Мировоззрение – это базовая идея человека, определяющая его отношение к миру, другим людям и к себе. Оно включает убеждения, принципы, идеалы и ценностные ориентации человека (подробнее см. тут).
Принято считать, что мировоззрение бывает не только личностным, но и общественным. Поэтому в качестве носителя мировоззрения может выступать не только личность, но теоретически – и некая социальная группа.
Личностное мировоззрение свойственно конкретному человеку. Оно есть всегда, даже если представления у человека не очень отчётливы. Мировоззрение может меняться, и оно меняется в течение всей жизни, оставаясь конкретным в каждый рассматриваемый момент времени.
Личностное мировоззрение воплощено в индивидууме. Оно всегда уникально и индивидуально, примерно так, как уникальны отпечатки пальцев и особенности нервной системы. Личностное мировоззрение формируется общей социальной атмосферой и социальными отношениями индивидуума, полученными знаниями, пройдённым им путём жизненных испытаний и обретённым духовным опытом, личной осознанностью и степенью внушаемости, а также коллективным бессознательным и много чем ещё. Таким образом, личностное мировоззрение представляет собой уникальную комбинацию (иногда достаточно причудливую) знаний, верований, интуиций и жизненного опыта. Так, в мировоззрении конкретного человека вполне могут уживаться научно-философские представления об объективности тех или иных законов природы и общества (например, закона единства и борьбы противоположностей), вера в Бога (вплоть до потребности в молитвенном состоянии), а также мифологические представления человека об окружающем мире (например, суеверие о чёрной кошке, перешедшей дорогу).
С одной стороны, можно говорить о важности мировоззрения: оно является ядром индивидуального сознания, а также показателем зрелости личности. С другой стороны, очевидна сложность этого феномена: по сей день идут споры по его типологии, хотя часто выделяются такие типы, как обыденное, научное, философское, религиозное и мифологическое мировоззрение. Не проста и структура понятия «мировоззрение». Она может подразделяться на мироощущение, мировосприятие, миропонимание и мироотношение. Неоднозначна и синонимия понятия «мировоззрение» (миросозерцание, ментальность, образ мыслей, взгляды на жизнь).
Общественное мировоззрение может приписываться социальным группам (иногда даже народам). Оно в этом случае абстрактно, ибо тут как бы указывается не на всю полноту мировоззрения, а только на доминирующий мировоззренческий вектор (или фактор), общий для всех членов рассматриваемой группы (например, приверженность христианству, или марксизму-ленинизму, или чему-то ещё). Но доминирующий вектор социальной группы всегда будет оставаться лишь частью мировоззрения личности. Вполне очевидно, что помимо доминирующего вектора, есть и другие мировоззренческие составляющие, но говорить об их единстве, если и можно, то с большой долей условности, как о «средней температуре по госпиталю». Иначе и быть не может, поскольку любая социальная группа состоит из отдельных членов, у каждого из которых мировоззрение является, повторюсь, индивидуальной комбинацией знаний, верований, интуиций и личного жизненного опыта. Таким образом, единое мировоззрение никак не может быть у социальной группы, тем более, – у целого народа. Общим может быть только некий доминирующий мировоззренческий вектор, да и то, наверное, с оговорками. Об этом свидетельствуют бесконечные религиозные и партийные расколы, философское разномыслие учёных в фундаментальных вопросах и т.п.
Автор статьи скептически относится к любым вариациям понятия «общественное мировоззрение» (типа «мировоззрение народа» или там «мировоззрение молодёжи») по той простой причине, что не существует даже двух людей с одинаковым мировоззрением. Единым у общества может быть не мировоззрение, а идеология (подробнее см. тут). Поэтому автор предлагает никогда не ставить знак тождества между ними. Мировоззрение – это феномен, в значительной мере формируемый под влиянием актуальной государственной идеологии.
Вместе с тем, к единому доминирующему вектору мировоззрения можно (и следует) стремиться ради устойчивости социальной системы, следуя знаменитой христианской формуле «В главном единство, а во второстепенном свобода…». Поэтому, если ставится задача разработать некий «канон русского мировоззрения» с целью влияния этого канона на мировоззрение граждан, то такой канон автоматически принимает на себя важнейшую функцию государственной идеологии. Подобный подход вполне может оказаться удачным, если не сказать – хитроумным, патриотическим манёвром в условиях категорического конституционального неприятия властью термина «идеология». Дело, в конце концов, не в термине, а в его сути. На Руси жили же веками без западных понятий «идеология» и «мировоззрение». Жили и не тужили. Как, впрочем, жили, и вполне себе успешно плодились и множились, не зная другого западного термина «секс», ставшего нынче популярным.
Теперь касательно русской цивилизации, имеющей непрерывную тысячелетнюю историю. Православную Русь с княжеской раздробленностью сменила православная Российская империя. После обрушения империи сложился коммунистический (он же богоборческий) Советский Союз. СССР, развалившись, оставил после себя либеральную Российскую федерацию. Появляется вопрос: «А было ли что-то общим, неким единым связующим звеном мировоззренческого характера, пронизывающим сквозь века такую многоликую русскую цивилизацию?» Было или не было?
Научно обоснованный ответ может быть таким: «Да, было, – это архетипы коллективного бессознательного русского народа» (подробнее см. тут).
Как известно, коллективное бессознательное состоит из так называемых архетипов – общенародных первообразов. Архетипы – это некое образование, которое является общим для всех людей. Архетипы передаются с древних времён и влияют на поведение современников. Истоком архетипов считаются особенности психических явлений как очень далёкого, так и недавнего прошлого. Например, древний архетип матери даёт общие представления о ней, как давшей жизнь, любовь и заботу. Иначе говоря, дети наследуют архетипические знания о матери и отношение к ней. Аналогичным является и более поздний архетип Родины-матери, имеющей некую абсолютную вневременную ценность.
За тысячелетие в русском коллективном бессознательном сложились вполне определённые архетипы. Дело в том, что существенным фактором русской идентичности, кроме языка, было и остаётся многовековое стремление к мощной защитно-оборонительной государственности и одновременно стремление к высшим духовным ценностям (отсюда, кстати, появился образ Святой Руси). Так сложились архетип великодержавности и православные нравственные архетипы, такие как сострадание, милосердие, терпение, прощение, взаимопомощь, добротолюбие, трудолюбие, солидарность и другие. В реальной жизни эти архетипы оказались настолько устойчивы, что воинствующий атеизм марксизма-ленинизма в СССР не смог сломать их даже за 70 лет и, наоборот, сам к ним приспособился. Иллюстрацией тому может послужить «Моральный кодекс строителя коммунизма». Недавно Владимир Путин сказал, что в российском обществе преобладают такие ценности, как милосердие, взаимная поддержка и солидарность. Под этими ценностями вполне могут пониматься упомянутые выше архетипы коллективного бессознательного русского народа.
Коллективное бессознательное лежит в основе непреодолимой силы русского национального характера и является важнейшим фактором формирования мировоззрения. Русские архетипы вполне могут считаться искомым фундаментом мировоззренческого канона Русской цивилизации.
Фёдор Алексеевич Папаяни, сопредседатель Изборского клуба Новороссии, кандидат технических наук, Донецк, ДНР
3.
«Мировоззрение – это базовая идея человека…»
///////////////
Мировоззрение идея? «Что-то» здесь «по-ощущениям» не совсем так…
РНЛ:
«Недавно Владимир Путин сказал, что в российском обществе преобладают такие ценности, как милосердие,…»
//////////////
Это «по документам» милосердие может быть и «ценность», а в реалиях….
Какая-то «механическая» модель общества «нарисовывается» - с расфасовкой-раскладкой «ценностей» по «полочкам»?
2.
Но здесь другое - здесь же и вся Культура Запада, иначе, как мы увидим Всемирную историю в истории России, например, без истории Древней Греции и Рима, и так далее...
1.
России надо взять на себя ответственность за Историю, за Христианство (историческое), от начала мира (когда еще никакого христианства не было, но богоизбранные уже были, например, Ной). То есть принять новое мировоззрение.