Икона Божией Матери «Взыскание погибших» стала чудотворной в XVIII веке, после того как благочестивый крестьянин Феодот Обухов из селения Бор Калужской губернии, возвращаясь из храма после праздника, где он молился перед иконой Божией Матери, попал в страшную снежную бурю. На дворе стоял лютый мороз. Сбившись с пути, крестьянин остановился у оврага, в бессилии и отчаянии выпряг лошадей, привязал их к оглоблям, а сам, закутавшись, лег в сани, сознавая, что замерзает. В своем угасающем сознании он успел только увидеть ту икону, перед которой молился в храме, — это была икона «Взыскание погибших». И он воззвал к Божией Матери о милости. Через некоторое время другой крестьянин из близлежащего селения услышал под окнами своего дома голос: «Возьми». Он вышел на улицу и увидел в санях замерзающего друга, чудесным образом оказавшегося в этом месте и спасенного заступничеством Божией Матери.
Икона Божией Матери «Взыскание погибших» всегда почиталась в России, в Москве. Само ее наименование говорит о том, что Божия Матерь всегда готова взыскать тех, кто погибает. Она молится там, где уже отчаяние, где уже нет никакой надежды на спасение. Она молится и за погибающих в пороках, и за страждущих в безнадежных болезнях. Она заступается вместе с матерями в их молитвах за погибающих детей.
Сегодня мы снова благоговейно размышляем о Той, Которую Церковь именует так чудно по дару этой иконы. Мы называем Пресвятую Деву Матерью Божией. Бог есть Бог и без Нее — Он не нуждается ни в ком, чтобы быть Самим Собой. Все творения существуют только Им, но Бог не мог стать человеком без Нее. Она дала Богу человечество совершенно личным, единственным, чудесным образом в тайне Его тела, воспринятым от Нее.
Бог сотворил мир один. Но чтобы искупить его, Он восхотел войти внутрь мира, стать человеком среди других людей. Ему нужна была эта Жена, принесшая Ему с Собой погрузившийся во мрак род человеческий, который должен быть искуплен и возвращен к свету. Вот почему Пречистая Дева была дверью, через которую Бог вошел в мир, и стала для нас дверью спасения, прибежищем грешных, безгрешной Матерью Церкви, нашей духовной Матерью, родившей весь мир для новой жизни.
Она отвела от нас гром и молнию, приручила готовый попалить землю огонь с небес. Кроткая и не знающая страха, с переливающимися через край благословениями, Она не внушает приходящим к Ней никакого страха. Она сделала для Бога этот бесконечно изуродованный грехом мир переносимым, Она сделала для нас Бога переносимым, близким, бесконечно желанным. Разумеется, как львица, защищающая детей, Она страшна для бесов, и при приближении их поистине исполняется гнева. Но для Своих детей, для всех нас, как Она терпелива, бережна, кротка, заботлива! Она — всесильная Заступница. Сила Ее заступничества приобщает Бога нашему миру, делает Его пребывание среди нас естественным, делает Его Гражданином нашего земного града. И этим же заступничеством мы становимся чадами Божиими, Она возводит нас выше нас, Она обожествляет нас.
Как хотелось бы сказать все это проще, чтобы мы могли принять Ее как Утреннюю Зарю! Пречистая Богородица — пограничная застава между Божественным и человеческим. Она приходит не для того, чтобы воздать нам по справедливости за нашу ненависть, Она способна разделить только любовь. Она не обсуждает, какие причины есть у Бога отвергнуть человека или отказать ему в прощении. И тем более, по каким причинам человек восстает против Бога и отказывается преклонить пред Ним колена. Она не входит в чрезмерное рассмотрение этих причин. Она хранит сокровенные печати Царства, и мудрость Ее любви научает Ее также, как провести в это Царство потерявших всякую надежду на спасение.
Ею Бог внезапно возвеличил немощное женское естество — так что воспевая Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим, самые отчаявшиеся могут воспрянуть духом. Самый упрямый, самый бунтующий, самый невежественный человек может смириться по дару Ее и не стыдясь сдать все оружия своего противления воле Божией. Кто знает, что происходит со многими уже как будто приговоренными к вечному осуждению в час смерти? В этот страшный час Божия Матерь рядом с нами, и с Ее материнским участием мы совершаем переход на другую сторону жизни. Чудо Ее любви — в удержании последнего, как будто уже неотменимого приговора и в удержании ничем неудержимого, непереносимого для грешного человека света. Она живет только этим светом, который восходит за Ней, и благодаря Ей обретает очертания для всех любящих Бога. Вся в сиянии, Она держит на Своих руках Младенца, Который подобен солнцу в его зените.
Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России