«Духовное опознание действительности»

О книге С.В. Корнилова «Русская философия: идеи, имена, концепции»

Русская школа 
0
149
Время на чтение 9 минут
Фото: С.В. Корнилов, предоставлено автором

Давно хотелось, чтобы такая книга была у меня под рукой, где синтезировано мировоззрение и творчество русских философов ХIХ – ХХ веков, включая и философов Русского Зарубежья. Это книга строгого, глубокого учёного, окрашенная чувством любви к философскому наследию России, которое составляют идеи и концепции выбранных автором представителей русской философии, судьбы которых сложились в условиях драматической истории их Отечества.

Здесь представлено духовное наследие мыслителей Московской духовной академии (Ф.А. Голубинского, В.Д. Кудрявцева-Платонова, А.И. Введенского), рассмотрен вклад в отечественную культуру А.С. Хомякова, Н.Ф. Фёдорова, П.А. Флоренского, творчество философов Серебряного века и Русского Зарубежья: Н.А. Бердяева, H.О. Лосского, С.Л. Франка. В книге отображены взгляды В.В. Розанова, кн. С.М. Волконского, А.А. Богданова, И.И. Лапшина, Е.В. Спекторского, П.А. Сорокина. Глубину и полноту каждой из 16 глав хотелось бы раскрыть, но в данном очерке остановлюсь лишь на некоторых аспектах.

Каждая страница «Русской философии …» Сергея Владимировича Корнилова – результат глубокой мыслительной деятельности, вспахивание и засевание поля любомудрия. От этого ум читателя отзывается и побуждается к мыслительному сотворчеству.

Любомудрие русских. Ничто не возникает из ничего, и творческая мысль, идея, концепция – это проявление гения, как историческая тайна, прорастающая из метафизики родового начала, одухотворённого Православием. Русский национальный философ находится в координатах духовно-нравственного поиска. Например, Павел Флоренский говорил о наследии А.И. Введенского: «Величественный идеал духовного опознания всей действительности, творческое преображение и просветление мира, соборность, братство, любовь, спасение всем миром».

Опровергая упрёки либерально-русофобских сил о том, что якобы русская философия следовала за «великими европейцами», автор книги прибегает к словам историка отечественной философской мысли архимандрита Гавриила, утверждавшего в 1840 году: «Любомудрие русских непоколебимо, живо и действенно, как основанное на изречениях ума Божественного и человеческого, на опыте русских философов и греческих мудрых иерархов» (Гавриил, архимандрит. История философии. Часть 6. Казань. 1840. С. 25)

На моральную установку в творческих истоках русского философствования указывал В.В Зеньковский, отмечая, что отечественная философия «более всего занята темой о человеке, его судьбе и путях, о смысле и цели истории» (В.В. Зеньковский. История русской философии. М: Академический проект. Раритет, 2001, с. 15).

Россию омывают океаны и моря живой воды духовности. В русской философии мы видим то «…закономерное, устойчивое, приоритетное, развиваемое с исключительной силой и последовательностью…» (С.В. Корнилов. «Русская философия: идеи, имена, концепции». – Калининград, 2023, с. 264), что позволило ей приобрести всемирно-исторический смысл и значение.

Духовное наследие мыслителей Московской духовной академии. Анализируя разработки Ф.А. Голубинского «К постижению бесконечного: верующий разум», С.В. Корнилов обращает внимание на то, что Голубинский призывал отличать философию как состояние духа в его стремлении к познанию от философии, как ведения, или знания.

А.И. Введенский в его «Философских константах» отмечает, что умы людей в большей степени занимают вопросы практические, они вовлечены в религиозные споры, социально-политические движения и перевороты, технические и экономические улучшения. Вот почему мысль «огрубела и материализовалась», развились «либертинаж и эпикурейство». И его слова звучат до сих пор с не меньшей актуальностью, чем тогда, в конце ХIХ века.

Выйти из ослабления воли, из хаоса противоборствующих течений помогут три шага. Первый – подняться над модными вопросами о политико-экономическом строе. Во-вторых, настоящий мыслитель должен выработать самостоятельный критический взгляд на борьбу идей и течений, чтобы сохранить самостоятельность от общих порабощающих влияний мнимой «науки или философии». В-третьих, отмечая робость и принижение современной ему мысли, пользоваться творческой силой своего мышления, помнить, что в человеке есть великая, богоподобная сила. Для появления выдающихся философских результатов необходима соответствующая умственная атмосфера, в которой сосредоточение идёт на вопросах о жизни, о её смысле и ценности.

Русское мышление обнаруживает свою самобытность и оригинальность. Вопросы, поставленные мыслителями Московской духовной академии: Ф.А. Голубинским, В.Д. Кудрявцевым-Платоновым, А.И. Введенским, – стимулировали интерес русских теоретиков к осознанию национального характера философии в работах В.Ф. Эрна, С.Н. Булгакова, А Ф. Лосева, представителей Русского Зарубежья: Н.О. Лосского, С.Л. Франка, Н.А. Бердяева. Несмотря на относительное незнание русского языка, все же среди зарубежных авторов появился анализ особенностей русской философии в работах Ф.Коплстона, А. Валицкого.

Ученик А.И. Введенского П.А. Флоренский отмечал на чествовании своего учителя: «Если возможна русская философия, то только как философия православная, как философия веры православной, как драгоценная риза из золота – разума – и самоцветных каменьев – приобретений опыта – на святыне Православия».

Вопрос о братстве и о «вечной тюрьме». Обращает на себя внимания глава 5 из книги «Русская философия…» С.В. Корнилова, посвященная проекту «Общего дела» Н.Ф. Федорова, предпосылкой к которой является концепция соборности А.С. Хомякова. Проект «Общего дела строится на учении о родстве, которое сформулировал в своей ведущей работе «Вопрос о братстве, или родстве, о причинах небратского, неродственного, то есть немирного, состояния мира и о средствах восстановления родства. Записка от неучёных к учёным, духовным и светским, к верующим и неверующим». Работа поражает актуальностью в свете всех факторов, связанных со СВО. Речь идет об отделении мысли от дела, знания должны быть поставлены на службу общему делу – преодолению небратского, неродственного состояния. Ум, отделённый от воли, превратился в разум бесчувственный. Федоров нейтральному слову человек предпочитает – сын человеческий, актуализируя русскую традицию благородства, гуманизма, сердечности, добра. Он развёртывает принципиальную критику критицизма, которую европейские учёные назвали чуть ли ни венцом мышления, имея в виду Иммануила Канта. Фёдоров объяснил, что кёнигсбергский теоретик устроил «Страшный суд» над философией, отвергая всё, что не могло быть им критически обосновано. Несмотря на то, что этот приговор признал весь интеллектуальный запад, Фёдоров отнес Канта к лжесудьям, так как он заточил человека в «вечную тюрьму», признавая раздвоение разума на теоретический и практический как неустранимое и вечное. История показала, разве не на «Критиках…» Канта была построена идеология первой и второй мировых войн, а затем – и гибридной.

О мимолётном и вечном. Открытием для меня лично в книге С.В. Корнилова стала глава, посвящённая философским исследованиям князя С.М. Волконского о мимолётном и вечном.

«Америка – окно в будущее, но страшно смотреть в это окно: художник содрогнётся, философ покачает головой», – говорил князь С. М. Волконский. Будучи директором Императорских театров, он противопоставил засилию итальянской оперы русскую оперу. Александр Третий всегда вычёркивал Римского-Корсакова. В царской семье не пользовались любовью композиторы Бородин, Мусоргский. «А ведь Римский-Корсаков – это сама поющая русская земля», – с гордостью писал князь С.М. Волконский.

«Вселенная построена на числе» – так считали пифогорийцы. Волконский продолжил эту мысль, утверждая, что все, живущие на земле, не могут освободиться, отрешиться от пространства и времени, а, следовательно, от числа. Так мыслитель стал провидцем того, что сегодня называем цифровизацией и цифровым рабством. Он в прошлом столетии указывал на проблемы реальности как перехода от максимальной полноты существования к небытию, к ничто.

О космоглобалистике. На потребность философского оформления жизни на современной планете отвечает глава 16 «От концепции “пределов роста” – к космоглобалистике». Ультраглобалисты, для которых понятие человек – это представитель «двуногих тварей миллионов», а слово человечество представляется неким излишеством на земле, которое следует сократить до 500 миллионов, так как оно достигло пределов роста экономики, истощив невосполнимые запасы природных ископаемых. Человечество оказалось «Перед бездной», – так назвал свою книгу Аурелия Печчеи, первый президент Римского клуба. Он отметил, что в результате бесконтрольной человеческой деятельности, жестоко пострадала некогда щедрая и обильная биологическая жизнь планеты. Частично истреблены её лучшие почвы, а ценные сельскохозяйственные земли застраиваются и покрываются асфальтом и бетоном дорог. Уже полностью использованы многие наиболее доступные минеральные богатства, вызываемое человеком загрязнение можно теперь найти буквально повсюду, даже на полюсах и на дне океана.

Теперь последствия этого отражаются даже на климате и других физических параметрах планеты.

Деятельность человека разумного на планете оказалась более чем неразумной, так как уничтожает среду, в которой он только и может существовать.

Теория «пределов роста» была впервые представлена Римскому клубу группой исследователей (Джей Форрестер, Денис Медоуз и др.) Они не только проанализировали взаимодействие человека, окружающей среды и природных ресурсов, предупредив человечество о глобальной катастрофе, но в качестве выхода предложили переход к «нулевому росту», к прекращению развития производительных сил и ограничению рождаемости в целях сохранения экологической среды. Они предложили ценный методологический аспект: изучать не отдельные грани функционирования «мировой системы», а важнее понять, как «многие механизмы и силы, воздействуя друг на друга, вызывают те тотальные последствия, которые мы воспринимаем» (Форрестер ДЖ. Мировая динамика. М. Издательство АСТ, СПб, 2003. С. 11). Важно подчеркнуть то, что перспективное направление в разработке проблем глобалистики связано с именами К.Э. Циолковского и В.И. Вернадского. Автор книги ссылается на исследования А.Д. и Т.А. Урсулы: «И у того, и у другого учёного были работы, которые сейчас можно отнести и к глобальным, и космическим исследованиям. Независимое, но одновременное активное внимание двух гениальных учёных к глобальной и космической проблематике свидетельствует не просто об их опережающем взгляде на будущее человечества – возможностей и перспектив, путей (и средств) выживания и дальнейшего существования цивилизации в глобально-космическом мире» (А.Д. и Т.А. Урсул. Становление глобально-космических исследований. //Стратегические приоритеты. 2018. №2. С 106-119).

С.В. Корнилов также отмечает, что предвидение космизации человечества содержится в проекте «общего дела» Н.Ф. Фёдорова, в трудах представителей русского космизма в целом (идея автотрофности человечества, открытие и использование космических ритмов, необходимость проективного мышления, задача «регуляции природы»).

Закономерным стало появление и развитие космоглобалистики, как особого рода раздела в структуре общей глобалистики. Весомый вклад в её развитие внёс А.Д. Урсул, представивший концептуальное обоснование дальнейшего развития глобалистики, включающего негэнтропийное направление движения человечества (движение к упорядочиванию, к организации системы), опережающего образования и другие плодотворные идеи.

О цельном знании. Таким образом, русское любомудрие на протяжении веков рационализму Запада противопоставило идею о живознании, или цельном знании, в котором объект и субъект не разделены и не противопоставлены. Вхождение частной истины в целостное познание обосновал Вл. Соловьёв. Его идеи стали частью духовной традиции, нашедшей оригинальное и самостоятельное продолжение в трудах В.Ф. Эрна, П.А. Флоренского, Н.О. Лосского, С.Л. Франка и др.

В ценностных установках русских мыслителей, – пишет С.В. Корнилов, – нашли наиболее полное выражение духовные основания нашей культуры. Устремлённость к добру, высшим нравственным ценностям была соединена русскими мыслителями с принципом свободы («Добро есть правда» – Н.А. Бердяев). Русские философы бескомпромиссно отстаивали свои позиции, обличая зло и неправду. Они смогли увидеть перспективу общественно-нравственного движения и определить его цели, поставив задачу обретения истинного, а не формального братства всех людей, чем сформировали всемирно-исторический смысл существования человечества.

Корнилов Сергей Владимирович (1952; Москва), российский ученый. Окончил МГУ им. М. В. Ломоносова (1974). Доктор философских наук (1990), профессор (1992), С 1978 в КГУ/РГУ/БФУ им. И. Канта: ассистент, доцент, зав. кафедрой философии, затем философии и культурологии (1995–2005), профессор кафедры философии и культурологии, затем философии (с 2005). Почетный работник высшего профессионального образования РФ (2005). Специалист в области русской философии. Соч.: Древнерусское паломничество. Калининград, 1995; Философская школа Московской духовной академии. Калининград, 2006.Категориальные структуры символизма П.А. Флоренского // Социум и религия. Ставрополь, 2011. Вып. 3; Русский космизм и ценности современной культуры // Философия и ценности современной культуры. Мн., 2013; Русская философия и ее значение для духовной идентичности современной России // Проблемы национальной безопасности России: уроки истории и вызовы современности. Краснодар, 2014.

Лидия Владимировна Довыденко, Главный редактор художественно-публицистического журнала «Берега», секретарь Союза писателей России, член Союза Писателей Союзного государства, автор 34 художественных, историко-краеведческих, публицистических и научных книг, прозаик, публицист, критик. Член Союза журналистов России, кандидат философских наук. Член Международной академии русской словесности (Австралия), Почетный гражданин Балтийского городского округа, литературные премии имени Н.Гумилева, Б. Корнилова, Щит и меч Отечества, Союзного государства, Золотое перо руси, Золотой Витязь, две Золотые медали конкурса «Патриот России», кавалер ордена «Русская Звезда имени Ф.И. Тютчева

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Лидия Владимировна Довыденко
Позывной «Филин»
Рассказ
19.11.2024
Отделить истину от наслоений лжи
О книге Григория Блехмана «Сталин, Берия, Хрущев: созидатели и разрушитель» (М., 2024)
15.11.2024
Талгар
Рассказ
14.11.2024
«Бессрочный полет» Сэды Вермишевой
9 октября – День памяти поэтессы
09.10.2024
Все статьи Лидия Владимировна Довыденко
Русская школа
О трезвомыслии, скромности и карантине
Самое время собраться внутренне, вспомнить, что стране нужны любящие ее защитники, показать примеры таких самоотверженных людей
16.11.2024
Воспитание в духе преемственности поколений
В Калязине продолжается кино-арт марафон «С верой в возрождение!»
14.11.2024
Памяти героя!
В обновлённом зале спортивной борьбы Калязина прошёл турнир памяти лётчика Сергея Пичугина
12.11.2024
Маятник качнулся от либерализма к патриотизму
Об обнадеживающих успехах российского кинематографа
11.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
21.11.2024 23:14
«Путь России — собирание народов и земель»
Новый комментарий от Дмитриев
21.11.2024 21:51
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
21.11.2024 19:14
Дьявольская война против России
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:16
Наша идеология – Русская Мечта о великой гармонии
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:11
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
21.11.2024 17:07