«В театр должно вернуться священнодейство»

О современном русском театре в свете одного любопытного опроса ВЦИОМ

Традиционные духовно-нравственные ценности России  Русская цивилизация 
0
206
Время на чтение 5 минут

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил на своём сайте результаты мониторингового опроса россиян о посещении театров и о любимых российских театрах и постановках.

«В эпоху технологического прогресса и цифровых развлечений театр остается уникальным и неповторимым пространством, где зрители могут непосредственно взаимодействовать с актерами и проникнуться искусством, - отмечается в пресс-релизе исследования. - Несмотря на конкуренцию с другими формами развлечений, театр сохраняет важное место в современной культуре. Сегодня каждого четвертого россиянина можно назвать театралом – 25% россиян посещают театр несколько раз в год и чаще, это почти в два раза выше в сравнении с 2008 г. – 13%. Еще 19% наших сограждан – редкие посетители театров, они бывают там один раз в несколько лет (2008 г. – 15%, 2019 г. – 27%).

Каждый третий сообщил, что он практически не посещает театр (34%, -14 п.п. к 2008 г.), а каждый пятый, что никогда не видел театральных постановок (21%, 2008 г. – 22%, 2019 г. – 18%).

В числе постоянных посетителей театров с большей долей вероятности можно встретить женщин (30% vs. 17% среди мужчин), молодежь 18-24 лет (39%), столичных жителей (40%), россиян с высшим или незаконченным высшим образованием (35%), с хорошим материальным положением (33%), а также активных пользователей сети интернет (33%).

Среди редких посетителей театра выше процент 25-34-летних (23%), граждан с высшим и незаконченным высшим образованием (25%) и жителей крупных городов от 500 тыс. жителей (27–28%).

Аудиторию тех, кто практически не посещает театры, отличает более высокий процент граждан старше 60 лет (42%) и активных телезрителей (43%), здесь также чаще встречаются мужчины (37% vs. 32% среди женщин).

Никогда не посещали театр четверть мужчин (25% vs. 17% среди женщин), процент также выше среди россиян с неполным средним (60%), средним (34%) и средним специальным образованием (29%), жителей села (35%), небольших населенных пунктов с численностью населения до 100 тыс. чел. (28%) и активных телезрителей (33%).

Самым "театральным" федеральным округом России стал Северо-Западный округ, здесь 38% посещают театры несколько раз в год и чаще (vs. 25% среди всех россиян). Здесь же отмечен минимальный процент тех, кто никогда не был в театре – 12% (vs. 21% среди всех россиян).

«Россияне, которые редко посещает театр или вовсе не посещает его, делают это по разным причинам. Каждый третий в этой группе сослался на отсутствие театра по месту его проживания (33%, 2008 г. – 36%). Преимущественно это касается жителей села (62%) и небольших населенных пунктов с численностью населения до 100 тыс. чел. (57%). На эту причину также чаще ссылались граждане старше 45 лет (42-44% vs. 7% в группе до 25 лет).

Второй мотив непосещения театра – нехватка свободного времени (23%, +6 п.п. к 2008 г.). Чаще этот вариант называли опрошенные до 45 лет (18-24 лет – 30%, 25-34 лет – 37%, 35-44 лет – 33%) и городские жители в целом (Москва, Санкт-Петербург – 30%, города-миллионники – 42%, города с численностью населения 500-950 тыс. чел. – 43%, численностью населения 500-100 тыс. чел. – 33%).

Еще 17% в этой группе честно признались, что не интересуются театральным искусством (2008 г. – 16%), среди мужчин – 24% (vs. 10% среди женщин), среди 18-24-летних – 45%. Дороговизна билетов останавливает 8% тех, кто редко ходит в театр или вовсе не ходит туда, сегодня этот довод звучит реже (-6 п.п. к 2008 г.). По 6% отметили, что не ходят в театр потому, что в их городе нет хороших театров или потому, что смотрят постановки по телевидению и в интернете», - отметили социологи.

«В перечне любимых театров у россиян лидирую местные театры (в том числе местные Драматические театры, Кукольные театры, Театры оперы и балета и филармонии) – 36%. На втором месте Большой театр (г. Москва), его назвали 12% тех, кто посещает театры несколько раз в год и чаще. Каждый десятый указал на Мариинский театр (г. Санкт-Петербург), 7% выбрали МХАТ (г. Москва), 6% Театр "Современник" (г. Москва). Еще 5% набрал "Ленком" (г. Москва), 4% Малый театр (г. Москва).

Тройку особенно запомнившихся театральных постановок составили "Щелкунчик" – 10%, "Мастер и Маргарита" – 6% и "Лебединое озеро" – 5%. В числе других ответов звучали "Юнона и Авось", "Ревизор" (по 3%), "Евгений Онегин", "Анна Каренина", "Ромео и Джульетта", "Собачье сердце" (по 2%) и многие другие как классические, так и современные постановки», - заключили авторы исследования».

Итоги опроса проанализировал в телефонном интервью «Русской народной линии» народный артист России, сопредседатель Общественной Палаты Союзного Государства Россия - Беларусь, член Патриаршего совета по культуре, президент Международного Славянского форума искусств «Золотой Витязь», депутат Государственной Думы Николай Петрович Бурляев:

Достаточно интересные результаты опроса ВЦИОМ, над которыми следует подумать Министерству культуры и деятелям театра. Одно очевидно: наш театр за 35 перестроечных лет во многом утратил своё прежнее значение, ибо были посягательства на традиции русского реалистического психологического театра, атаковали со многих флангов по всей России и представляли на сцене самовыражение, иногда патологическое, шокирующее. Появилось много антрепризных спектаклей, в которых артисты просто подрабатывают. И не всегда это на большом и высоком уровне.

Поэтому почти четыре десятилетия театр терял уважение зрителя к себе. Отсюда и 17% граждан, которые и вовсе не интересуются театром, что оправданно. Зачем идти в театр, который тебя будет шокировать и из которого ты захочешь уйти через 15 минут спектакля?!

Самое главное, что руководству Российского государства, руководителям театральных процессов, пора задуматься о выведении культуры из рыночного унижения, ибо культура и рынок – понятия несовместимые. Тут есть о чём подумать.

Конечно, мы должны возвращать уважение к театру, потому что у зрителя есть чувство доверия к тому, что он увидит на сцене подлинную жизнь. Очень важно, чтобы та подлинная жизнь, которую зрители увидят, возвышала их души. Ведь показывать можно всё что угодно. Например, «Преступление и наказание» с убийством и покаяниям, искуплением греха. Театр должен возвышать человеческую душу, чтобы после спектакля зритель стал лучше, выше, чище, гармоничнее. Предстоит очень большая работа для нас и для грядущих поколений. Чтобы мы не забывали завет основателя русского театра Михаила Семёновича Щепкина, который говорил:

«Театр для актёра — храм. Это его святилище! Твоя жизнь, твоя честь — всё принадлежит бесповоротно сцене, которой ты отдал себя. Твоя судьба зависит от этих подмостков. Относись с уважением к этому храму и заставь уважать его других, священнодействуй или убирайся вон».

В театр должно вернуться священнодейство. Если театр будет выведен из рыночных отношений, если театр вернёт своё уважение к русской классике и перестанет её корёжить и коверкать, как удобно «самовыражающимся» режиссёрам и если театр будет нести высочайшие духовно-нравственные идеалы, тогда у нашего театра есть будущее. Поборемся за жизнь русского театра!

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Николай Петрович Бурляев
Маятник качнулся от либерализма к патриотизму
Об обнадеживающих успехах российского кинематографа
11.11.2024
Наша общая Победа!
Правительство России утвердило новую Стратегию государственной культурной политики до 2030 года
17.09.2024
«Фронтовики не очень любили вспоминать войну»
О съёмках в «Ивановом детстве» по рассказу Владимира Богомолова и короткой встрече с писателем
03.07.2024
Россия возрождается
По промыслу Божию России дано удивительное историческое время
25.12.2023
Указ планетарного масштаба
После внесения изменений в «Основы государственной культурной политики» власть не сможет бесконтрольно поддерживать то, что не должно быть в духовном поле России
27.01.2023
Все статьи Николай Петрович Бурляев
Традиционные духовно-нравственные ценности России
Все статьи темы
Русская цивилизация
«Русские моряки первое, что сделали – пропели "Отче наш"»
На Сахалине успешно реализуется совместный проект епархии и Общества «Знание»
19.12.2024
«На фронтах Украины сражается вся Русь»
Именно в среде русского воинства родится новая русская идеология
19.12.2024
Не забудем
Памяти Николая Алексеевича Деткова
18.12.2024
Если России не будет – на Земле будет ад
В Москве состоялся круглый стол, посвящённый актуальности наследия русской мысли Московской Руси
18.12.2024
О либерализме
Наши новые либералы («либероиды») суть избранники тёмной свободы
18.12.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Что не так с критикой шовинистов
Новый комментарий от Павел Тихомиров
19.12.2024 21:23
Когда же придёт царь?
Новый комментарий от р.Б.Алексий
19.12.2024 20:40
Славный город Чебоксары
Новый комментарий от Владимир С.М.
19.12.2024 20:22
«Мигранты в законе»
Новый комментарий от Русский Иван
19.12.2024 20:11
«На фронтах Украины сражается вся Русь»
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.12.2024 20:03
Когда Катехон молчит
Новый комментарий от Владимир С.М.
19.12.2024 19:51
«Русские моряки первое, что сделали – пропели "Отче наш"»
Новый комментарий от Дмитриев
19.12.2024 19:31