3 мая исполнилось ровно 100 лет со дня открытия собора обновленцев, который самочинно провозгласил себя «вторым поместным собором» Русской Церкви и на котором был предан «анафеме» Святейший Патриарх Тихон (Белавин). В связи с круглой датой этого события раздаются всякие несуразные комментарии. В том числе по поводу «анафемы» святителю Тихону.
Своими мыслями о соборе обновленцев поделился в телефонном интервью «Русской народной линии» доктор исторических наук, кандидат филологических наук, кандидат богословия, профессор, член Синодальной богослужебной комиссии протодиакон Владимир Василик:
Странно было бы считать законной анафему, вынесенную незаконным сборищем, состоявшим вначале по преимуществу из пресвитеров, к которым в дальнейшем «страха ради Иудейска» присоединилась часть архиереев.
Странным было бы считать законной анафему того сборища, которое сделало всё для уничтожения традиционного канонического строя и нравственности Православной Церкви.
Странным и даже кощунственным было бы считать законной анафему того сообщества, которое было построено на крови новомучеников. В частности, на крови святителя Вениамина – митрополита Петроградского, которого обновленцы как иуды предали властям.
На Руси никогда не любили лиц, обласканных властью – тем более властью, которая активно гнала Церковь и стремилась её расколоть. А вот именно такими и были на тот момент обновленцы.
Характерно, что обновленцев тогда поддержал Константинопольский патриарх Григорий VII, который сделал всё для отторжения от Русской Православной Церкви польских и финских епархий. Ради этого он даже вступил в общение с незаконным соборищем, как через столетие это сделал его преемник патриарх Варфоломей, – всё из-за русофобии, зависти к Русской Церкви и ненасытного властолюбия.
Собор 1923 года по заслугам признан лжесобором Русской Православной Церковью и Вселенской Церковью. И здесь никаких сомнений быть не может. В народной памяти собор остался делом агентов государственной власти и церковных приспособленцев, взаимно использовавших друг друга.
Хотя обновленцы и отобрали значительную часть храмов, пользуясь государственным насилием. Но эти храмы стояли пустыми. А «Тихоновские» храмы были полны – народ проголосовал ногами.
Поэтому, если уж мы и говорим о таких датах, как дата этого позорного сборища, то этими датами надо не гордиться, а стыдиться. Лучше их анализировать, чтобы по дороге в новый мир не наступить на старенькие грабли.