Киноперсонаж «Троцкий» в интерьере фанерных статистов революции

Какие послания несёт в себе картина?

1 Михаил Соловьев 
1262
Время на чтение 8 минут
Фото: Постер к фильму

Недавно, на очередную годовщину известных событий 25/26 октября (ст.ст.) 1917 года был вновь показан телевизионный сериал «Троцкий».

Обсуждать искажения исторический фактов смысла нет никакого, поскольку там всё – сплошное искажение, начиная с появления Меркадера в жизни Бронштейна и оканчивая обстоятельствами покушения и нанесения смертельной раны идеологу Перманентной Революции.

Разговор имеет смысл повести о другом.

О том:

- Какие послания несёт в себе картина?

- Кому они адресованы?

- Кому выгодно, чтобы некая часть общества восприняла эти послания именно таким образом, как это и планировалось политическими технологами, принимавшими участие в фабрикации этого, несомненно, яркого телефильма?

1. Что мы видим на экране.

Никакого марксизма. Никаких внятно проговоренных теорий. Троцкий цитирует либо Зигмунда Фрэйда, либо Фридриха Ницше, либо Гюстава Лебона. И преподносится в качестве того, кто идеи эти пытался воплотить в жизнь. И воплощал. Правда, воплощение напоминало комикс, но, видимо, это сделано сознательно.

Председатель Реввоенсовета в своём бронепоезде выглядит как какой-то то ли Нео из Матрицы, то ли сам Дарт Вейдер. Его охраняют некие бесоподобные персонажи в кожанках, верный адъютант и женщина-вамп. Он вдохновляет деморализованных красноармейцев горячими проповедями на митингах, дарением наручных часов и расстрелами каждого десятого. Но вот он скачет на коне в кожаном плаще с красной подкладкой – это уже явный перебор, ибо выглядят пародией на пародию: даже не булгаковский Воланд, а какой-то аниматор с «Хэлоина».

Но ничего, что перебор, м.б. зритель и не заметит стёба, воспримет это в качестве художественного приёма.

Мы же понимаем, что Троцкий должен выгодно выделяться на фоне:

- угрюмого бандюгана Сталина;

- коварного и подлЕНЬКого Ленина;

- разложившейся парижской буржуазии, погрязшей в разврат и наркоманию;

- наконец, разнообразных держиморд (в первую очередь речь идёт о старшем надзирателе одесской тюрьмы, а также о способных на подлость Столыпине и св.Императоре Николае Александровиче).

Авторы, видимо, спутали св.Императора с организаторами бойни в Чёрном Октябре 1993, когда была устроена «пикадилья» - т.е. стрельба агентов по солдатам с целью спровоцировать ответный огонь по демонстрантам.

При этом жестокость Троцкого как бы «вынуждена». Ибо является просто одним из инструментов достижения некой благой цели. Истребление врагов Мировой революции – это ликвидация одного из препятствий для достижения всеобщего блага. Нехитрая мысль эта иллюстрируется сценой забоя кролика, мясо которого необходимо для приготовления обеда. Всё это расписано было ещё Платоном в его «Государстве», и нового в этом иезуитстве тут нет ничего. Но, молодые телезрители, в отличие от Троцкого и от авторов сценария вряд ли что-то слыхивали о Платоне кроме того, что связано с отношением авторитетов античности к разнообразию отношений в интимной сфере.

Кстати сказать, фильм заигрывает в том числе и с женской феминизированной аудиторией:

На пути к соблазнению главной женщины своей жизни Троцкий рассуждает о том, что женщина вправе распоряжаться своим телом, дарить его тому, кому пожелает сама.

Потом не без симпатии показана известная своим воплощением в жизнь принципов «свободной любви» художница-коммунистка Фрида Кало.

С фрейдизмом Троцкого в общем и самим доктором Зигмундом, на мой взгляд, авторы фильма тоже переборщили. Так, сцена, где дух Фрейда, посетив Троцкого, выпускает клуб дыма из сигары, который принимает форму черепа, напомнила замечательный мультик «Остров Сокровищ», где приключенческая драма преподносилась, как мы помним, в эстетике абсурда.

Говоря о картонности и даже карикатурности персонажей, хотелось бы отметить, что глядя на экран, складывалось впечатление, будто условные КуКрыНиксы, сочинявшие образы главных героев, оттенявших героического мачо Троцкого, исповедуют совершенно разные идейные и эстетические принципы.

Так Коба изображается совершенно по канонам Хрущёвско-Ельцинской демшизы. И жестокость Сталина – это проявление страха перед другими пауками в банке. В отличие, повторимся, от жестокости Троцкого, которая есть «вынужденное средство, которое как бы оправдывается Целью.

Император и Столыпин вместе со старшим надзирателем одесской тюрьмы – это всё каноны Марксистско-Ленинской Философии во всей своей некрасе…

А вот образ Ленина… Это не просто ничтожный интриган, никакой роли в революции якобы не игравший и вообще – весь такое даже не подлый, а подленький. Нет, Ленина там сочинил, видимо, какой-то креативный постмодернист. И когда Ильич стоял на крыше дома и как бы делал шаг в пропасть, то вспоминалась мизансцена из некогда культового фильма «Прогулка по эшафоту», которую сюда решил вставить кто-то, выросший если не на Курёхине с его поливами, то уж точно – на Пелевине с его «Чапаевым и пустотой».

В общем, обличали персонажей, мебелирующих Троцкого – кто во что горазд.

И, всё-таки, на образе Ленина хотелось бы остановиться особо.

Врагов нужно уважать.

Ленин – это Бич Божий, а вовсе не мелкий интриган, которому Троцкий подарил власть только лишь потому, что был убеждён в том, что его – как еврея – народ не примет, а значит под угрозой будет всё дело революции.

Ленина сыграть непросто.

Это не Троцкий, мчащийся в бронепоезде в объятиях очередной красотки.

Очень метко высказался режиссёр «Демона Революции» Владимир Хотиненко: «Непросто выскочить из памятника и сделать живого Ленина. А просто это если делать из Ленина пародию. Или заявлять: Ленин мерзавец, подлец, говнюк. Но дело в том, что тогда кино будет не про Ленина. А реальный Ленин это тяжело. Он же не бегал и не стрелял, как Сталин в юности, когда был бандитом. Ленин тихо сидел в библиотеке и читал книжки».

Далее.

Парвус в фильме показан настолько нелепым, что мало кто всерьёз воспримет то, что в православной патриотической среде давно является общим местом.

«Ну как такое может быть «Демоном революции»!? Еврейский пижон, своим артистизмом и холёностью напоминавший, скорее те образы которые некогда создавал Ширвиндт. Ну да, пытался получить гешефт на «распиле» инвестиций в революцию. Но даже если это и так, воспринимать его всерьёз? Увольте»…

Полагаю, вполне вероятно, что Парвус-Пореченков из «Троцкого» должен был стать тем вектором, который по законам геометрическим должен был максимально ослабить впечатление от Парвуса-Бондарчука из «Демона Революции», хотя и там тоже создатели картины многого не договаривают, ибо политическая корректность и многонациональность.

2. Кому адресовано послание?

Вряд ли широким народным массам. Для людей старшего поколения: хоть для «белых», хоть для «красных» Троцкий до такой степени одиозен, что вряд ли кто-то станет менять своё отношение к тому, кто для одних был и остаётся «красным бесом», а для других – «иудушкой».

Люди младшего поколения уже давно догнали и обогнали Америку в плане деградации мировоззренческой, так что для них – если вдруг кто-то отвлечётся от тик-токов и комп.игр, кино пройдёт мимо, в одном ряду с псевдоисторическим фэнтэзи.

И, всё же, судя по тому, как фильм снят, он может впечатлить часть молодёжи, считающей себя «продвинутыми». Теми, кто вырос на видеоклипах, на Пелевине и на скепсисе по отношению к «скрепам». Причём «зайти» это может как тем, кто покорил Верхний Ларс, так и тем, кто искренне почитает себя патриотом РФ.

3. Зачем это кино?

Закрадывалась мысль: «А м.б. фильм снят для того, чтобы в стремительно краснеющем нашем обществе сознательно сделать ставку на культ именно Троцкого как альтернативе каноническому кумачово-пьедестальному образу Ленина и формирующемуся восприятию Сталина – как Красного Бонапарта?

Фигура Ленина настолько была опошлена самими же коммунистами, что теперь вызывает даже у неправославных наших соотечественников скуку и недоумение. Сталин – в роли реставратора России как империи совсем уж неудобен для мультикультурщиков, ибо от Сталина – как Красного Бонапарта один шаг до настоящего Самодержавного сознания.

В этом смысле Троцкий и троцкизм – очень удобная штука. Ибо с лёгкостью встраивается в глобалистический контекст. Всеобщее благо, мультинационалка, свободные любови, «цель оправдывает средства» и т.д. и т.п. Всё то, что воспримет продвинутая молодёжь, откровенно стебущая все наши «скрепы» вкупе с действительно священными вещами. Нужно только напоминать ей об этом персонаже, преподносить его доступными средствами.

А при этом можно и позаигрывать с патриотическим чувством. Ну, как же:

«Россия такая стихия! такая дремлющая сила!»

Тут даже взрослые и умудрённые жизненным опытом русские православные патриоты обычно раскисают от такого словоблудия.

Вместе с этим, фильм, несомненно, не является проповедью революции.

В последней серии одним из главных героев показан Иван Ильин. Теперь я понимаю, чего это леваки так болезненно отреагировали на любое упоминание о Шмелёве с Ильиным. Не верю, что властители блогосферы читали их книги. В той среде в чести литература иного формата. Зато фильм видели наверняка. Вот и запомнили – кого нужно «мочить». Ведь такого уничтожающего презрения к красным, какое было продемонстрировано в сценах с Ильиным, – ещё поискать надо.

Полагаю, что задача политтехнологов, курировавших создание телесериала, заключалась в том, чтобы наделить знаковые в нашей истории фигуры новыми толкованиями. Не вымарывать их, но попытаться наполнить старые формы новым наполнением. Ну, почти как в мультиках про богатырей-дебилов. Форма как бы из русского фольклора, а наполнение – «Шрек» в «бюджетном» варианте исполнения.

Превратить память о Троцком в некое подобие отечественного Че Гевары, дабы с одной стороны, обезопаситься от серьёзных разговорах о подлинных пружинах катастрофы 1917, с другой стороны, постмодернизировать саму революционность.

Павел Вячеславович Тихомиров, помощник главного редактора "Русской народной Линии"

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

51. Ответ на 50, р.Б.Алексий:

Вы хотите монархию , для чего ? Чтобы царь вас защитил от Русского народа. Священный Синод одобрил отречение царя. А дальше ? В Иране духовные лидеры ислама возглавили революцию и создали исламскую республики. Почему в 1917 году в России не создали христианскую республику. А не было у православных таких лидеров , которые могли повести за собой народные массы. А у большевиков они были. И сейчас у православных нет настоящих лидеров , за которыми пойдет народ. Демократические выборы избирайтесь , но никто вас не выберит. Короче , кислое дело , Сизифов труд , пустое начетничество. Православного Ленина или Сталина нет и походу и не будет.
учитель / 16.11.2023, 15:28

50. Ответ на 45, Кирилл Д.:


Как вы воспринимаете Закон о кухаркиных детях ? Это злодейство или социальный геноцид ? Именно этот закон дал русской молодежи ПОЛНОЕ МОРАЛЬНО ПРАВО участвовать в РЕВОЛЮЦИИ.


Строго говоря, не Закон, а циркуляр «О сокращении гимназического образования», подписанный министром просвещения и имевший рекомендательный характер. Не настолько хорошо владею вопросом, но предполагаю, что такое на злодейство и геноцид, всё-таки, не тянет. Просто неуклюжее решение. Мне кажется, роль этого циркуляра в русской истории несколько раздута.
Вообще, в гимназиях обучение было платным и, если не ошибаюсь, весьма платным. И в гимназии не брали "с нуля" - нужен был уже определённый уровень подготовки, чтобы туда поступить, а это, опять же, деньги на репетиторов. Потому кухаркиным детям, вроде, и так дорога в гимназии была обычно закрыта. И даже далеко не все "благородные" могли себе позволить.
В то же время, были реальные училища, куда поступить было проще, а уровень физики-математики там был выше, чем в гимназиях, насколько я слышал.
Что касается морального права участвовать в революции - я думаю, человек сам решает, имеет он право или нет; если решит, что имеет - повод всегда найдёт. А в целом, конечно, проблемы имущественного неравенства, социальной несправедливости, неравенства стартовых возможностей, проблемы с социальными лифтами и самореализацией - всё это создаёт предпосылки для революций.

Про "кухаркиных детей" - обучение в гимназиях не было таким уж недоступным по сословному и мущественному положению. Вот тут давеча в статье про Брежнева сообщалось, что не смотря на свое рабоче-крестьянское происхождение, он поступил-таки в гимназию в 1915 году, значит плата за обучение и сословная принажлежность не была непреодолимым препятствием для таких как он... А участие в революции - это как и предательство - имеет нерациональные духовные причины... Какие такие проблемы имущественного неравенства, социальной несправедливости и т.д. побудили первого и самого близкого к Богу бывшего первоангела на революцию и бунт против Бога ?!... Вот кто духовный отец всех последующих революционеров - и социальный лифт у них один - вниз, для тех кто не покаялся в своей крамоле...
р.Б.Алексий / 16.11.2023, 12:51

49. Кстати

У Иванова есть ещё произведение "Золото бунта", не такое сильное, как "Сердце Пармы", но тоже очень неплохое. А что касаемо его "либерастии", то недавно он разродился новым творением, кажется, "Бронекатера", об эпохе Гражданской войны на реках Урала. О том, как прекрасные белые рыцари доблестно сражались с мерзкими красными орками. В общем, всё как любят адепты Корчевникова, Решетникова, Мультатули и иже с ними.

48. На 44 комментарий Кириллу Д.

Я сперва послушал "Сердце Пармы" на радио "Звезда" в ночном эфире, это был, кажется, 2009 год, а потом уже купил и прочитал книгу. Действительно, отличная вещь с литературно-художественной точки зрения, хотя, конечно, следует чётко понимать, что это не исторический роман о присоединении Пермского края к Русскому Государству, а типичное фолк-хистори, т.е. историческое фэнтези по мотивам истории присоединения Пермского края к Русскому Государству. И, конечно, следует также видеть и понимать, под каким идеологическим и пропагандистским углом автор произведения подаёт эти исторические события. Меня сразу же насторожило постоянное использование автором термина "московиты", но потом, ознакомившись с личностью автора, я понял, почему он использовал именно этот термин.

Фильм не смотрел, только его разбор в исполнении нескольких критиков. Но в принципе такую книгу сложно запихнуть в формат двухчасового фильма, здесь нужен сериал на несколько сезонов. Впрочем, здесь возникает вопрос, а насколько в принципе уместно в нынешних реалиях создание фильмов и сериалов, в которых злобные московиты огнём и мечом порабощают свободолюбивых туземцев.

47. Ответ на 43, иерей Илья Мотыка:

Истинный монархист никогда не согласится с версией "Царь отрекся, чтобы не было гражданской войны". Или - "заставили отречься". Не отрекался - вот железная позиция истинного русского монархиста.
Он не примет никаких, кроме воинских, наград и почестей от существующей ныне власти.
Никакого предпочтения Белых (тех, настоящих) Красным у него не будет.
Он по достоинству оценит все заслуги Советской власти перед Россией, Сталина он примет как Богоданного Вождя.
А у "монархистов" всего лишь "наша маленькая вендетта" в отношении СССР - у кого-то с родственниками большевики обошлись очень сурово, кому-то Брежнев штаны плохие сшил, да кашей обделил.

46. Ответ на 45, Кирилл Д.:


Как вы воспринимаете Закон о кухаркиных детях ? Это злодейство или социальный геноцид ? Именно этот закон дал русской молодежи ПОЛНОЕ МОРАЛЬНО ПРАВО участвовать в РЕВОЛЮЦИИ.


Строго говоря, не Закон, а циркуляр «О сокращении гимназического образования», подписанный министром просвещения и имевший рекомендательный характер. Не настолько хорошо владею вопросом, но предполагаю, что такое на злодейство и геноцид, всё-таки, не тянет. Просто неуклюжее решение. Мне кажется, роль этого циркуляра в русской истории несколько раздута.
Вообще, в гимназиях обучение было платным и, если не ошибаюсь, весьма платным. И в гимназии не брали "с нуля" - нужен был уже определённый уровень подготовки, чтобы туда поступить, а это, опять же, деньги на репетиторов. Потому кухаркиным детям, вроде, и так дорога в гимназии была обычно закрыта. И даже далеко не все "благородные" могли себе позволить.
В то же время, были реальные училища, куда поступить было проще, а уровень физики-математики там был выше, чем в гимназиях, насколько я слышал.
Что касается морального права участвовать в революции - я думаю, человек сам решает, имеет он право или нет; если решит, что имеет - повод всегда найдёт. А в целом, конечно, проблемы имущественного неравенства, социальной несправедливости, неравенства стартовых возможностей, проблемы с социальными лифтами и самореализацией - всё это создаёт предпосылки для революций.

В реальных училищах не было латинского и древнегреческого языков, которые в запредельных объемах были в классических гимназиях. Это позволило куда более рационально использовать учебное время. На большие объемы предметов естественно-научного цикла и математики. Поэтому отцы с практической сметкой предпочитали отдавать туда детей даже тогда когда сословный ценз и материальное состояние позволяли отдавать в классические гимназии. Они хорошо понимали, что хороший врач, инженер ил коммерсант лучше устроится в жизни чем государственный служащий или человек свободных профессий.

45. Ответ на 28, учитель:


Как вы воспринимаете Закон о кухаркиных детях ? Это злодейство или социальный геноцид ? Именно этот закон дал русской молодежи ПОЛНОЕ МОРАЛЬНО ПРАВО участвовать в РЕВОЛЮЦИИ.


Строго говоря, не Закон, а циркуляр «О сокращении гимназического образования», подписанный министром просвещения и имевший рекомендательный характер. Не настолько хорошо владею вопросом, но предполагаю, что такое на злодейство и геноцид, всё-таки, не тянет. Просто неуклюжее решение. Мне кажется, роль этого циркуляра в русской истории несколько раздута.
Вообще, в гимназиях обучение было платным и, если не ошибаюсь, весьма платным. И в гимназии не брали "с нуля" - нужен был уже определённый уровень подготовки, чтобы туда поступить, а это, опять же, деньги на репетиторов. Потому кухаркиным детям, вроде, и так дорога в гимназии была обычно закрыта. И даже далеко не все "благородные" могли себе позволить.
В то же время, были реальные училища, куда поступить было проще, а уровень физики-математики там был выше, чем в гимназиях, насколько я слышал.
Что касается морального права участвовать в революции - я думаю, человек сам решает, имеет он право или нет; если решит, что имеет - повод всегда найдёт. А в целом, конечно, проблемы имущественного неравенства, социальной несправедливости, неравенства стартовых возможностей, проблемы с социальными лифтами и самореализацией - всё это создаёт предпосылки для революций.

Кирилл Д. / 15.11.2023, 22:31

44. Ответ на 29, Русский Сталинист:


Я "Троцкого" смотрел, когда была премьера. За исключением нескольких сцен, в целом, довольно слабое произведение, имеющее мало общего с исторической реальностью. Да и Хабенский, на мой взгляд, не тянет на роли Колчака и Троцкого, это слишком сложно для него. Вот Антон Городецкий и географ Служкин- это его, в этих ролях он смотрится очень гармонично. Особенно мне нравится, как он сыграл в "Географе", с удовольствием каждый раз пересматриваю, когда показывают.


И Вам тоже верю. Ну его, этого "Троцкого"). "Адмирала" я, впрочем, тоже не смотрел. Равно, как и "Дозор". У меня ещё опасливое отношение к просмотру уже прочитанного. "Географа" видел отдельные фрагменты. Но, опять же, я его прочитал до того, поэтому эффект был смазан, хотя объективно понимаю, что хорошо снято - кстати, не только Хабенский, но и дети там хорошо играют.
И вот в продолжение темы Алексея Иванова - смотреть ли "Сердце Пармы"? Которую, опять же, прочитал. И увидеть просто эффектный "исторический" боевик? Сердце Пармы - это, я бы сказал, явление. Вершина творчества самого Иванова и произведение мощное, конечно - хотя
и очень неоднозначное, в том числе - с православной точки зрения. Жаль, сам автор по своему взгляду на современность выглядит довольно обычным "либерастом" - тот случай, когда произведения умнее и глубже того, кто их сочинил.
Кирилл Д. / 15.11.2023, 22:08

43. Ответ на 42, Советский недобиток:

Пьяная матросня и грубая солдатня - это в продолжение темы о крещении ПМВ "отечественной" войной, что так настойчиво продвигают профессиональные монархисты.
.

Да какие они монархисты... Меньшевики они.

Скорее троцкисты

42. Ответ на 39, Потомок подданных Императора Николая II:

Пьяная матросня и грубая солдатня - это в продолжение темы о крещении ПМВ "отечественной" войной, что так настойчиво продвигают профессиональные монархисты.
.

Да какие они монархисты... Меньшевики они.
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Павел Вячеславович Тихомиров
Аргументы сторонников «похабного мира»
Нужен ли договор с Украиной?
03.12.2024
Сербская Православная Церковь во время гитлеровской оккупации Югославии. Часть 3
Свидетельства о святителе Николае (Велимировиче)
28.11.2024
Трамп – это просто «Вучич», но калибром побольше?
Кумир старых правых, скорее всего, договорился с «глубинным государством»
22.11.2024
Символическое убийство Столыпина
Или почему современные режиссёры уподобились принтеру, у которого закончились чернила
21.11.2024
Все статьи Павел Вячеславович Тихомиров
Последние комментарии
Я постоянно, читаю речи Путина...
Новый комментарий от влдмр
06.12.2024 06:36
О договорах и «договорняках»
Новый комментарий от Наблюдатель
06.12.2024 05:30
Не отгремела канонада на колчаковских фронтах
Новый комментарий от Наблюдатель
06.12.2024 04:54
Россия – Дом Пресвятой Богородицы
Новый комментарий от учитель
06.12.2024 04:28
Зачем Орбан встречался с Папой Франциском?
Новый комментарий от учитель
06.12.2024 04:21
Задачи и загадки от Святейшего Патриарха
Новый комментарий от влдмр
06.12.2024 04:12
Историософия как ядро политики исторической памяти
Новый комментарий от учитель
06.12.2024 04:08