Как сообщалось, 15 июня в рамках ПМЭФ-2023 состоялся диалог «Восточная коллегия». Заседание, которое планируется сделать постоянным форматом, было посвящено перспективам развития отечественной школы востоковедения. Участие в дискуссии приняли представители СПбГУ, МГУ имени М. В.Ломоносова, Академии русского балета имени А.Я.Вагановой и МИД России.
В мероприятии принял участие автор «Русской народной линии» заведующий кафедрой истории стран Дальнего Востока СПбГУ профессор Владимир Николаевич Колотов.
В частности, он сказал, что «о необходимости поворота на Восток говорилось много, в том числе и с высоких трибун. Сейчас жизнь заставляет нас осуществить этот поворот. Но для того, чтобы наполнить его конкретным содержанием, нужны специалисты».
«Если жизнь вынуждать нас поворачиваться на Восток, то делать это нужно правильно — с опорой на традиционные центры востоковедения и с организацией отдельной группы научных специальностей "Востоковедение и африканистика". Только в этом случае можно получить надежный релевантный результат», — подчеркнул Владимир Колотов.
О внутреннем и внешнем противодействии при повороте России на Восток более подробно Владимир Николаевич рассказал в интервью «Русской народной линии»:
Петербургский международный экономический форум показал, что попытки изоляции России провалились. Для предотвращения блокирования модернизации и развития страны мы вынуждены поворачивать на Восток.
Конечно, есть силы, которые пытаются препятствовать повороту России на Восток как внутри страны, так и за рубежом. Насколько я понимаю, внутренние противники действуют под контролем внешних сил. Запад пытается загнать нас в угол и вынудить капитулировать или, как говорят западные «партнёры», нанести нам стратегическое поражение.
На днях Киссинджер заявил, что в России нужно полностью сменить власть и концепцию развития государства. Поэтому для предотвращения неблагоприятного развития событий нам необходимо укреплять связи со странами Востока, с которыми можно эффективно работать только с помощью востоковедов. В настоящее время обсуждается создание отдельной научной специальности востоковедение в номенклатуре гуманитарных научных специальностей, чему оказывается мощное противодействие с целью ослабления позиций России в самом динамично развивающемся регионе мира. Запад использует подконтрольные сети для предотвращения поворота России на Восток.
В условиях экзистенциального конфликта с Западом надеяться, что мы сможем договориться, и всё вернётся на круги своя, – глупо. Тем не менее, некоторые люди до сих пор продолжают кичиться своей прозападной ориентацией. Они пытаются блокировать эффективное взаимодействие со странами Востока. Эту ситуацию можно выразить словами известного финансового спекулянта Джорджа Сороса: «Музыка уже не играет, а они продолжают танцевать». Он произнес эту фразу в мае 2000 года, прокомментировав первое обвальное падение на фондовой площадке NASDAQ и оптимизм, сохранявшийся тогда у многих биржевых игроков.
У нас активно развиваются отношения с Китайской народной республикой, Ираном, арабским Востоком, Африкой. На ПМЭФ присутствовал президент Алжира. Владимир Путин его поблагодарил за то, что он нашел время приехать к нам: «Все сидящие здесь понимают, что такое приехать в Россию, и особенно приехать на наше сегодняшнее мероприятие, и здесь сидеть вместе с нами. Вот это и есть проявление и лидерских качеств, и характера, и уважения к своим собственным национальным интересам».
Запад оказывает разнообразное давление на все страны мира с целью изолировать Россию, снизить материальный уровень жизни граждан и спровоцировать беспорядки с целью смены режима.
Если мы будем развивать отношения со странами Востока, то мы выйдем из нынешней ситуации не только без потерь, но и более сильными и интегрированными в здоровое международное сообщество.
В данном направлении развитие востоковедения играет критически важную роль для России. Мы не можем развивать отношения с Востоком без востоковедов, это, как и лечить зубы без стоматологов, сердца – без кардиологов. Нужны специалисты, знающие культуру, язык, традиции и религии региона. Для эффективного взаимодействия со странами нужно относиться к ним с уважением и пониманием. Именно этим мы и пытаемся заниматься.
Западная политика хитрая и умная. США одновременно оказывали давление на Россию и Китай, способствуя российско-китайскому стратегическому сближению. Теперь американцы пытаются отыграть назад. Разумеется, США продолжат играть против Китая и поставлять оружие на Тайвань, несмотря на заявление госсекретаря Блинкена, что «США не поддерживают независимость Тайваня и не намерены вступать в конфликт с Китаем», продолжат разрушать российско-китайское сотрудничество.
Китай является основным торгово-экономическим партнёром России, поэтому для США первое дело вбить клин между РФ и КНР.
Напомню, что в 70-ые годы ХХ века американцам удалось поссорить наши страны. Советская дипломатия не смогла решить вопрос взаимодействия с Китаем, а, скорее всего, и вовсе им не занималась. Американцы разбили советско-китайский блок, частично втянули Китай в орбиту своего влияния, способствовали усиленной модернизации Китая, с чем сейчас усиленно пытаются бороться – никто не отменял санкций против китайского министра обороны и ряд технологических компаний.
Идея американцев проста и понятна – подчинить Россию, а потом приняться за Китай. В Пекине прекрасно понимают эту игру США. Запад играет очень умело против России и Китая. Нам надо быть готовыми к разнообразным неожиданностям. И во избежание ошибок советского опыта на этом направлении должны работать квалифицированные специалисты-востоковеды.
Руководство СССР, принимая решение о вводе войск в Афганистан, не консультировалось с востоковедами. Советские политические деятели не знали ни истории, ни традиций ближневосточного региона. Поэтому уровень компетентности был крайне низок, что было использовано американцами для создания движения моджахедов и провоцирования выступления ключевых стран исламского мира против СССР. Ввод войск в Афганистан породил множество негативных последствий и стал результатом неграмотного вмешательства в политический процесс. Поэтому, повторю, во избежание прошлых ошибок, нам сегодня остро необходимы востоковеды, в том числе на уровне принятия решений.
Повлияет ли ПМЭФ на развитие востоковедения? По крайней мере, продолжаются разговоры о повороте на Восток. В сессиях принимали участие представители стран Востока, шла дипломатическая работа, обсуждалось экономическое сотрудничество. Конечно, многие вещи делаются за закрытыми дверьми. Но главное, что страны Востока проявляют интерес к сотрудничеству с Россией. А для квалицированного взаимодействия с ними, повторю, нужны востоковеды. Поэтому на ПМЭФ впервые на отдельной секции говорили о необходимости развития востоковедения. Были собраны представители востоковедения двух столиц, которые высказали свою позицию. Эта позиция едина и согласована с сообществом востоковедов других регионов России.
Сама по себе ситуация не изменится – нужно оказывать позитивное воздействие, чем и мы занимаемся. С другой стороны идёт саботаж, невзирая на Специальную военную операцию и изменение международной обстановки. Кадры, внедрённые еще в 90-ые годы, остались на значимых позициях. Они преследуют собственные интересы, которые идут вразрез с целями развития Российского государства.
2.
1.