В среду, 7 июня, в Александрии завершила свою работу Смешанная международная комиссия по богословскому диалогу между Римско-католической церковью и Православной Церковью, сообщает сайт Александрийского Патриархата. В сессии приняли участие десять Поместных Православных Церквей, за исключением Русской, Антиохийской, Сербской и Болгарской Церквей. Возглавляли работу упомянутой комиссии митрополит Иов (Геча), с православной стороны, и кардинал Курт Кох, с католической.
По итогам было достигнуто соглашение по документу под названием «Соборность и первенство во втором тысячелетии и сегодня». Свое несогласие с некоторыми пунктами документа высказал лишь Грузинский Патриархат.
Обсуждение было сосредоточено на проблеме исторического понимания соборности (синодальности) и первенства на Востоке и Западе во втором тысячелетии и общем прочтении этой истории, чтобы «способствовать взаимопониманию и доверию, которые являются существенными условиями для примирения в начале третьего тысячелетия».
В заключительной части документа утверждается, что «взаимозависимость соборности и первенства является фундаментальным принципом жизни Церкви» и этот принцип «должен применяться для удовлетворения потребностей и требований Церкви в наше время».
«Заседание Объединенного комитета характеризовалось духом дружбы и сотрудничества, основанных на доверии. Члены особо высоко оценили щедрое гостеприимство Второпрестольной Александрийской Церкви и выразили признательность за все успешные усилия Главному секретарю Священного Синода Александрийского Патриархата Высокопреосвященнейшему Митрополиту Пантелеимону Навкратису и Патриаршему Уполномоченному Александрия, Высокопреосвященнейший митрополит Наркис Пелусий. Члены горячо рекомендуют непрекращающуюся работу по диалогу в молитвах верующих», - заключили авторы коммюнике.
Телеграм-канал «Правблог» отметил, что «работа Смешанной православно-католической богословской комиссии имеет тенденциозный характер, направленный на оправдание папистской экклезиологии и подготовку унии с католиками. С православной стороны, на данный момент, ее возглавляет митрополит Иов (Геча), взгляд которого на проблему раскола между католической и Православной Церковью заключается в том, что никакого раскола не существует, а их отношения описываются как "разрыв евхаристического общения"».
По мнению «Правблога», «заключительный тезис коммюнике очень похож на философскую диалектику одного из ведущих фанарских богословов митрополита Пергамского Иоанна (Зизиуласа) (1931 - февраль 2023), который возглавлял комиссию до Гечи. Зизиулас считал, что соборность не может существовать без первенства, воплощенного в конкретной личности. То есть высшей властью в Церкви является не собор епископов Поместных Церквей, а, например, глава одной из Поместных Церквей. В этом контексте, от понятия соборности мало что остается и она, по сути, превращается в придаток единоличного первенства. Тот же тезис отстаивал автор теории "первого без равных" - митрополит (сейчас архиепископ) Элпидофор. Да и глава Фанара постоянно напоминает, что именно Константинопольский патриархат является первенствующей Церковью в Православии».
К примеру, во время недавнего празднования своих именин 11 июня патриарх Варфоломей в очередной раз заявил, что «Вселенский патриархат играет главенствующую роль в православном мире».
«Таким образом, - подытоживает "Правблог", - становится понятным, в каком направлении движется богословский диалог между католиками и православными под контролем Фанара. Целью этой комиссии является продвижение такого понимания первенства на вселенском уровне, которое по своей сути мало чем отличается от папистского учения о Церкви. Налицо метаморфоза подлинной православной экклезиологии и ее подмена папистскими теориями.
На наш взгляд, богословская концепция Русской Православной Церкви 2013 года куда ближе православному Преданию, чем итоговые документы пресловутой комиссии. Принципиальной позицией, заявленной в документе РПЦ, является утверждение о недопустимости механического переноса модели первенства с одного уровня церковного бытия на другой. Епархиальный уровень — это одно, региональный — другое, а вселенский — третье. Между ними нет прямой аналогии. А источник и природа первенства на каждом из уровней — абсолютно разные».
1. Чистота основа святости.