Что мы знаем о внутренней жизни наций, как она проистекает, как происходит развитие составляющих нации: этнической, племенной и культурной?
Ю.В. Бромлей в книге «Очерки теории этноса» (М.,1983) ввёл в научный оборот понятие субэтнос. Об этносах, субэтносах и суперэтносах писал Л.Н. Гумилев (Этногенес и биосфера Земли. М., 2000). Он же наделил этносы пассионарностью, непостоянной во времени и во многом определяющей взлёты и падения наций в истории.
Игорь Васильев пишет: «Субэтнос – одно из самых загадочных и специфических явлений жизни народов, науки и политики. И оно приобретает всё большую значимость и известность. Самые основные определения этого понятия были даны такими корифеями отечественной этнологии, как Ю.В. Бромлей и Л.Н. Гумилев. Субэтнос – это часть этноса, которая имеет особое самосознание. Специфика самосознания базируется на культуре и образе жизни. Члены субэтноса выделяются своей манерой выражения чувств, спецификой межличностных отношений, изолированностью от чужаков. Субэтносы нередко возникают в контактных зонах, где культура может обогащаться за счёт иноэтнического влияния. Особенность субэтноса – осознание его членами принадлежности не только к своей, но и к более крупной этнической общности. Обе группы достаточно близки по культуре и принципам жизни. То есть базовое свойство субэтноса – двойное самосознание, двойная идентичность.
Однако мэтры этнологии особого внимания субэтносу не уделяли. Их неизмеримо больше занимала проблема этноса в целом. <…> В своей классической статье «Кубанское казачество в контексте проблемы: этнос, пространство, время» Н.И. Бондарь приводит ряд важнейших характеристик субэтноса: наличие самодостаточной экономической и административно-политической структуры, компактность расселения, внутренняя социальная неоднородность, культурно-бытовые, языковые особенности. <…> Качествами субэтноса обладают группы населения, имеющие целый набор специфических особенностей. Это не только диалектная, этнографическая, антропологическая специфика. Но прежде всего – самосознание. <…> У субэтноса есть «базис». В виде его этнографической, диалектной специфики, фольклора. Имеет место и «надстройка». В виде различных этнополитических процессов, таких, как активизация субэтнической элиты и интеллигенции или её фактическое уничтожение… Как «базисная», так и «надстроечная» специфика «сходятся» в самосознании и идентичности…<…>
Для возникновения субэтноса всегда необходимо наличие территории компактного проживания, накладывающей специфику на хозяйство, которая не обязательно сохраняется постоянно. <…> Субэтносы, стремящиеся стать этносами и обладать политической субъектностью и/или независимостью, отличаются большой численностью, сопоставимой с численностью окрестных «полноценных» народов, собственной территорией. <…>
При модернизации разрушается традиционный уклад, нарастает социальное расслоение, различие в образе жизни. Одновременно развивается образованная элита субэтноса, которая ищет новое наполнение для субэтнической идентичности. В условиях быстрых изменений выбирается самая стабильная: этническая. Таким образом, формировался украинский народ. При этом велико значение происходящих политических обстоятельств. Например, влияние Первой мировой войны на формирование украинцев…
Итак, субэтнос – это часть этноса, имеющая этнографические, языковые особенности, особую территорию формирования. А также самосознание, выраженное в самоназвании. Представители субэтносов имеют двойную идентичность – свою особую и «большого» этноса. Субэтносы можно классифицировать по происхождению, по степени оформленности и этнизированности, по состоянию. Причём сформировавшийся субэтнос, в отличие от социальной группы, может продолжать существовать и после прекращения действия факторов, его породивших. Степень оформленности и самостоятельности прежде всего зависит от силы субэтнического самознания и идентичности. Последнее зависит от наличия или отсутствия у субэтноса собственной элиты и политико-административной обособленности (автономии и пр.). А также действия основного фактора, приведшего в своё время к появлению субэтноса». И, значит мы не должны поддаваться искушению имперского сознания считать эти явления сепаратизмом и бороться с ним. Субэтносы имеют свою историческую правду («Вопросы национализма» 2015, №1, с.163, 164, 165, 166, 171).
Борис Георгиевич Дверницкий, русский мыслитель, главный редактор журнала «Русское самосознание»