Сегодня Святая Церковь чтит память прп. Иоанна, ученика св. Григория Декаполита (ок. 820-850).
Мчч. Виктора, Зотика, Зинона, Акиндина и Севериана (303). Свт. Космы исп., еп. Халкидонского, и прп. Авксентия (815-820). Мч. Иоанна Нового из Янины (1526).
Сщмч. Виссариона пресвитера (1918). Прмц. Тамары (1942).
Максимовской иконы Божией Матери (1299).
18 апреля (1 мая по н. ст.) 1904 года совершил свой подвиг священник 11-го Восточно-Сибирского стрелкового полка о. Стефан Васильевич Щербаковский.
В бою под Тюренченом, у реки Ялу, на южном участке границы между Кореей и Китаем, благословив стрелков, с пением «Христос воскресе» батюшка пошёл в атаку во главе знаменной роты, лишившейся командира. «Чудом храбрости, спокойствия и мужества» называли современники подвиг отца Стефана.
В тот день батальоны 11-го Восточно-Сибирского стрелкового полка находились в центре боя, японцы открыли сильный артиллерийский огонь и стали обходить левый фланг. Растянутые противником с обоих флангов батальоны полка, чтобы пробиться, несколько раз под звуки полкового марша и гимна «Боже, Царя храни», исполняемого полковым оркестром под огнём противника, бросались в штыки. Но японцы не принимали штыкового удара. Тогда отец Щербаковский благословил солдат и пошёл впереди Боевого Знамени с поднятым в руке крестом. Пробиваясь сквозь японскую цепь солдат вместе с батальонами полка, сей неустрашимый пастырь был ранен двумя пулями, вскоре потерял сознание и был вынесен уже на перевязочный пункт церковником Иосифом Перчем. Только такое мужество пастыря и воинов 11 полка дали им возможность пробиться сквозь японцев. По свидетельству участников Тюренченского боя, потери японцев были очень велики.
Вот как он сам вспоминал тот день: «Встал я 18-го числа рано, в три часа ночи. Я знал, что бой будет отчаянный, и решил исполнить свой пастырский долг до конца, показав воинам пример самоотвержения и любви своею смертию.... В 4 часа утра я помолился Богу, составил завещание и встал в знамённой роте.... В три часа пополудни полк выстроился и под звуки полкового марша двинулся в атаку на наступавших японцев. Я надел епитрахиль, взял крест, благословил солдат и с пением "Христос Воскресе" пошёл во главе стрелков знамённой роты. Картина была поразительная, грандиозная. Без малейшего колебания шли славные стрелки на верную смерть, в адский огонь, среди рвущихся снарядов. Только каждый, перед тем как двинуться в бой, крестился. Потом всё смешалось. Музыка тотчас же смолкла. Кто побежал вперёд, кто упал убитым или раненым. Я почувствовал сильный удар в руку и в ногу и упал навзничь, потеряв сознание».
«И нас повел, вперед идя,
Но пуля вражья поразила
На смерть любимого вождя.
Тогда на место командира
Священник наш отец Стефан
С крестом в руках встает пред нами
Подъемля крест пред небесами»
(М.Н.Левитский «Под Тюренченом»).
Командующий Русской армией генерал А.Н.Куропаткин лично наградил героя-священника, посетив его при излечении в лазарете Елизаветинской общины Красного Креста в Харбине и представив к офицерскому Георгиевскому кресту. Так 29-тилетний батюшка стал первым священником, награждённым Георгиевским крестом в Русско-японскую войну и всего лишь пятым георгиевским кавалером среди священнослужителей, за всю историю существования Военного ордена.
Отличался о. Стефан Щербаковский и далее. За свою службу в годы Русско-японской войны он был награжден орденами святого великомученика и Победоносца Георгия 4-й степени, святого Владимира 4-й степени с мечами, святой Анны 2-й степени с мечами, золотым наперсным крестом на Георгиевской ленте. А в годы Первой мировой войны, за бои 30 июля 1914 года у деревни Ваббельн и 6 августа 1914 года при деревне Каушен о. Стефан был удостоен ордена святого Владимира 3-й степени с мечами и за бои 24 сентября представлен к ордену святой Анны 1-й степени.
Также сегодня мы вспоминаем инженера, предпринимателя, основателя Путиловского завода в Санкт-Петербурге Н.И.Путилова (1820-1880).
Николай Иванович Путилов родился в 1820 г. в Новгородской губернии в семье мелкопоместных дворян. Отец его был инвалидом Отечественной войны 1812 г. В 1840 г. Николай окончил Морской кадетский корпус и офицерские классы и был оставлен там для преподавания математики, занимался научной работой, имел печатные труды. По состоянию здоровья перевёлся в Крым, в Корпус инженеров военных поселений, где прослужил пять лет, отвечая за строительство различных объектов. В 1854 г., во время Крымской войны Н.И.Путилов был рекомендован великому князю Константину Николаевичу в качестве талантливого организатора. Согласно легенде, великий князь вызвал Путилова и спросил: «Можешь ли ты, Путилов, сделать невозможное? Построить до конца навигации флотилию винтовых канонерок для обороны Кронштадта? Денег в казне нет – вот тебе мои личные двести тысяч». В условиях англо-французской блокады Путилов организовал в механических мастерских Санкт-Петербурга производство паровых машин, котлов и материалов для винтовых канонерских лодок, корветов и клиперов. Первые, оборудованные паровыми машинами Путилова, 32 винтовые канонерские лодки, предназначенные для плавания в мелководном Финском заливе, вошли в строй в мае 1855 г. В течение следующих восьми месяцев было построено еще 35 канонерских лодок, а также 14 корветов и клиперов. За эти заслуги в создании винтового парового флота Путилов был произведен в надворные советники с назначением старшим чиновником особых поручений кораблестроительного департамента, а также награждён орденом св. Станислава II степени.
Отдельным фактом в послужном списке Путилова шло упоминание о том, что в процессе исполнения этого заказа не было перерасхода средств, наоборот, экономия составила около 4 процентов. От сообщества предпринимателей ему был преподнесён серебряный венок с 81 дубовым листком, на каждом листке было выгравировано имя построенного Путиловым корабля и имя подрядчика. В последующие годы Николай Иванович на кредит Морского министерства перестроил несколько заводов в Финляндии и дал качественную котельную сталь взамен английской. Он первым в России начал переплавку металлического лома в промышленном масштабе. В 1863 г. совместно с полковником Корпуса горных инженеров Павлом Матвеевичем Обуховым и купцом 1-й гильдии С.Г.Кудрявцевым организовал металлургический завод, после смерти Обухова названный Обуховским. Позднее Путилов основал свой собственный завод, названный Путиловским. На указанном заводе организовал оружейное производство и выплавку стали, в том числе на экспорт, покончив с зависимостью в этом вопросе от Англии.
Суровая зима 1867-1868 гг. привела к тому, что железнодорожное сообщение в России было практически парализовано, так как импортные рельсы полопались от мороза. Путилов решил проблему комбинированного рельса не только по прочностным и эксплуатационным характеристикам, но и по ценовым. Цена «путиловского рельса» была на 30 процентов меньше цены английского или немецкого. При строительстве завода по производству рельсов (Путилов принял заказ на производство рельсов в начале января, а 20 января завод начал прокатку рельсов в 3 смены) была отработана «путиловская схема запуска производства», которой позже пользовались в годы Великой Отечественной войны при переброске заводов за Урал. В 1874 г. был осуществлён последний проект Николая Ивановича – это Морской порт Петербурга и Морской канал (из Кронштадта в Петербург). Из-за интриг финансирование из казны было прекращено, и Путилов вел строительство на свои деньги. Этот проект истощил бизнес предпринимателя, и он разорился.
В 1880 г. Н.И.Путилов умер. На завещании Путилова, где он просил похоронить его не на кладбище, а на дамбе Морского порта, Александр II наложил резолюцию: «Если бы Путилов завещал похоронить себя в Петропавловском соборе, я и то согласился бы» (Петропавловский собор – усыпальница императоров России). Гроб с телом Путилова рабочие завода пронесли весь путь на руках – это более 20 километров. 15 мая 1885 г. 32-километровый канал был открыт для прохода судов и заработал новый Морской торговый порт. В 1907 г. прах Путилова и его супруги Екатерины Ивановны был торжественно перезахоронен в новой заводской церкви, под алтарем. В советское время в церкви власти разместили Кировский райпромкомбинат (пр. Стачек, д. 48). Снесли алтарь, начали готовить фундамент под пресс и обнаружили памятную плиту и два гроба под ней. Плиту переплавили, гробы сожгли в местной котельной. Церковь сохранилась в перестроенном виде и сейчас возвращена верующим. Безымянная набережная Морского канала на Канонерском острове, теперь названа Путиловской – в память о человеке, которому петербургский Морской канал обязан своим существованием.
Также сегодня мы вспоминаем участницу Великой Отечественной войны, снайпера, полного кавалера ордена Славы Н.П.Петрову (1893-1945).
Нина Павловна Петрова родилась 15 июля 1893 г. в г. Ораниенбаум (ныне г. Ломоносов). Через некоторое время семья перебралась в Санкт-Петербург. Однако глава семейства вскоре умер, и на руках у матери осталось 5 малолетних детей. Поэтому сразу после окончания пятого класса гимназии Нина поступает в торговую школу. Через три года она переезжает к родственникам во Владивосток, где работает счетоводом и вечерами обучается в коммерческом училище. Позднее Петрова жила в Ревеле, в Лодейном Поле. В 1927 г. она с дочерью переезжает в Ленинград. Работала инструктором физкультуры и стрелкового спорта в спортивном обществе «Спартак» в Ленинграде. Сама тоже активно занималась спортом. В 1934-1935 гг. Петрова была капитаном сборной женской команды по хоккею с мячом Ленинградского военного округа, занимала призовые места на различных стрелковых соревнованиях. Одной из первых в Ленинграде Нина Павловна заслужила значок ГТО I ступени. Однако главным видом спорта для Петровой стала пулевая стрельба. На Всесоюзной летней спартакиаде ЦК профсоюза работников местного транспорта Надежда завоевала командное первое место и получила именную малокалиберную винтовку. Она поступила в снайперскую школу, которую окончила и в которой стала потом инструктором. Только за 1936 г. она выпустила 102 ворошиловских стрелка. Участвовала в советско-финской войне 1939-1940 гг.
К началу Великой Отечественной войны Нине Павловне было уже 48 лет, и она не подлежала призыву. Однако она добровольно вступила в ряды 4-й дивизии народного ополчения Ленинграда, затем служила в медсанбате. С ноября 1941 г. Петрова находилась в действующей армии, став снайпером 1-го стрелкового батальона 284-го стрелкового полка 86-й Тартуской стрелковой дивизии. Начав службу рядовым снайпером, она дослужилась до звания старшины и должности командира отделения снайперов. В боях под Ленинградом не только выходила на боевые позиции и уничтожала врага, но и занималась обучением других снайперов. Всего за годы войны она подготовила более 500 снайперов. За бои под Ленинградом Петрова была награждена медалями «За боевые заслуги» и «За оборону Ленинграда». Всего к марту 1944 г. она уничтожила 23 солдата противника. 2 марта она была награждена орденом Славы 3-й степени, а 20 августа того же года орденом Славы 2 степени. В феврале 1945 г. в составе 2-го Белорусского фронта в боях за Эльбинг отделение Петровой прикрывало снайперским огнём атакующую пехоту, подавляя огневые точки противника. В этих боях Нина Павловна лично уничтожила 32 вражеских солдата, доведя общий счёт убитых врагов до 100. За беспримерное мужество и отвагу, героизм и высокое воинское мастерство Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 г. Н.П.Петрова награждена орденом Славы I степени. Однако награда была уже посмертной. 1 мая 1945 г. в районе города Штеттин Нина Павловна Петрова погибла. За несколько дней до гибели она написала своей дочери в Ленинград письмо: «Устала я воевать, детка, ведь уже четвёртый год на фронте. Скорее бы закончить эту проклятую войну и вернуться домой. Как хочется обнять вас, поцеловать милую внученьку». Всего на счету Нины Павловны Петровой было 122 убитых солдата и офицера противника и ещё троих она лично взяла в плен. Винтовка Петровой ныне хранится в музее.
Также сегодня мы вспоминаем члена-корреспондента АН СССР, генерал-лейтенанта инженерно-технической службы, трижды Героя Социалистического Труда Н.Л.Духова (1904-1964).
Николай Леонидович Духов родился 13 октября 1904 г. в с. Веприк на Полтавщине. Сначала он учился в сельской школе, затем в Гадячской классической мужской гимназии, пробовал себя в различных профессиях. С 1928 по 1932 гг. Духов учился в Ленинградском политехническом институте и получил специальность инженера-конструктора тракторов и автомобилей. После окончания института был направлен на ленинградский завод «Красный Путиловец» (позднее - Ленинградский Кировский завод), где прошёл путь от рядового инженера до заместителя главного конструктора завода. В первые годы на ЛКЗ Николай Леонидович работал над конструированием приспособлений для массового производства трактора «Универсал», над созданием первого советского легкового автомобиля «Ленинград-I», принимал участие в конструировании тяжёлого подъёмного крана. В 1936 г. его привлекли к работе по улучшению бронетанковой техники. Духов перешел в СКБ-2 Кировского завода, где сразу приступил к созданию единой методики тягового и прочностного расчёта танков, которой он и его коллеги впоследствии пользовались не один год. Затем ему поручили руководство конструкторской группой, занимавшейся модернизацией танка Т-28. К концу 1938 г. группа Н.Л.Духова выполнила задание, причем бортовую передачу новой конструкции для танка Николай Леонидович спроектировал лично. Творчески мыслящего инженера волновала проблема создания нового танка с противоснарядным бронированием.
В конце 1938 г. Николай Леонидович предложил технический проект новой машины – тяжёлого танка КВ-1. В 1939 г. Кировский завод приступил к серийному выпуску танков КВ. 11 ноября 1940 г. Духов был назначен заместителем начальника СКБ-2 ЛКЗ, был ведущим конструктором тяжёлого танка КВ-1, а также внес значительный вклад в разработку танка КВ-2. Во время Великой Отечественной войны Духов стал главным конструктором Кировского завода, эвакуированного в Челябинск. Николай Леонидович наладил на заводе поточно-конвейерное производство танков КВ, возглавил разработку их модификаций и самоходных артиллерийских установок, осуществил коренную модификацию средних танков Т-34. Под его руководством разрабатывались тяжелые танки КВ-1с, КВ-85, ИС-1, ИС-2, ИС-3 и ИС-4. В 1948 г. Духов был привлечён к работам в советском атомном проекте и стал заместителем главного конструктора КБ-11 (Арзамас-16) Ю.Б.Харитона. Возглавляя конструкторский сектор, Духов руководил разработками первого отечественного плутониевого заряда и атомной бомбы. Он активный участник испытаний первой отечественной атомной бомбы на Семипалатинском полигоне 29 августа 1949 г. и первой водородной бомбы РДС-6с 12 августа 1953 г. В том же 1953 г. Духов избран членом-корреспондентом Академии Наук СССР. С 1954 г. генерал-лейтенант инженерно-технической службы, доктор технических наук, Николай Леонидович Духов стал директором, главным конструктором и научным руководителем филиала № 1 КБ-11 (в настоящее время ВНИИА им. Н.Л.Духова), которым руководил до своей смерти в 1964 г. За десять лет под его руководством разработаны три поколения блоков автоматики, первое поколение ядерных боеприпасов для семнадцати различных носителей – баллистической ракеты Р-7, торпеды Т-5, первых крылатых ракет для ВВС, ВМФ, ПВО.
Николай Леонидович по праву может считаться основателем конструкторской школы по ядерным боеприпасам. Параллельно с инженерно-конструкторской, Николай Леонидович занимался и преподавательской работой. С 1935 по 1940 гг. он преподавал в Ленинградском автодорожном институте и Ленинградском политехническом институте. С 1944 г. заведовал кафедрой танкостроения Челябинского Механико-машиностроительного института. Родина высоко оценила труды ученого. Н.Л.Духов был трижды удостоен звания Героя Социалистического Труда, пять раз он становился лауреатом Сталинской премии, был награжден четырьмя орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и многими другими орденами и медалями. За работы по созданию боеприпаса для ракеты Р-7 Духов был удостоен Ленинской премии в 1960 г. К столетию Николая Леонидовича и пятидесятилетию Всероссийского НИИ автоматики на территории ВНИИА был установлен бюст Духова.
Также сегодня мы вспоминаем заслуженного лётчика-испытателя СССР, Героя Советского Союза А.Г.Кочеткова (1908-1990).
Андрей Григорьевич Кочетков родился 2 мая 1908 г. в Санкт-Петербурге. Окончив 9 классов школы, работал на строительстве улиц в Ленинграде. В 1928 г. Андрей окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, в 1929 г. Качинскую военную авиационную школу летчиков. До 1933 г. служил в ВВС в Белорусском военном округе. В 1938 г. окончил инженерный факультет Военно-воздушной академии имени Н.Е.Жуковского. В 1938-1953 гг. Кочетков занимался на лётно-испытательной работой в Научно-испытательном институте ВВС. Провёл государственные испытания поршневого истребителя Ла-11, реактивных истребителей Ла-15 и Су-9, учебно-тренировочного самолёта Як-11; испытания истребителей МиГ-3 и Ла-15 на штопор. Участвовал в государственных испытаниях истребителей МиГ-1, МиГ-9, МиГ-15, Як-1, Як-3, Як-7 и их модификаций, американских истребителей Р-39 «Аэрокобра» и Р-40Е «Киттихаук». Во время Великой Отечественной войны выезжал на фронт для переучивания лётного состава на новые истребители. В 1950-1951 гг. находился в командировке в Китае. Оказывал помощь советским лётчикам, защищающим небо Китая, в изучении истребителей Ла-9 и Ла-11. В 1953-1959 гг. Кочетков становится лётчиком-испытателем ОКБ С. А. Лавочкина. Поднял в небо и провёл испытания самолётов-перехватчиков Ла-190, Ла-200Б, Ла-250, Ла-250А и других. В 1955 году выполнил первый полёт на самолёте-истребителе С-1, ставшем родоначальником семейства сверхзвуковых истребителей ОКБ П.О.Сухого (Су-7, Су-9, Су-11). За мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1958 г. полковнику-инженеру Кочеткову Андрею Григорьевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Он также был награждён 2 орденами Ленина, 3 орденами Красного Знамени, 2 орденами Отечественной войны 1-й степени и другими орденами и медалями. В 1959 г. заслуженный лётчик-испытатель полковник-инженер А.Г.Кочетков ушел в запас. Умер в 1990 г.