В чём заключена крепость народа

Слово в пятницу Крестопоклонной седмицы

Пастырская проповедь  Великий пост 
0
168
Время на чтение 5 минут
Фото: коллаж РНЛ

Завершилась Крестопоклонная седмица, на которой мы поклонялись Кресту Христову, славя Его святое Воскресение. Это дано нам было для того, чтобы мы смогли поклониться Кресту Христову и восславить Его святое Воскресение, когда придет Страстная седмица и наступит Пасха Господня.

В середине Поста Господь напоминает нам о смысле того, что совершается в Церкви и о том, что происходит в нашей жизни. Он укрепляет нас Своим Крестом, чтобы мы все свои скорби и скорби нашей Церкви, и скорбь всего нашего народа воспринимали в этом Крестном Пасхальном свете. Чтобы дано нам было по милости Божией уже сейчас, прежде чем наступит Страстная седмица и Пасха, предвкусить — вкусить и увидеть, — как благ наш Господь. Чтобы мы не одними устами, как говорит сегодня пророк Исаия, приближались ко Господу, а сердце наше далеко отстояло бы от Него. Чтобы не одними устами целовали Крест, не одними устами принимали пречистое Тело и Кровь Христову, а узнавали эту силу Божию, в немощи совершающуюся, эту новую жизнь, которую Господь предлагает нам. И чтобы весь Пост и вся наша жизнь была Крестным Пасхальным переходом — благословенным и радостным. Да, скорбным, но и радостным. С готовностью все оставить, с благодарностью Богу за то, что нам дается совершить этот путь и совершить исход отсюда.

Мы слышали сегодня за богослужением о призвании Авраама от земли, где он родился, в землю обетования. Тогда он еще назывался Аврамом, а не Авраамом, потому что в самом имени его еще присутствует то несовершенство, которое есть в самом лучшем из людей, пока он не примет полноту благословения Божия. Господь испытывает его веру и послушание, и желает отделить его для особого служения. Первомученик архидиакон Стефан, как читаем мы в книге Деяний, свидетельствует перед судом Синедриона в Духе Святом, что Господь явился Аврааму в таком сиянии славы, что не оставалось места для сомнений в Божественной власти этого призвания. Он явился ему как Бог славы и говорил с ним. Это произошло в Месопотамии, прежде чем он поселился в Харране. Авраам, прожив там пять лет, начал укореняться в этом месте, и стал называть его своей страной. Но Бог дал ему знать, что это не то место, какое Он предназначил для него.

Святые отцы говорят, что если Бог любит нас, у Него хранится много милостей для нас. И Он не позволит, чтобы мы обрели покой вне земли обетованной, на какой бы прекрасной земле мы ни жили здесь. Снова и снова будет испытывать нас Господь, пока не совершится начатое Им, и душа наша не упокоится в Боге.

И сказал Господь Аврааму: «Пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе». Этим призывом Бог испытывал Авраама — любит ли он свою родную землю и самых родных для него людей. Это свято, это естественно для человека. Если человек не любит родную землю и родных ему людей, то он хуже неверного, как говорит Писание. Но земля, где жил Авраам, наполнилась идолами. Его родство и дом отца его были для него постоянным искушением. Он не мог продолжать там находиться, не подвергая себя опасности заразиться злом. Эта заповедь, данная Богом Аврааму, подобна той, какую мы, христиане — духовные наследники Авраама, — приняли, вступив в Новый Завет с Богом. Естественные привязанности должны уступить место Божией благодати. Тем более, должны быть оставлены грех и все поводы для греха, в особенности дурные сообщества. Мы должны оставить все идолы нечестия, каменеющие не только среди народа — во время минувших десятилетий после революции 1917 года или порой в еще большей степени после так называемой «перестройки», — но те идолы, которые каменеют в наших сердцах, то есть грех с его ложной сладостью, которому мы отдаем сокровенное своего сердца. Мы должны решительно разорвать с тем, что является самым дорогим для нас, если оно угрожает нашему вечному спасению. И мы должны взирать на мир и на все греховные прелести в нем, как говорят святые отцы, со святым равнодушием.

Услышим слово Божие как предупреждение о серьезности того, что происходит сегодня в мире и особенно в России. Нет для нас на земле ничего дороже нашей родины, и наш долг — сделать все от нас зависящее, чтобы спасти ее среди нынешних ни с чем не сравнимых испытаний. Тем более что мы знаем — с крушением России, как свидетельствуют многие святые, придет оскудение и крушение православия, и наступит кончина мира. Сегодня враги хотят завоевать наше Отечество, насадив в нем беспрепятственно и пышно цветущий у них Содом. Многие из них, кто пытался это сделать, живя в нашей стране, сбежали сейчас туда, где свобода Содома. Но если бы попустил Господь осуществиться их замыслам, то мы уже не смогли бы считать такую Россию нашей родиной, нашим домом. Это был бы уже не наш дом, а скорее постоялый двор. Подобно Аврааму мы должны были бы выйти из него, как Лот из Содома. Но куда мы могли бы пойти? Наверное, только на небо. И поэтому мы до смерти должны стоять за наше Отечество и за нашу веру.

Грозно, неумолимо слово Божие, и все исполнится по реченному Богом. Однако Бог бесконечно милостив — долготерпелив и многомилостив, — и Он никогда не лишает нас надежды. Если мы послушны заповеди Его, Он не замедлит с исполнением Своих самых лучших обетований. Вот что обещает Бог Аврааму: «Я произведу от тебя великий народ и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословении». Еще раз нам открывается, откуда берется, в чем заключена крепость народа. Она от Бога и в Боге. Бог обещает произвести от одного верного Ему человека целый народ — любимый Им народ, избранный Им народ, который всегда будет любимым, пока он хранит верность своему Господу. Когда Бог взял Авраама от своего собственного народа, Он дал ему обетование сделать его родоначальником другого народа. Он отсек его как ветвь от дикой маслины, чтобы тот стал корнем доброй.

Здесь было великое испытание веры Авраама, потому что он был уже стар, и жена его была давно неплодной. И пусть это будет нам также в напоминание — как бы ни был ослаблен наш народ, сколь бы численно не уменьшился он, какие бы непреодолимые естественные преграды для его роста ни возникали — Бог может все чудесно изменить. Услышим то, что Бог говорит Аврааму, устанавливая завет между Собой и верным Ему человеком: «Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну». Теперь как никогда должно быть ясно, что в нашей нынешней войне, последней всемирной и духовной войне, которая идет сейчас, вся наша защита от многочисленных врагов — Господь Бог наш. И все нападение наше — Господь Бог наш. Если Бог с нами — кто против нас? Но если Бог против нас, говорит святитель Феофан Затворник, — то кто за нас?

И вот обетование, венчающее все остальное: «И благословятся в тебе все племена земные», потому что это обетование указывает на Мессию, на Христа, в Котором все обетования «да» и «аминь». Иисус Христос — великое благословение рода человеческого, самое величайшее, какое когда-либо было. Если покается наш народ и если он снова будет со Христом, он не только себя сохранит, но благословение его распространится на все народы. В последние времена, как и в первые, все совершается по слову Господню: «Вот Я положил пред тобою жизнь и смерть. Избери жизнь, чтобы жил ты и потомство твое». Уразумеем самое главное, что речь здесь идет не только о временной жизни и смерти, а о вечной нашей участи, о вечной участи всех людей. И столь велика сила покаяния, что Бог силен Крестом Своим «из камней сих воздвигнуть чад Авраамовых».

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Александр Шаргунов
Тайна скорого услышания
22 ноября — празднование иконы Божией Матери «Скоропослушница»
22.11.2024
Дом, который оставляет Христос, становится пуст
Евангелие пятницы (Лк, 73 зач., 13, 31—35)
22.11.2024
Знамение нашего спасения
20 ноября — празднование иконы Божией Матери «Взыграние Младенца»
21.11.2024
Силоамские башни не перестают падать
Евангелие четверга (Лк, 70 зач., 13, 1—9)
21.11.2024
С нами больше, чем с ними
21 ноября — Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных
20.11.2024
Все статьи Протоиерей Александр Шаргунов
Пастырская проповедь
«Почему Шнеур Залман не призывал молиться за победу французского оружия?»
У Наполеона была идея создания еврейского государства в Эрец Израэль на сто пятьдесят лет раньше, чем это совершилось
20.11.2024
Меч рассекающий
Евангелие среды (Лк, 69 зач., 12, 48—59)
20.11.2024
Нет большего заблуждения, чем думать, что у нас еще много времени
Евангелие вторника (Лк, 68 зач., 12, 42—48)
19.11.2024
Все статьи темы
Великий пост
Все статьи темы
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от seaduck
23.11.2024 00:16
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от учитель
22.11.2024 23:46
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
22.11.2024 22:03
Судьи между Сциллой и Харибдой
Новый комментарий от Рабочий
22.11.2024 18:50
О поездке в Белоруссию и обстановке на её
Новый комментарий от Владимир С.М.
22.11.2024 18:00
Трамп – это просто «Вучич», но калибром побольше?
Новый комментарий от влдмр
22.11.2024 17:23