасительно, именовать только человеком неполезно...»
Господь наш, Иисус Христос, вновь соединил в Себе небо и землю. По мысли учителя церкви Тертуллиана: во Христе Божество и человечество соединены. Какой же образ соединения может быть здесь выбран. Можно скрепить детали друг с другом посредством металлического стержня, или же с помощью клея. Но всё это будет насилием. Божество и человечество хоть и не тождественны друг другу, но, зато, подобны, а значит, могут существовать совместно в смешении. Как в причастии смешиваются вода и вино, не теряя при этом своих свойств, так и во Христе две природы смешаны, но не теряют своей идентичности.
И есть только один противник подобного смешения – блюститель мирского закона, князь земли – дьявол. Ему претит сама мысль быть вновь соединенным с небом. Оттого то, и орудие, которое он избрал для Христа, должно было Его расчленить, раздробить. И снова мы возвращаемся к Кресту. На нем должна была решиться судьба всего человечества.
И вот, звучат последние слова Спасителя перед смертью, и всё окутывает тьма. Христос погружается в мир мёртвых, из которого более не звучит ни одного Его слова. Мир замер в ожидании. И вот, о чудо: «Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых» (1 Кор. 15, 20 – 21).
Через Свою смерть и воскрешение, Бог не только вернул связь с человеком, но и предотвратил катастрофу во Вселенной. Если бы Христос не воплотился, то тогда два наших мира: небесный и земной разошлись, и последний просто растворился бы в небытии. Будем же помнить о той любви, которую Бог проявляет к нам, и поблагодарим Его за дарованную жизнь и спасение. Воскликнем в победном кличе: «Смерть, где твоё жало? Ад, где твоя победа? Христос Воскресе!»
Роман Викторович Овчаренко, кандидат богословия, магистр истории