Феномен Ярослава Дронова

Или о патриотическом шаманизме

Традиционные духовно-нравственные ценности России  Освободительный поход Русской армии на Украину 
3 Михаил Соловьев  Владимир С.М.  Человек 
777
Время на чтение 7 минут
Фото: zelengarden.ru

На просторы Российской эстрады в последние несколько лет буквально ворвался новый, ранее практически безвестный, а ныне – самый популярный певец, автор и исполнитель своих песен Ярослав Дронов, выступающий под псевдонимом «Шаман». И, надо сказать, завоёванная им популярность вполне заслуженна: прекрасный голос, яркий сценический образ, пластичность и непосредственность выделяют его в среде нынешнего певческого бомонда.

Но самое главное – содержание песен: в отличие от пошлости и слащавости оседлавшей российскую сцену «киркоровщины», принявшей характер пандемии, настрой произведений Ярослава Дронова совсем иной. Бросается в глаза, в первую очередь, их обращённость к Родине, а также – что особенно важно – погружение автора во внутренний мир себя самого.

И на фоне всеобщей распущенности, вульгарности и нецензурщины, пустоты и бессодержательности современных песен, которые стали за последние десятилетия уже привычными, творчество Ярослава Дронова с самого начала произвело эффект разорвавшейся бомбы. Оно и понятно: комфорт среди грязи и разложения испытывает далеко не всякий: можно, конечно, опуститься на самое дно вслед за плеядой «звезданутых» развратителей современных меломанов, но ведь душа человеческая по природе – христианка, и тоска по Небу неизбежно сопровождает её всю жизнь. И вот, как только появилась возможность выбраться из этой, засасывающей с головой мутной жижи разлагающейся культуры эстрадного постмодернизма – человек схватился за соломинку, показавшуюся ему лучиком света в царстве всепоглощающего сценического разврата.

Но насколько эта соломинка спасительна? Реально ли, удерживаясь за неё, выплыть из водоворота, в котором человек давно уже привык вращаться? Более того, удерживает ли она на поверхности или создаёт лишь иллюзию альтернативы, инаковости набившей оскомину бесформенной современной попсе? Попробуем взглянуть на творчество Ярослава Дронова с этой точки зрения.

Для начала хочется сказать пару слов по поводу набивших оскомину слухов о том, что проект «Shaman» – детище Кремля. Мне бы хотелось отстраниться от этой, искусственно раздутой проблемы. Как положительный, так и отрицательный ответ на этот вопрос не играет никакой роли для анализа самого главного. Творчество автора и его ценностные ориентиры – единственные критерии, которые являются значимыми для оценки роли артиста в становлении современной ему культуры и влияния на аудиторию слушателей. А проплачено ли это кем-либо сверху или нет – совсем не важно: в конце концов, спонсирование доброго и прекрасного (если таковое имеет место) – дело Богоугодное… Поэтому хотелось бы отстраниться от внешних критериев и перейти к изложению мыслей по поводу творчества Ярослава Дронова.

«Я – русский». Самая, пожалуй, популярная песня – как в сети, так и на концертах артиста. Множество роликов отснято по этому произведению. Визитная карточка Ярослава Дронова. Да, безусловно, заявить – вот так просто, безбоязненно, в пику всем борцам с русской самоидентичностью о своей принадлежности к особой, уникально-самобытной этнической общности – дело доброе и смелое. Тем более что в наше время унизить, оскорбить, уязвить русского человека почитается чуть ли не делом чести… Действительно: называющий чернокожего «негром» – расист, говорящий о евреях не в превосходной степени – антисемит, а клеймящий русских – правозащитник…

Но… Важно не то, ЧТО положительного ты говоришь о русских, важно – КАК ты это делаешь. В противном случае здоровый патриотизм, крепкое национальное самосознание, глубинная, идущая из сокровенного внутреннего мира любовь к Родине вырождается в нацистский клич: «бей неарийцев!» (последнее слово можно менять в зависимости от своих предпочтений). А ведь это – не любовь, а её антипод (согласно учению Святых Отцов – самопревозношение, гордость).

Для чего нужен этот пространный экскурс? Вероятно, для осознания колоссальной дистанции между чистыми, искренними, но почему-то преданными забвению патриотическими песнями советской эпохи, такими как «Русское поле» (Ян Френкель – Инна Гофф), «Любовь моя, Россия» (Юрий Визбор), «Уголок России» (Владимир Шаинский – Екатерина Шевелёва) и многими другими, затрагивающими самые сокровенные струны души, с одной стороны, и массой малоосмысленных штамповок типа «Я – русский» – с другой.

Предлагаю просто непредвзято всмотреться в текст самой песни.

«Я вдыхаю этот воздух,

Солнце в небе смотрит на меня.

Надо мной летает вольный ветер,

Он такой же, как и я».

О чём это? Перед нами – набор заштампованных лексических конструкций, абсолютно бессвязных между собой, выстроенных по типу: «что вижу – то пою». А «летающий» вольный ветер, тождественный исполнителю – вообще уникальный стилистический абсурд. «Такой же» – газообразный? Или не имеющий ни цели, ни направления движения – перемещающийся в зависимости от циклонических вихрей, которые обусловливают его движение? В последнем случае говорить о воле и свободе существа, отождествляющего себя со спонтанно движущейся воздушной массой, можно разве что саркастически…

Далее – в том же духе: набор фраз, не способных цеплять слушателя, поскольку они сами по себе бессмысленны. Мысль автора о том, что я – «такой, какой есть, и меня не сломать», совершенно чужда православному сознанию, для которого ломка, совершающаяся в глубинном покаянии – жизненная необходимость. Кстати, в песне «Исповедь» прослеживается та же идея: «просто остаться собою, дай мне». Согласно православному учению, удовлетворение собой таким, какой есть, нежелание меняться – признак крайней степени гордости. А рефрен песни «Я – русский»: «я иду до конца… моя кровь от отца» – вообще апофеоз словоблудия.

Создаётся впечатление, что первичен эмоциональный настрой артиста, причём – довольно агрессивный, вторично – изложение этого настроя «на коленке», фразами и штампами, над которыми не желает задумываться ни сам автор, ни его поклонники. Главное – драйв, эмоциональное возбуждение, выплеск гормонов, а уж какими способами всё это достигается – значения не имеет.

Показательна в этом отношении реакция публики, пришедшей на концерт: экстатическое состояние, доходящее до исступления, что хорошо заметно как во время выступления артиста, так и в видеосюжетах роликов, отснятых на эту песню. А что ещё важнее – так это инициирование изменённого состояния сознания аудитории со стороны самих музыкантов путём гиперэмоционального возбуждения, доходящего до крушения музыкальных инструментов. Очень ярко и показательно это проявилось, к примеру, в завершение концерта в Санкт-Петербурге 09.09.2023 года, запись которого можно легко найти в Интернете. Раздолбанные в щепки электрогитара и синтезатор под бурные овации зрителей… Дескать, я – русский, значит, китайское – долой!

Проблема здесь видится не столько в материальной составляющей (уничтожение дорогостоящих инструментов), сколько в отношении к творчеству. Если музыка, которую ты извлекал из струн и клавиш, воспринимается как необходимая составляющая, подспорье для облагораживания души, то и отношение к ней (равно как и к инструментам, с помощью которых красота и гармония проникали в сердца слушателей) будет бережным и трепетным. А когда результатом творческих исканий становятся агрессия и разрушение – невольно вспоминаются слова Христа: «по плодам их узнаете их» (Мф. 7:20).

Да, пандемия «киркоровщины» приносит свои плоды, и агрессия вполне может восприниматься как антидот, противоядие – реакция на пошлость и безвкусицу. В течение долгих лет (даже – нескольких десятилетий) аудитория любителей эстрады воспитывалась на извращённых моделях творчества. И когда появляются такие исполнители как Ярослав Дронов, содержание песен которого радикально иное (более того – резонирующее патриотическим чувствам, о возвращении которых в последние годы говорят как властители, так и простолюдины) – публика переориентируется на содержание близких духу эпохи песенных образов, при этом в вопросах формы оставаясь в рамках прежней парадигмы, не будучи способной воспринимать что-либо другое.

Целью написания данной статьи является не разбор или обстоятельный анализ творчества Ярослава Дронова, а желание показать, что это творчество формирует у аудитории слушателей и поклонников артиста вовсе не добрые и безмятежные чувства, которые хотелось бы видеть в зарождающемся новом поколении русских людей, любящих Родину и «благодаря» и «вопреки», а всё те же агрессию и бездумное следование инстинктивным влечениям, которые внедрялись в сознание наших соотечественников на протяжении прежних десятилетий. Несформированность текстов Ярослава Дронова, обилие шаблонов и штампов, лексические и стилистические несогласованности не дают возможности слушателям осознать, что такое красота, гармония, любовь; какие ценности истинны и каким идеалам нужно следовать в жизни, как возможно любить Родину, ближнего и свою бессмертную душу…

Объективности ради стоит выделить в творчестве Ярослава Дронова песни «Встанем» и «Моя Россия». Да, автор не избежал штампов и в этих произведениях, но всё же определённая последовательность в изложении мысли, доброта, милосердие и сопереживание здесь явно прослеживаются. Но самое главное – в этих песнях нет той агрессивности, которая возбуждает слушателей и инициирует у них негативные чувства, интериоризация которых может привести к непредсказуемым последствиям.

Очень хотелось бы надеяться, что период, когда Ярослав Дронов проходит стадию становления как автор и артист, пройдёт для него и его поклонников безболезненно, и в самом ближайшем будущем мы станем свидетелями развития созидательного направления в его творчестве. Созидание же будет происходить лишь тогда, когда Ярослав Дронов (не Шаман!) будет составлять не сиюминутные бесформенные опусы, а глубокие и мудрые произведения, способные донести до слушателей истинные ценности в их отшлифованном блистании. Ценности, облагораживающие души и наполняющие их новым содержанием, которое приобщает к вечным и непреходящим идеалам, помогающим личности раскрыть в себе образ Божий и реализовать заложенный в творении потенциал Добра и Любви.

Алексей Валентинович Бекорюков, православный публицист

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

7.

Хорошая статья.
Я бы еще сделал акцент на такой добродетели, как скромность.
Трудно, наверное, говорить о скромности в отношении артиста на сцене, тем более артиста хоть в какой-то степени ориентированного на молодёжь с её тягой к протесту.
И всё же. Речь в данном случае не о том, что скромный артист должен, как дерево неподвижно стоять на сцене в строгом костюме, но сама песня и даже само её название "Я - русский!" - почти полностью лишает творчество скромности.
Конечно, бессмысленно сравнивать эстраду и серьёзную литературу. Но... вспомнились вот два произведения: "Василий Тёркин" и "Горячий снег" (да у К. Симонова сколько ещё всего) - там ведь не раз говорится о русскости и произносится слово "русский". Но как же это скромно сделано. И как красиво. И, возможно, именно за счёт этой скромности и сдержанности "русский" в этих творениях слышится неимоверно сильно и мощно. Не потребовалось им нигде кричать "Я - русский", да и трудно мне себе представить, что русский действительно способен вот так об этом кричать и петь... Русскому трудно это сказать. Даже как-то и не нужно, наверное. Потому что у русского всегда есть нечто гораздо большее, чем только "русский", и это большее - оно доступно любому человеку, человеку любого народа. На фоне этого большего "русский" всегда звучит скромно, сдержанно, не выпячиваясь.
Возможно, создав по настоящему красивую, мужественную и скромную песню, конечно, на современный лад и для современной молодёжи, можно было бы это "я - русский" высказать гораздо громче и яснее, в действительности в слух его не произнося.
Михаил Соловьев / 19.01.2024, 12:59

6. Почему бы

Ярославу на грядущий День Победы не выйти на сцену в образе Русского Советского Солдата-Победителя?

5.

Хорошая статья. Доброжелательная критика всегда полезна.
Человек / 17.01.2024, 17:38

4. Ответ на 2, Александр Миронов:

Смешно, но и неприятно читать напыщенное. Автор сам себя ищет, а крепко стоящему на патриотизме Дронову что-то советует в его становлении.


"Стоящему на патриотизме"?

"Вступить, так сказать, на точку зрения и оттеда, с точки зрения, то да — индустрия конкретно..." (Зощенко).

Константин В. / 16.01.2024, 19:59

3.

Прочитанное напоминает старенький фильм "Карнавал". Чем меньше "православных публицистов", тем лучше! Начёсанный еврей с "Эхи Мацы" - отдыхает!
Апографъ / 16.01.2024, 19:57

2.

Смешно, но и неприятно читать напыщенное. Автор сам себя ищет, а крепко стоящему на патриотизме Дронову что-то советует в его становлении.

1.

Глубокие и мудрые произведения нельзя создавать, не освоив наследие прошлого. Оно сейчас весьма доступно - только руку протяни...
Константин В. / 16.01.2024, 18:09
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Алексей Бекорюков
Введение во храм
Стихи
03.12.2023
Август
Стихи
21.08.2023
Песнь волхвов
Стихи
08.01.2023
«Боги» Второго Рима
Стихотворение
13.01.2019
Все статьи Алексей Бекорюков
Традиционные духовно-нравственные ценности России
После краха идеологий
Нынешние идеологи должны развеять все смысловые нагромождения, разделяющие и без того не самых сплоченных россиян
30.04.2024
Белый ангел русского балета…
К 15-летию со дня смерти великой русской, советской, российской и мировой балерины Екатерины Максимовой
29.04.2024
«Война против семьи в культуре – неправительственные организации в сербском образовании»
Резолюция международного Круглого стола, состоявшегося в Белграде
27.04.2024
Все статьи темы
Освободительный поход Русской армии на Украину
Надо ли давать гражданство РФ убегающим от
мобилизации украинцам
30.04.2024
Страна, которая разместит ядерное оружие
у границ России, прекратит существование
30.04.2024
Вредительство: новые регионы заселяют мигрантами
Так дискредитируется освободительный поход Русской армии
30.04.2024
Войны выигрывают воины
Не хитроумные ставленники денег спасают нации, а носители жестокой и беспощадной воли
30.04.2024
Расстрелянный рай.
Документальный фильм
29.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Константин В.
28.04.2024 21:45
Слава великому воину Михаилу Дитерихсу!
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.04.2024 18:04
Привет от Евгения Пригожина
Новый комментарий от Ленчик
28.04.2024 17:28
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
28.04.2024 17:05