Вступительное слово автора: 28 января 2024 года в приходском доме церкви Святой Петки в Сурчине состоялась дискуссия на тему «Сербия и великие державы». Перед переполненным залом выступали проф. Милош Кович, политолог Александр Павич, генерал Митар Ковач и Ваш покорный слуга. Поскольку время выступления каждого было ограничено примерно двадцатью минутами, я изложил лишь основные контуры своих мыслей по моей теме, согласованные с организаторами (отношения с Россией и церковно-духовный контекст отношений с великими державами). Этот текст представляет собой обощение, которое я хотел представить…
† † †
Прежде чем говорить об отношениях с Россией, хотел бы отметить, что моё изложение не носит научного характера и аппарата, речь идет о рассмотрении темы с точки зрения верующего христианина, точнее, человека сербско-православной идентичности. Это не значит, что я не старался не ошибаться в отношении исторических фактов.
Когда мы говорим о великих державах, отношения с Россией, безусловно, занимают ключевое место в истории нашей страны. Писать или говорить о России и игнорировать тот факт, что это государство с духовной миссией, с подлинной православно-славянской цивилизацией (к которой мы, православные сербы, тоже принадлежим и в которую внесли большой вклад), поэтому игнорировать этот факт — значит практически ничего не знать о России. Самое происхождение России, её Крещение и её последующая история и роль Третьего Рима - свидетельствуют об особой роли, которую Провидение отвело этому народу. Я уже говорил о том, что Россия как «империя добра» за свою историю свергла семь «империй зла».
Православная вера, кровно-славянское родство, один и тот же богослужебный язык (к сожалению, сегодня большая часть духовенства Сербской Православной Церкви служит на языке Вука Караджича, отказ от ангельского церковно-славянского языка лично я считаю самым большой утратой в истории Сербской Православной Церкви, объяснение в другом тексте), континентальный, а не атлантистский менталитет сербов и русских, имперский (не империалистический!) менталитет обоих народов, схожая монархическая многовековая государственная традиция, схожая религиозная основа нашего просвещения, симфония светской и духовной власти в элитные века нашей истории и многое-многое другое делают русских и сербов не только близкими, но и братскими народами. Конечно, не случайно наш духовный родитель отправился на Афон вместе с русскими монахами и именно он пропахал глубокую борозду наших многовековых братских связей. Поскольку панель проводится на следующий день после Савиндана, а моя переводческая и писательская деятельность глубоко пропитана Святославием и русофильством, я хочу указать, что русофильство фактически берёт своё начало от Святославия. Однако навязываемая ложная «политкорректность» сегодня пытается все релятивизировать. Как быть политкорректным перед лицом отравлений и ложной «пландемии», в содомитском «культе смерти», навязанном Западом, в пересмотре истории, в патологическом браке «палача и жертвы»??? Наша поддержка Западу и союз с врагами России представляют собой удар по историческому сербскому кодексу, поскольку сербы никогда не были на неправильной стороне истории ни в одной войне. Система координат православных сербов и русских основана на нравственных императивах любви и милосердия, сострадания и жалости, в противовес эгоистическим понятиям, вошедшим в систему координат западного мировоззрения, таким как корысть, удовольствие, легкомыслие...
На протяжении нескольких столетий Россия была единственной свободной православной страной на планете, все остальные православные народы находились под чужим игом. Роль России в освобождении этих народов, в том числе и сербов, просто грандиозна. Во времена Петра Великого, спустя несколько столетий, «Восточный вопрос» или сербский вопрос вновь стоит на повестке дня главных европейских судов. Сербии тогда не удалось освободиться, но это был первый шаг и начало долгосрочной борьбы за освобождение и восстановление сербской государственности.
Начиная с Кучук-Кайнарджийского мира (1774 г.), затем Ясского мирного договора (1792 г.), Бухарестского мира (1812 г.) и Аккерманской конвенции (1826 г.), Адрианополя (1829 г.) и, наконец, Берлина (1878 г.), Россия была полностью включена в основы всех вновь освобожденных православных государств. При всех этих мирных договорах Россия как гарант и защитник христиан в Османской империи (ст. 14 КК мира от 1774 г.) использует все эти соглашения как путь к полному освобождению Сербии. Практически три войны, которые вела Россия против Турецкой империи, привели к независимости Сербии. После первой мы получили самоуправление (Бухарестский мир, подписанный за день до нападения Наполеона на Россию), после второй - автономию (Адрианополь), после третьей войны - полную независимость (Сан-Стефано и Берлин). Хочу подчеркнуть, что болгары были практически освобождены русской кровью, а сербы при братской помощи русских в своих восстаниях проливали свою кровь за обретение своей свободы. Но повторяю, Россия полностью включилась в нашу свободу, а Великобритания всё время делала всё, чтобы усилить наших врагов и ослабить позиции Сербии, а освобождение было возможно только при наличии могущественного покровителя, такой великой державы, как Россия. В Крымской войне (1853-1856 гг.) мы ещё раз стали свидетелями того, что паписты и протестанты не только были в согласии друг с другом, когда дело касалось войны против православия, но мусульмане (турки) также были их союзниками в этой войне. Россия поддерживала нас на протяжении всего столетия, в Первой Балканской войне, в Первой мировой войне, во Второй мировой войне, и поддерживает нас сегодня, в ХХI веке.
Россия всегда выступала за сильное сербское национальное государство и работала над укреплением единства православных народов. В 1831 году Россия оказала давление на Фанар, чтобы сербы снова могли выбирать себе епископов. Со времен гения Караджордже, который выступал за прочный союз православных народов на Балканах, эту правильную геополитическую концепцию поддержали два великих сербских государственных деятеля с глубоким геополитическим пониманием. Речь идет об Илье Гарашанине и его знаменитом «Начертани» и Миловане Миловановиче Балачко, создателе «Балканского Альянса».
Несмотря на сопротивление британцев и попытку сорвать построение чёткой сербской национальной программы через чехов, Гарашанин остаётся стойким, а «Начертание» остается исключительным памятником государственно-строительной мысли Сербов. К сожалению, после убийства князя Михаила политические безумцы, такие как Миливой Блазнавац, устраивают переворот, предают Россию во время Наместничества и приводят на трон прозападного слугу Милана Обреновича, который после позорного Тайного соглашения 1881 года включает сербскую геополитику на самоубийственный путь. Сербская интеллигенция, получившая образование на Западе, получила много знаний, но гораздо больше потеряла. Как прекрасно описывает это святитель Николай Сербский – сербские студенты ехали на Запад с корзинами, полными добродетелей, и возвращались с корзинами, полными заблуждений. Король Александр Обренович прервал пагубную прозападную политику своего отца, и именно поэтому он был жестоко наказан и ритуально убит вместе со своей женой несчастными сербскими сторонниками тайных обществ с Запада.
Другой великий сербский политик, Милован Милованович Балачко, создатель «Балканского альянса», заложил основы здоровой сербской геополитики. Он прекрасно понимал роль вечных сербских врагов в Вене и Лондоне, а также роль вечного сербского друга – России. Всего за несколько месяцев в результате его огромных усилий объединенные православные народы стёрли Турцию с Балканского полуострова. Его тезис о том, что вражда и с Австро-Венгрией, и с Болгарией будет представлять собой самоубийственный шаг для Сербии, настолько ясен и очевиден, что нужно быть политическим идиотом, чтобы поступать противоположно этому очевидному геополитическому факту. К сожалению, Милован Милованович был отравлен вскоре после подписания «Балканского союза» (вероятно, из англосаксонской кухни), и эта же кухня заменяет премьер-министра Болгарии.
Политические слепцы бросают всё это в воду, во-первых, нарушив соглашение о территориальном разграничении после Первой Балканской войны, ранее согласованное с Болгарией и Россией. Конечно, сербы сентиментально привязаны к территории Македонии, конечно, между болгарским принципом «держаться сильного» и сербским принципом «держаться Истины», я всегда за сербский принцип, но правда в том, что болгары также сентиментально привязаны к Македонии, и что раздел Македонии между сербами и болгарами был согласован, был идеальным решением, которое предотвратило бы катастрофические последствия, которые привел отказ от этого разделения. Сегодня Македония не является ни сербской, ни болгарской страной и имеет тенденцию превращаться в Шиптарию (албанское государство). Вместо округленных сербских территорий и небольшой уступки болгарам (что в принципе не уступкой, они получили бы примерно то, что им принадлежит, не будем врать, население Македонии представляет собой смесь сербского и болгарского этноса) наша политическая элита того времени, воплощённая в Николе Пашиче, объявляет Вардар, а не Дрину ключевой рекой Сербии. Этим поступком он нажил кровных врагов в лице болгар и броился в объятия своих палачей – папистов.
Из-за ситуации на европейских фронтах в Первой мировой войне мы имеем уникальную ситуацию, заключающуюся в том, что Великобритания в 1915 году была вынуждена пойти на нечто очень хорошее как для сербских, так и для российских национальных интересов, принять роль России на Балканах. По Лондонскому соглашению Сербия распространилась бы почти на все сербские этнические территории, а река Дрина стала бы такой, какой она была на протяжении всей нашей истории – рекой спинного мозга, текущей между двумя сербскими легкими. Согласно Лондонскому соглашению, Сербия даже получила доступ к Адриатическому побережью, против чего Великобритания решительно выступала начиная с эпохи восстания Караджордже, на протяжении всего XIX века и после Балканских войн. Но, повторяю, вместо сербского национального государства, которое в 1915 году поддержала царская Россия, политическая элита создала Югославию, превратившуюся в страшную могилу сербского народа.
Даже сегодня Россия представляет собой главного гаранта и защитника как Республики Сербской, так и выживания Косово и Метохии под эгидой сербской государственности. От святого Саввы до наших дней не было ни одного исторического момента, когда бы геополитические интересы русских и сербов противостояли друг другу. С той или иной стороны были только политические близорукие полуслепцы. Даже во времена блокового раздела мира, конечно, под эгидой Варшавского договора такое уничтожение сербского национального бытия, как это было сделано в прозападной Брозомории, было бы невозможно. Так что и сегодня пропаганда евроатлантического пути и принадлежность к антироссийской среде возможна только в головах англосаксонских шпионов или политических безумцев.
† † †
И наконец, несколько слов о Церкви.
СПЦ была не только духовной и моральной опорой нашего народа, но и главной опорой государственного строительства Сербии на протяжении веков борьбы за освобождение. К сожалению, Константинопольский Патриархат уже давно показал и доказал, ещё во времена Флорентийской унии, что Бог не случайно отвёл Москве роль Третьего Рима, то есть защитницы Вселенского Православия. В двадцатых годах ХХ века масонство уже успело возвести себя на престол на Фанаре, а Конгресс США около пятнадцати лет назад принял закон о защите патриарха Варфоломея. К сожалению, он превратился в человека, поставившего светлый сан Первоиерарха Константинопольской Церкви на службу геополитическим интересам англосаксов, злейших врагов православия. По мнению апостола Павла, лицемерие и ересь — это печать греха, сжигающая человеческую совесть. Лицемерные проповеди этого первоиерарха с сожжённой совестью будут его самыми серьезными обвинениями на Страшном суде. Потому что Бог не забудет ни одной невинной слезы тех, кто страдает за имя Христа и Его Церковь в православной Малороссии, так называемой Украине. Помимо прочего, «благодаря» «заслугам» Патриарха Варфоломея, эта страна с её вассальным отношением к неонацистскому Западу и его идолопоклонству и поддержке раскольников и гонений на каноническую Церковь доказала, что она не заслуживает существования.
Это также должно стать большим предупреждением для многих в Сербской Православной Церкви, ведь есть архиереи, которые до недавнего времени во всем поддерживали этого проводника геополитических интересов англосаксов. Мы не можем закрыть глаза и не видеть, что сегодня за столом на Фанаре нет Первоиерарха Православного Христова, а мы имеем под контролем Варфоломея новый вид современного Синедриона, поддерживающего все ходы мировой богоборческой закулисы. Если Христос не является мерой всего, то архиеретик из Рима называется «святой отец»[1], тогда возможны и «молитвенные искривления»[2], как их красиво назвал епископ Фотий, тогда возможно и то, что сербский православный епископ старательно работает над «Туджманизацией сербских страданий»[3]. Хорошо бы об этом подумать, прежде чем нанесется непоправимый ущерб, подобный тому, который уже нанес Варфоломей...
[1] Намёк на то, что некоторые сербские епископы называют Папу „святым отцом“ – прим. перев..
[2] Так называемые «молитвенные восьмерки», то есть совместные с католиками молитвы, епископ Фотий называл «молитвенными искривлениями» - прим. перев..
[3] Речь идет о пересмотре истории и уменьшении страданий сербов епископом Йованом Чулибрком – прим. перев.