Екатерина значит «чистая». Только чистые сердцем Бога узрят. Только целомудрие обручает человеческую душу Богу. И только благодаря ему обретается целостное, а не фрагментарное видение жизни. Так святая великомученица Екатерина, как читаем мы в ее житии, показала слепоту собранных вместе ученейших мужей Империи. И с благодарностью Богу за дар Святого Духа приняла мученическую смерть. Да, подлинная чистота — дар Божий, но и от нас многое зависит. В этот день Церковь напоминает нам о воспитании наших детей, чья чистота сегодня должна быть важнее всего остального.
По словам святых отцов, за безответственное воспитание детей родителями наказываются, во-первых, дети, во-вторых, — сами родители. Мы помним из Священного Писания, как жестоко наказаны были дети, разгневавшие пророка Елисея: преданы смерти за то, что не были научены своими родителями страху Божию (4 Цар. 2, 24). Для вразумления родителей подверглись они этому жестокому наказанию, чтобы сами родители научились слушать пророка, посланного Богом, и позаботились передать это своим детям. Ответственность, которую несут родители за воспитание своих детей, в Священном Писании показывается как превосходящая всякую меру.
Вспомним первосвященника Илия и наказание его детей (1 Цар. 4, 11). Об этом священнике сказано, что он, стараясь угодить Богу, заботился о воспитании своих детей. Однако они подверглись страшному наказанию за то, что его забота о собственных детях не соответствовала тому развращению, в котором они находились.
Апостол Павел пишет в Послании к Титу, чтобы он поставлял в священники на Крите тех, кто не только сам является непорочным, но и «детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности» (Тит. 1, 6). Блаженный Иероним, объясняя слова апостола, говорит, что человек может быть только тогда непорочным, когда дети им воспитаны в истинной вере, потому что грехи детей ложатся на родителей. Вспомним также из Священного Писания пример святого праведного Иова, который не только прилагал все усилия, чтобы воспитать своих детей в верности Богу, но ежедневно приносил жертвы за их тайные грехи (Иов 1, 6). То есть не только совершал необходимые для их воспитания предосторожности, но и весь был исполнен мысли о том, чтобы защитить их от наказания Божия за те грехи, которых он не мог даже знать.
История Церкви дает нам бесчисленное множество подобных примеров. Вся жизнь Церкви свидетельствует об этом. И, конечно, то, что говорили святые отцы о воспитании детей, для нас звучит как бы слишком высоко и отвлеченно. Мы живем сейчас в такой духовной ситуации, что, наверное, волосы встали бы дыбом у тех, кто учил нас, что необходимо сделать, чтобы сохранить наших детей.
Святая Церковь всегда предупреждала людей о том, что необходимо заботиться не только о хранении внешнего целомудрия, но и внутреннего. И если раньше Церковь напоминала, что внешнее хранение целомудрия при внутренней развращенности губительно для человеческой души (например, святитель Феофан Затворник обличает родителей из так называемого светского общества, которые, заботясь о том, чтобы дети сохраняли невинность, одновременно считали нормальным, чтобы они читали пустую соблазнительную литературу, посещали балы и театры и вели слишком вольные разговоры), — то сегодня все обстоит иначе. Развращение детей, которое совершается через средства массовой информации, через телевидение и интернет, невозможно сравнить с чтением каких-то романов. Мы не говорим уже о том, что все наглее сейчас становится нормой на Западе — то, что началось прорываться к нам в девяностых годах прошлого века. Это превосходит самое яркое воображение. Это действительно просто уничтожение детей.
Тем не менее слово Божие, правда Божия остаются неизменными. И они вразумляют нас. Они судят нас. Мы помним Веру, Надежду, Любовь и воспитавшую их для мученичества Софию. Мы помним многих детей из Ветхого Завета. Помним Соломонию, которая укрепляла своих детей на подвиг мученичества (2 Мак. 7, 20). Мы не можем забыть, с какой целью совершилось убийство святой Царской семьи — не только Царя и Царицы, но и их невинных детей. И сегодня перед нами великомученица Екатерина, юная дева, которая Самим Христом Богом воспитана в истинном благочестии.
В чем заключается воспитание детей для большинства людей? Поставить своего ребенка на ноги, чтобы он «стал человеком», то есть закончил институт, имел успех в жизни и твердо стоял на ногах. «Посмотри, — говорят некоторые родители, — вон тот человек... Раньше он был секретарем райкома партии, а теперь — крупный бизнесмен. У него есть особняк, машина. Вот, человек умеет жить...» И многие ли учат своих детей целомудрию, чистоте, честности — тому, что есть основание нашей жизни? Как могут надеяться такие родители, что их дети станут людьми?
Оттого происходят все бедствия в мире — и те, которые пережил наш народ, и которые мы сегодня переживаем, — что так воспитаны родителями их собственные дети. Вместо того, чтобы уже в зрелом возрасте понять, как драгоценно упущенное время, и принести покаяние за прежние грехи, они своих собственных детей научают той лжи, в которой живет мир сей. И пути их, как говорит Господь, ведут в погибель. Пути этих детей и их семей. Пути этих народов.
Святая великомученица Екатерина, чью память мы сегодня совершаем, Самим Господом научена, что ни богатства, ни знатность, ни красота, никакие таланты, ни какие-то дарования ума — все, чем гордится и хвалится мир, не являются драгоценными. А прежде всего драгоценны именно чистота и целомудрие, которые открывают не просто подлинную мудрость и понимание всего, что совершается в мире, а соединяют, обручают человеческую душу с Небесным Женихом — Христом. Чтобы дети наши дорожили этой святыней, не боясь ни насмешек, ни оскорблений, ни даже гонений, — вот чему нужно учить наших детей. Об этом говорит Сам Господь, говорит святая Церковь, говорит Священное Писание, все святые, вся история человечества.
Будем молиться сегодня о том, чтобы Бог вразумил нас. Будем молиться, чтобы Божия Матерь, юной Отроковицей вошедшая в Храм, научила нас самому главному. А самое главное, как говорит святой Иоанн Златоуст, это воспитание наших детей — то, перед чем должно отступить на последний план все остальное, что есть на свете. И предупреждает, что те, кто не приводят к истинной вере своих детей, не воспитывают их в страхе Божием, в целомудрии и чистоте, являются убийцами своих детей, более страшными, чем те матери и отцы, которые в действительности убивали своих собственных детей. Мы живем в мире, где по официальной статистике ежегодно убиваются миллионы детей. А сколько убивается духовно? Как это можно исчислить!
Святой Иоанн Златоуст подчеркивает, что неслучайно Спаситель сказал: «Не бойтесь убивающих тело, а душе не могущих повредить». Самое страшное убийство — то, которое убивает душу навеки, разлучает ее со Христом, лишает ее обручения с Самим Господом. И будем помнить об этом всегда. Будем помнить слово святого Иоанна Златоуста, что общее воскресение восстановит в нетленной красоте убитые тела, но души погибших даже Воскресение Христово не может восстановить для истинной жизни, а только для вечного осуждения.
Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России