В августе 1980 года, завершая свою спортивную карьеру, я приехал из Полтавы в Вильнюс на всесоюзные динамовские соревнования по гребле на байдарках и каноэ. Моими попутчиками тогда были горьковчане – тренер и его воспитанник, как и я тоже гребец-байдарочник.
Где-то далеко на юге шла уже афганская война. Однако, её отголосок мы все неожиданно встретили даже здесь, в мирном Вильнюсе.
Городской железнодорожный вокзал встретил нас обычной суетой. Всё как везде. Только военный патруль на привокзальной площади вызывал у людей неподдельный интерес и восхищение. Люди оборачивались и с удивлением глядели ему вслед – на парадном кителе одного из солдатиков скромно поблёскивала золотая звезда Героя Советского Союза!
Пересев на пригородный «Икарус», минут через сорок мы прибыли в небольшой и симпатичный посёлок Тракай – именно здесь, в акватории красивейшего озера Гальве и должны были пройти соревнования.
Посёлок, а располагался он на полуострове, состоял всего из одной улицы и олимпийский гребной центр находился в самом дальнем его конце. И вот мы неспешно, с сумками и вёслами, идём по тротуару. Где-то далеко на востоке, в Москве, завершается XXII Олимпиада, а здесь – чистенькие дорожки у частных домов, тишина, зелень, полное отсутствие заборов, и редкие проезжающие мимо машины.
Вдруг сзади из одного автомобиля нам посигналили. Нижегородский тренер радостно вскрикнул и приветливо махнул рукой водителю. Так, остаток пути мы проделали на новенькой «Волге».
Тренер, севший впереди, о чём-то оживлённо разговаривал с водителем. Из их беседы я понял, что тот тоже гребец, и причём весьма заслуженный. А лёгкий акцент выдавал в нём местного, прибалта.
Однако, поскольку я уже тогда любил внимательно читать газеты, то случайные обрывки фраз их разговора, как кубики, стали понемногу складываться в моём сознании в цельную картину…
Если всё называть своими именами, то я стал осознавать, что еду в компании, в общем-то, обычного предателя – это был Чесюнас. Владас Адольфович… Заслуженный мастер спорта СССР, олимпийский чемпион 1972г. по гребле на каноэ-двойке, многократный чемпион мира и СССР.
Всего год назад, в служебной командировке в Западной Германии, в Дуйсбурге, оторвавшись от делегации, он попросил власти ФРГ предоставить ему политическое убежище. Как радостно написал о нём в 1979г. американский журнал «Тайм»: «Он твердо решил сам грести на своем каноэ в Европу».
В общем, переполох устроил тогда Чесюнас всесоюзный… А сейчас – вон он, спокойно едет по Тракаю на личном авто, мило беседует со своим приятелем…
Ничего не понимаю!
– Ну, да. Попросил убежища…, – говорит Чесюнас тренеру, уверенно управляя автомашиной, – а дальше, в принципе, ничего не помню, как туман. Очнулся уже в Москве.
Милая улыбка, спокойный доверительный тон… Словно на рыбалку хотел съездить, да не пустили, вороги!
Действительно, спецоперация КГБ тогда прошла на «отлично» – «объект» без шума, скрытно вывезли в СССР.
Думаю, Чесюнасу повезло в том, что через год Москва готовилась принимать XXII летнюю Олимпиаду и радикальное преследование известного спортсмена международному имиджу СССР отнюдь не способствовало. Поэтому, вопрос тихо замяли, а Чесюнасу лишь перекрыли выезд за рубеж.
Но при этом (внимание!): его, капитана МВД СССР, не выгнали из рядов милиции, дали спокойно закончить Литовский институт физкультуры и начать карьеру тренера и не конфисковали ничего: ни квартиру, ни дачу, ни машину, ничего. Разве что не наградили. И это самое интересное!..
Так почему же его не наказали? Не посмели тронуть «гордость советского спорта»? Дряхлела, выдыхалась карательная Система? Прикрыли, не дали в обиду свои, прибалты? Или всё вместе?
А может, всё-таки, «ужасы КГБ» сильно преувеличены?!
Так или иначе, но я рассказал Вам сейчас конкретную реальную историю от первого лица. А дальше думайте сами…
P.S. Кстати, в перестроечные годы, в свободное от тренерской работы время, Чесюнас стал активнейшим борцом за освобождение Литвы от «советского ига». Не пропускал ни одного митинга, даже заработал должность в погранслужбе. Честно пострадал от «злобного» рижского ОМОНа – попал под его «раздачу» на одном из таможенных постов на границе с Латвией. Однако, «благодарное Отечество» его не оставило – наградило двумя орденами и выделило новую, просторную квартиру. Остаток жизни занимался пчеловодством. Тихо скончался в прошедшем году.
Сергей Вячеславович Серюбин, православный журналист, Ульяновск
Фото предоставлены автором
Владас Чесюнас слева
Тракай, озеро Гальве
5.
4.
3.
Да тут не в ужасах дело. Скорее всего, для определённой группы в позднесоветском КГБ этот предатель был нужнее здесь, нежели там. Только этим, как мне кажется, можно объяснить и его возврат на историческую родину, и то, что более с ним ничего негативного не случилось, и то,что в последствии этот ценный кадр отработал свою задачу по полной программе.
2. Сергей Серюбин
1.
Так почему же его не наказали?
А может, всё-таки, «ужасы КГБ» сильно преувеличены?!"
Скорее всего, кого-то отблагодарил за такое "доброжелательное" к нему отношение. Были же средства.
Уже тогда подрастали среди чиновников современные кадры, которых теперь начали хоть как-то репрессировать. Ведь не паршютный десант к нам высадили, - свои кадры.