Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил на своём сайте результаты мониторингового опроса россиян о посещении театров и о любимых российских театрах и постановках.
«В эпоху технологического прогресса и цифровых развлечений театр остается уникальным и неповторимым пространством, где зрители могут непосредственно взаимодействовать с актерами и проникнуться искусством, - отмечается в пресс-релизе исследования. - Несмотря на конкуренцию с другими формами развлечений, театр сохраняет важное место в современной культуре. Сегодня каждого четвертого россиянина можно назвать театралом – 25% россиян посещают театр несколько раз в год и чаще, это почти в два раза выше в сравнении с 2008 г. – 13%. Еще 19% наших сограждан – редкие посетители театров, они бывают там один раз в несколько лет (2008 г. – 15%, 2019 г. – 27%).
Каждый третий сообщил, что он практически не посещает театр (34%, -14 п.п. к 2008 г.), а каждый пятый, что никогда не видел театральных постановок (21%, 2008 г. – 22%, 2019 г. – 18%).
В числе постоянных посетителей театров с большей долей вероятности можно встретить женщин (30% vs. 17% среди мужчин), молодежь 18-24 лет (39%), столичных жителей (40%), россиян с высшим или незаконченным высшим образованием (35%), с хорошим материальным положением (33%), а также активных пользователей сети интернет (33%).
Среди редких посетителей театра выше процент 25-34-летних (23%), граждан с высшим и незаконченным высшим образованием (25%) и жителей крупных городов от 500 тыс. жителей (27–28%).
Аудиторию тех, кто практически не посещает театры, отличает более высокий процент граждан старше 60 лет (42%) и активных телезрителей (43%), здесь также чаще встречаются мужчины (37% vs. 32% среди женщин).
Никогда не посещали театр четверть мужчин (25% vs. 17% среди женщин), процент также выше среди россиян с неполным средним (60%), средним (34%) и средним специальным образованием (29%), жителей села (35%), небольших населенных пунктов с численностью населения до 100 тыс. чел. (28%) и активных телезрителей (33%).
Самым "театральным" федеральным округом России стал Северо-Западный округ, здесь 38% посещают театры несколько раз в год и чаще (vs. 25% среди всех россиян). Здесь же отмечен минимальный процент тех, кто никогда не был в театре – 12% (vs. 21% среди всех россиян).
«Россияне, которые редко посещает театр или вовсе не посещает его, делают это по разным причинам. Каждый третий в этой группе сослался на отсутствие театра по месту его проживания (33%, 2008 г. – 36%). Преимущественно это касается жителей села (62%) и небольших населенных пунктов с численностью населения до 100 тыс. чел. (57%). На эту причину также чаще ссылались граждане старше 45 лет (42-44% vs. 7% в группе до 25 лет).
Второй мотив непосещения театра – нехватка свободного времени (23%, +6 п.п. к 2008 г.). Чаще этот вариант называли опрошенные до 45 лет (18-24 лет – 30%, 25-34 лет – 37%, 35-44 лет – 33%) и городские жители в целом (Москва, Санкт-Петербург – 30%, города-миллионники – 42%, города с численностью населения 500-950 тыс. чел. – 43%, численностью населения 500-100 тыс. чел. – 33%).
Еще 17% в этой группе честно признались, что не интересуются театральным искусством (2008 г. – 16%), среди мужчин – 24% (vs. 10% среди женщин), среди 18-24-летних – 45%. Дороговизна билетов останавливает 8% тех, кто редко ходит в театр или вовсе не ходит туда, сегодня этот довод звучит реже (-6 п.п. к 2008 г.). По 6% отметили, что не ходят в театр потому, что в их городе нет хороших театров или потому, что смотрят постановки по телевидению и в интернете», - отметили социологи.
«В перечне любимых театров у россиян лидирую местные театры (в том числе местные Драматические театры, Кукольные театры, Театры оперы и балета и филармонии) – 36%. На втором месте Большой театр (г. Москва), его назвали 12% тех, кто посещает театры несколько раз в год и чаще. Каждый десятый указал на Мариинский театр (г. Санкт-Петербург), 7% выбрали МХАТ (г. Москва), 6% Театр "Современник" (г. Москва). Еще 5% набрал "Ленком" (г. Москва), 4% Малый театр (г. Москва).
Тройку особенно запомнившихся театральных постановок составили "Щелкунчик" – 10%, "Мастер и Маргарита" – 6% и "Лебединое озеро" – 5%. В числе других ответов звучали "Юнона и Авось", "Ревизор" (по 3%), "Евгений Онегин", "Анна Каренина", "Ромео и Джульетта", "Собачье сердце" (по 2%) и многие другие как классические, так и современные постановки», - заключили авторы исследования».
Итоги опроса проанализировал в телефонном интервью «Русской народной линии» народный артист России, сопредседатель Общественной Палаты Союзного Государства Россия - Беларусь, член Патриаршего совета по культуре, президент Международного Славянского форума искусств «Золотой Витязь», депутат Государственной Думы Николай Петрович Бурляев:
Достаточно интересные результаты опроса ВЦИОМ, над которыми следует подумать Министерству культуры и деятелям театра. Одно очевидно: наш театр за 35 перестроечных лет во многом утратил своё прежнее значение, ибо были посягательства на традиции русского реалистического психологического театра, атаковали со многих флангов по всей России и представляли на сцене самовыражение, иногда патологическое, шокирующее. Появилось много антрепризных спектаклей, в которых артисты просто подрабатывают. И не всегда это на большом и высоком уровне.
Поэтому почти четыре десятилетия театр терял уважение зрителя к себе. Отсюда и 17% граждан, которые и вовсе не интересуются театром, что оправданно. Зачем идти в театр, который тебя будет шокировать и из которого ты захочешь уйти через 15 минут спектакля?!
Самое главное, что руководству Российского государства, руководителям театральных процессов, пора задуматься о выведении культуры из рыночного унижения, ибо культура и рынок – понятия несовместимые. Тут есть о чём подумать.
Конечно, мы должны возвращать уважение к театру, потому что у зрителя есть чувство доверия к тому, что он увидит на сцене подлинную жизнь. Очень важно, чтобы та подлинная жизнь, которую зрители увидят, возвышала их души. Ведь показывать можно всё что угодно. Например, «Преступление и наказание» с убийством и покаяниям, искуплением греха. Театр должен возвышать человеческую душу, чтобы после спектакля зритель стал лучше, выше, чище, гармоничнее. Предстоит очень большая работа для нас и для грядущих поколений. Чтобы мы не забывали завет основателя русского театра Михаила Семёновича Щепкина, который говорил:
«Театр для актёра — храм. Это его святилище! Твоя жизнь, твоя честь — всё принадлежит бесповоротно сцене, которой ты отдал себя. Твоя судьба зависит от этих подмостков. Относись с уважением к этому храму и заставь уважать его других, священнодействуй или убирайся вон».
В театр должно вернуться священнодейство. Если театр будет выведен из рыночных отношений, если театр вернёт своё уважение к русской классике и перестанет её корёжить и коверкать, как удобно «самовыражающимся» режиссёрам и если театр будет нести высочайшие духовно-нравственные идеалы, тогда у нашего театра есть будущее. Поборемся за жизнь русского театра!