«В театр должно вернуться священнодейство»

О современном русском театре в свете одного любопытного опроса ВЦИОМ

Традиционные духовно-нравственные ценности России  Русская цивилизация 
0
221
Время на чтение 5 минут

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил на своём сайте результаты мониторингового опроса россиян о посещении театров и о любимых российских театрах и постановках.

«В эпоху технологического прогресса и цифровых развлечений театр остается уникальным и неповторимым пространством, где зрители могут непосредственно взаимодействовать с актерами и проникнуться искусством, - отмечается в пресс-релизе исследования. - Несмотря на конкуренцию с другими формами развлечений, театр сохраняет важное место в современной культуре. Сегодня каждого четвертого россиянина можно назвать театралом – 25% россиян посещают театр несколько раз в год и чаще, это почти в два раза выше в сравнении с 2008 г. – 13%. Еще 19% наших сограждан – редкие посетители театров, они бывают там один раз в несколько лет (2008 г. – 15%, 2019 г. – 27%).

Каждый третий сообщил, что он практически не посещает театр (34%, -14 п.п. к 2008 г.), а каждый пятый, что никогда не видел театральных постановок (21%, 2008 г. – 22%, 2019 г. – 18%).

В числе постоянных посетителей театров с большей долей вероятности можно встретить женщин (30% vs. 17% среди мужчин), молодежь 18-24 лет (39%), столичных жителей (40%), россиян с высшим или незаконченным высшим образованием (35%), с хорошим материальным положением (33%), а также активных пользователей сети интернет (33%).

Среди редких посетителей театра выше процент 25-34-летних (23%), граждан с высшим и незаконченным высшим образованием (25%) и жителей крупных городов от 500 тыс. жителей (27–28%).

Аудиторию тех, кто практически не посещает театры, отличает более высокий процент граждан старше 60 лет (42%) и активных телезрителей (43%), здесь также чаще встречаются мужчины (37% vs. 32% среди женщин).

Никогда не посещали театр четверть мужчин (25% vs. 17% среди женщин), процент также выше среди россиян с неполным средним (60%), средним (34%) и средним специальным образованием (29%), жителей села (35%), небольших населенных пунктов с численностью населения до 100 тыс. чел. (28%) и активных телезрителей (33%).

Самым "театральным" федеральным округом России стал Северо-Западный округ, здесь 38% посещают театры несколько раз в год и чаще (vs. 25% среди всех россиян). Здесь же отмечен минимальный процент тех, кто никогда не был в театре – 12% (vs. 21% среди всех россиян).

«Россияне, которые редко посещает театр или вовсе не посещает его, делают это по разным причинам. Каждый третий в этой группе сослался на отсутствие театра по месту его проживания (33%, 2008 г. – 36%). Преимущественно это касается жителей села (62%) и небольших населенных пунктов с численностью населения до 100 тыс. чел. (57%). На эту причину также чаще ссылались граждане старше 45 лет (42-44% vs. 7% в группе до 25 лет).

Второй мотив непосещения театра – нехватка свободного времени (23%, +6 п.п. к 2008 г.). Чаще этот вариант называли опрошенные до 45 лет (18-24 лет – 30%, 25-34 лет – 37%, 35-44 лет – 33%) и городские жители в целом (Москва, Санкт-Петербург – 30%, города-миллионники – 42%, города с численностью населения 500-950 тыс. чел. – 43%, численностью населения 500-100 тыс. чел. – 33%).

Еще 17% в этой группе честно признались, что не интересуются театральным искусством (2008 г. – 16%), среди мужчин – 24% (vs. 10% среди женщин), среди 18-24-летних – 45%. Дороговизна билетов останавливает 8% тех, кто редко ходит в театр или вовсе не ходит туда, сегодня этот довод звучит реже (-6 п.п. к 2008 г.). По 6% отметили, что не ходят в театр потому, что в их городе нет хороших театров или потому, что смотрят постановки по телевидению и в интернете», - отметили социологи.

«В перечне любимых театров у россиян лидирую местные театры (в том числе местные Драматические театры, Кукольные театры, Театры оперы и балета и филармонии) – 36%. На втором месте Большой театр (г. Москва), его назвали 12% тех, кто посещает театры несколько раз в год и чаще. Каждый десятый указал на Мариинский театр (г. Санкт-Петербург), 7% выбрали МХАТ (г. Москва), 6% Театр "Современник" (г. Москва). Еще 5% набрал "Ленком" (г. Москва), 4% Малый театр (г. Москва).

Тройку особенно запомнившихся театральных постановок составили "Щелкунчик" – 10%, "Мастер и Маргарита" – 6% и "Лебединое озеро" – 5%. В числе других ответов звучали "Юнона и Авось", "Ревизор" (по 3%), "Евгений Онегин", "Анна Каренина", "Ромео и Джульетта", "Собачье сердце" (по 2%) и многие другие как классические, так и современные постановки», - заключили авторы исследования».

Итоги опроса проанализировал в телефонном интервью «Русской народной линии» народный артист России, сопредседатель Общественной Палаты Союзного Государства Россия - Беларусь, член Патриаршего совета по культуре, президент Международного Славянского форума искусств «Золотой Витязь», депутат Государственной Думы Николай Петрович Бурляев:

Достаточно интересные результаты опроса ВЦИОМ, над которыми следует подумать Министерству культуры и деятелям театра. Одно очевидно: наш театр за 35 перестроечных лет во многом утратил своё прежнее значение, ибо были посягательства на традиции русского реалистического психологического театра, атаковали со многих флангов по всей России и представляли на сцене самовыражение, иногда патологическое, шокирующее. Появилось много антрепризных спектаклей, в которых артисты просто подрабатывают. И не всегда это на большом и высоком уровне.

Поэтому почти четыре десятилетия театр терял уважение зрителя к себе. Отсюда и 17% граждан, которые и вовсе не интересуются театром, что оправданно. Зачем идти в театр, который тебя будет шокировать и из которого ты захочешь уйти через 15 минут спектакля?!

Самое главное, что руководству Российского государства, руководителям театральных процессов, пора задуматься о выведении культуры из рыночного унижения, ибо культура и рынок – понятия несовместимые. Тут есть о чём подумать.

Конечно, мы должны возвращать уважение к театру, потому что у зрителя есть чувство доверия к тому, что он увидит на сцене подлинную жизнь. Очень важно, чтобы та подлинная жизнь, которую зрители увидят, возвышала их души. Ведь показывать можно всё что угодно. Например, «Преступление и наказание» с убийством и покаяниям, искуплением греха. Театр должен возвышать человеческую душу, чтобы после спектакля зритель стал лучше, выше, чище, гармоничнее. Предстоит очень большая работа для нас и для грядущих поколений. Чтобы мы не забывали завет основателя русского театра Михаила Семёновича Щепкина, который говорил:

«Театр для актёра — храм. Это его святилище! Твоя жизнь, твоя честь — всё принадлежит бесповоротно сцене, которой ты отдал себя. Твоя судьба зависит от этих подмостков. Относись с уважением к этому храму и заставь уважать его других, священнодействуй или убирайся вон».

В театр должно вернуться священнодейство. Если театр будет выведен из рыночных отношений, если театр вернёт своё уважение к русской классике и перестанет её корёжить и коверкать, как удобно «самовыражающимся» режиссёрам и если театр будет нести высочайшие духовно-нравственные идеалы, тогда у нашего театра есть будущее. Поборемся за жизнь русского театра!

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Николай Петрович Бурляев
Мы продолжаем бой за душу человека
О позитивных сдвигах в культуре в 2024-м, о тревогах и планах на 2025 год
26.12.2024
Маятник качнулся от либерализма к патриотизму
Об обнадеживающих успехах российского кинематографа
11.11.2024
Наша общая Победа!
Правительство России утвердило новую Стратегию государственной культурной политики до 2030 года
17.09.2024
«Фронтовики не очень любили вспоминать войну»
О съёмках в «Ивановом детстве» по рассказу Владимира Богомолова и короткой встрече с писателем
03.07.2024
Все статьи Николай Петрович Бурляев
Традиционные духовно-нравственные ценности России
«Ваша преданность делу просвещения вносят неоценимый вклад в наше общее дело»
Анатолий Степанов получил благодарность от организаторов форума ВРНС в Новосибирске
03.06.2025
«Четверть детей в детских домах и приютах находятся необоснованно»
На встрече с Президентом Мария Львова-Белова предложила создать Всероссийскую службу помощи семье
03.06.2025
Все статьи темы
Русская цивилизация
«Недопустимы панические оценки случившегося»
Духовная, военная, организационная мобилизация российского общества будет ответом на совершённую украинцами диверсию
03.06.2025
Кто же «проиграл» Перестройку?
Государственная власть предала идеалы, укоренённые в нашей многовековой истории
02.06.2025
Философия идеологического безвременья
Национализм как ложный выбор
31.05.2025
Диалог и партнёрство культур и цивилизаций
В Москве состоялась презентация книги Лидии Довыденко «Сухейль Фарах. На перекрестке культур и цивилизаций. Научная и общественная деятельность»
30.05.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
О причинах неприятия сталинского горельефа православными патриотами
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
03.06.2025 22:31
О причинах неприятия сталинского горельефа православными патриотами
Новый комментарий от Могилев на Днепре
03.06.2025 22:31
Православные антисталинисты в печали
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
03.06.2025 22:19
Платим кровавую цену за молчание
Новый комментарий от prot
03.06.2025 21:52
Сhronicles Мagazine: Папа римский Сингулярности
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
03.06.2025 20:41
«Быть или не быть» человеку человеком?
Новый комментарий от Игорь Бондарев
03.06.2025 20:07
Вновь о «звезденях», или «Их» возвращают!
Новый комментарий от Калужанин
03.06.2025 19:41