Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил на своём сайте результаты опроса о том, что думают россияне о новом вузовском курсе «Основы российской государственности».
«Начавшийся учебный год привнес много нового в российскую систему образования. Причем нововведения коснулись не только школьников, но и студентов, - говорится в пресс-релизе исследования ВЦИОМ. - В частности, речь идет о введении новой дисциплины для первокурсников "Основы российской государственности", которая направлена на "формирование у обучающихся системы знаний, навыков, умений и ценностей, связанных с осознанием принадлежности к российскому обществу и развитием чувства гражданственности". Россияне в большинстве своем одобряют запуск нового учебного курса в российских вузах — в ходе опроса две трети наших сограждан назвали его нужным (68%).
Польза от введения учебного предмета видится им в первую очередь в получении дополнительных знаний о своей стране и ее истории (32% и 24% соответственно среди назвавших курс нужным). Каждый шестой в этой группе полагает, что новый предмет будет способствовать патриотическому воспитанию учащихся (17%). Еще 10% посетовали на слабую подготовку в образовательных учреждениях ("плохое образование", "молодежь ничего не знает"); по-видимому, в их представлениях введение новой дисциплины позволит решить эту проблему и заполнить пробелы в знаниях студентов. Реже опрошенные говорят о пользе курса для общества ("будет более образованный народ" — 6%), расширении кругозора (5%), а также его важности, нужности и пользе (4%). Таким образом, несмотря на то, что на новую дисциплину в том числе возлагаются идеологические и воспитательные функции, для россиян она прежде всего представляется источником новых знаний для студентов.
Молодые люди 18-24 лет чаще других поколений считают, что молодежь должна знать о своей стране (42% vs. 28-35% в других возрастных группах), однако о важности изучения истории они говорят в 4-6 раз реже (18-24 лет — 5% vs. 19-29% среди 25-летних и старше).
По мнению 16% россиян, изучать основы российской государственности в российских вузах не нужно. Самый популярный аргумент в этой группе — "бесполезный предмет", "в жизни не пригодится» (28% из числа назвавших курс ненужным). Еще 17% видят в новом предмете пропаганду, а 16% вовсе полагают, что исчерпывающие знания о российской государственности можно получить в рамках смежных дисциплин (история, обществознание и др.). Встречалось также мнение, что данный курс будет отвлекать студентов от основных занятий (13%) и что в вузах нужно обучаться по специальности (12%)».
«Более половины наших сограждан, - говорится далее в опросе, - смогли предложить темы, которые, по их мнению, важно затронуть в рамках новой дисциплины (57%). Основной запрос россиян к авторам-составителям курса — история страны (25%, среди молодежи 18-24 лет — только 8%), в частности советской эпохи — 2%. Далее с заметным отрывом следует не менее обширная тема — патриотизм (5%), к которой можно также отнести всевозможные поводы для гордости за страну — победы в войнах (3%) и герои Великой Отечественной войны (3%), выдающиеся исторические личности (2%), достижения России в широком смысле слова (2%), культура и искусство (2%). Еще одна группа ответов — политическое устройство современной России: часть опрошенных считают важным рассказать студентам о законодательстве (4%), государственном строе (4%), правах и свободах (2%), принципе разделения властей (2%) и выборах (2%).
Еще 43% россиян затруднились назвать темы, которым было бы важно обучаться в рамках нового учебного курса, среди россиян с неполным средним образованием эта доля в 1,5 раза выше (68%)».
«Опрос показал, что 7 из 10 россиян хотели бы, чтобы их дети или внуки освоили курс "Основы российской государственности" (72%). Чаще такое желание декларируют женщины (75% vs. 68% мужчин), представители старшего поколения 60+ лет (85%), жители сел (82%), активные телезрители и приверженцы смешанной модели медиапотребления (ТВ и интернет) — 86% и 82% соответственно.
Еще 11% ответили, что не хотели бы, чтобы их дети или внуки прослушали новый учебный курс (в Москве и Санкт-Петербурге — каждый пятый — 21%), тогда как каждый десятый вовсе относится к такой возможности безразлично (10%). Наиболее скептично к новой дисциплине настроены молодые люди 18-24 лет — каждый четвертый из их числа говорит о нежелании (26%) и безразличии (25%)», - заключили авторы исследования.
Руководитель департамента политических исследований Михаил Мамонов, анализируя результаты опроса, отметил, что «полученные результаты — ожидаемые. В условиях сильных патриотических настроений и общественной мобилизации усиливается запрос населения на идеологию. Новый курс с фокусом на обществоведческое и историческое образование соответствует этому запросу».
«Текущие оценки курса "Основы российской государственности" носят авансовый характер. Их динамика будет зависеть от качества реализации. Можно предположить, что качество преподавания курса станет одним из важнейших показателей оценки вузов и оценщиками будут студенты. Для вузов это сложная задача, потому что далеко не каждый преподаватель сможет прочитать этот курс "с огоньком", формализм будет заметен.
Введение нового предмета — лишь один из шагов по перенастройке обществоведческой подготовки в системе высшего образования, но даже этот шаг нуждается в серьезном методическом сопровождении, разработке большого комплекса новых образовательных материалов, способных сделать этот курс по-настоящему ярким и интересным. Очевидно, ВЦИОМ еще не раз будет обращаться к данной образовательной новации», - заключил Михаил Мамонов.
27. Ответ на 25, Р.Б.Павел:
26. Ответ на 25, Р.Б.Павел:
Mon patronyme - Livi - m'a posé jadis quelques problèmes, bien que je ne sois pas juif. Je descends, semble-t-il, d'un Livius romain.
Моя фамилия - Ливи - когда-то доставляла мне некоторые проблемы, хотя я не еврей. Я, кажется, потомок римлянина Ливия.
Среди французских певцов много лиц еврейского происхождения, которые не скрывали этого: Серж Генсбур, Мишель Польнареф, Жан Ферра и т.д. Зачем Монтану нужно было конспирироваться?
http://surl.li/lkfvv
) Потому что он не Соловьёв.
25. Ответ на 23, Потомок подданных Императора Николая II:
Mon patronyme - Livi - m'a posé jadis quelques problèmes, bien que je ne sois pas juif. Je descends, semble-t-il, d'un Livius romain.
Моя фамилия - Ливи - когда-то доставляла мне некоторые проблемы, хотя я не еврей. Я, кажется, потомок римлянина Ливия.
Среди французских певцов много лиц еврейского происхождения, которые не скрывали этого: Серж Генсбур, Мишель Польнареф, Жан Ферра и т.д. Зачем Монтану нужно было конспирироваться?
http://surl.li/lkfvv
24. Ответ на 16, Андрей Карпов:
23. Ответ на 22, Р.Б.Павел:
Вы обмолвились, что фамилия Ливи "романского" звучания. Так есть густопсовый язык с романской основой - ладино. Тогда получается, что Ливи на ладино - это расхожее Леви. Впрочем, не утверждаю категорически - это предположение. Любят же коричневые поупражняться насчёт "джуга".
22. Ответ на 20, Потомок подданных Императора Николая II:
21. Ответ на 12, Андрей Карпов:
Что завещано нашими пращурами - не знаю... Разные были пращуры, разное завещали... А вот, что Богом заповедано - известно. И надо жить по заповедям. Это не имеет никакого отношения к идеологии. Потому что идеология - это надстройка, которую человек пытается водрузить НАД заповедями (типа, их недостаточно, давайте придумаем что-то ещё). Мы придумали себе образ православного прошлого (хотя не было в нашей истории таких периодов, когда бы жили действительно по-православному - отдельные люди жили, общество - нет), и теперь выставляем эту картинку в качестве оправдания нашей актуальной жажды величия. Вот смотрите, какие мы - что же вы нас не любите (не цените) и т.д. А мы-то сегодняшние ещё больше отличаемся от этой картинки, чем наши предки. Все эти стоны - почему мы не святы (не святое общество) смешны. Прежде чем предъявлять обществу, надо предъявить себе - почему я не святой? Но нам не нужна святость, нам нужно величие...Опять же Андрей с Вами не соглашусь. Да, на протяжении истории возможно мы были плохими Православными, так уж получилось, но ЗАТО Православие вошло в нашу плоть и кровь. Оно проросло в нашу совесть, в наше, непонятное никому кроме нас - наше раскаяние, нашу боль, нашу неповторимую любовь. Мы не стали Ангелами, хотя нас воспитывали лучшие последователи Христа, мы только рядовые Божьи рабы, грешные и слабые, но наша история это в первую очередь борьба с самим собой за те доверенные нам идеалы. И, что характерно, интуитивное осознание моих слов живет в каждом из нас. Я немного сбивчиво пишу, но думаю Вы меня поймете.
20. Ответ на 17, Андрей Карпов:
Не знаю Ваших источников. Я слышал это по российскому радио в день смерти Ива Монтана.Радио это, конечно, такой источник... Круче только телевидение...
Это же было в 91 году. Тогда многие верили даже Чумаку, что он заряжает воду )
Если серьёзно, то в это же время и по этому же радио я услышал объявление, что ложа "Пушкин" во Франции просит присылать заявления присоединиться к её братьям. Затем бегло по-французски были названы реквизиты ложи. Не сомневаюсь, что это не было розыгрышем.
Думаю, информация об Иве Монтане тоже была благодаря внезапности не подвергнута политкорректности.
А как с Элвисом?
19. Ответ на 16, Андрей Карпов:
Такое же, какое Барклай де Толли к Германии или Шотландии.
Израиль не может гордиться Эйнштейном от слова никак. Еврейский народ может. Но мы говорим не о величии народов, а о величии государств.
Величие государств всегда актуально, величие народов, да, имеет историю. Впрочем, исторический багаж может быть растрачен в ноль. Те же евреи были богоизбранным народом, а последнюю пару тысяч лет известны тем, что распяли Господа... Что касается денег... Это, видимо, евреи платили десятину. Вопрос к нашим православным - а как с десятиной у нас? Все ли платят?
Вы понимаете старый спор славян между собою - может ли народ отделять себя от государства. Испуганные патриоты себя отделили, все остальные разновидности патриотов их прокляли, и, по-моему, правильно. А вот Вы только что выписали испуганным патриотам индульгенцию. Вообще-то, ожидаемо. Короче, либерал есть либерал, государственник есть государственник, и им не сойтись никогда. Между мной и Вами экзистенциальные различия.
18. Ответ на 15, Потомок подданных Императора Николая II: