Митрополит Черкасский и Каневский Феодосий, обращаясь к пастве и верующим из-под домашнего ареста, призвал духовенство не молчать о ситуации в Церкви, а также инициировать мирные протесты, сообщает СПЖ.
Текст выступления митрополита опубликован в тлг-канале «Правблог», а видеозапись выложена в сети.
«Для многих единство, которое сохранялось на протяжении тысячелетий, единство Церкви, хотя оно и прерывалось иногда, на какие-то периоды, и потом вновь восстанавливалось, является великой ценностью. Ценностью, которую нельзя и невозможно разрушить и разорвать из-за сиюминутных обстоятельств жизни. В том числе политических обстоятельств», - отметил митрополит.
«Многое поменялось в жизни нашего общества и УПЦ за последний год. Были приняты решения, сложные решения, которые постепенно, в большей или меньшей степени, проходят рецепцию в церковном народе. Или не проходят», - добавил он.
«Размышляя сегодня о судьбах нашей Церкви, особенно сегодня, душа болит за миллионы наших соотечественников: мирян, священнослужителей и многих епископов нашей Церкви, которые как глубокую душевную и болезненную рану переживают те процессы внутрицерковные, которые были запущены обстоятельствами жизни общества (в) последний год», - сказал владыка.
«Не все согласны с теми каноническими изменениями, которые происходят в нашей Церкви (после собора в Феофании – РНЛ). Для многих единство, которое сохранялось на протяжении тысячелетий, единство Церкви, хотя оно и прерывалось иногда, на какие-то периоды, и потом вновь восстанавливалось, является великой ценностью. Ценностью, которую нельзя и невозможно разрушить и разорвать из-за сиюминутных обстоятельств жизни. В том числе политических обстоятельств», - добавил он.
«И здесь речь идёт не о каком-то оправдании или поддержке войны. Здесь вообще речь не идёт ни о войне, ни о политике. Речь идёт о единстве Церкви, которая пережила множество политических режимов, междоусобных войн, правителей – благочестивых и нечестивых, иерархов – благочестивых и нечестивых, предателей – тех, кто вёл нас в унию, тех, кто пытался разрушить единство нашей Церкви», - сказал архипастырь.
«Наша Церковь очень многое пережила за тысячелетия своего существования. И Церковь онтологически знает, что войны начинаются и заканчиваются, правители приходят и уходят, даже страны возникают и исчезают, разрушаются целые империи. А Церковь незыблема. Она стоит. И стоит Церковь не только в общем смысле, как Церкви – Тела Христова, Православной Церкви общемировой, но и в смысле нашей Церкви Владимирового крещения, Церкви Святой Руси», - подчеркнул он.
«Множество было междоусобных войн на нашей земле. Новгородцы воевали с киевлянами, киевляне воевали с Псковом, набеги татаро-монголов (к помощи которых прибегали враждовавшие русские княжества), междоусобная брань между князьями, которые, как правило, хотели сесть в Киеве как главном престоле. Воевали за престолонаследие в городах северной Руси», - напомнил историю митрополит.
«Но никогда не возникало даже мысли у архиереев того времени вплести Церковь в контекст междоусобных браней, сделать Церковь оружием разжигания ненависти между народами или разными племенами. Наша Церковь всегда выступала за мир и молилась за мир. А когда Её заставляли поддерживать войну, она, как правило, умолкала. В таком же молчании, как мне кажется, пребывают сегодня многие иерархи, священники и миряне нашей Церкви. Многие – из-за того, что они не поддерживают популярных ныне нарративов ненависти. Нарративов, которые разрушают наше общество изнутри. Многие за это начинают рассчитываться своей свободой и невозможностью говорить прямо, что они думают», - подчеркнул владыка Феодосий.
«Мы обязаны возвысить свой голос... Церковь оставляет за собой право не только сопротивляться, но и инициировать разного рода мирные протесты», - отметил он.
«Размышляя о сегодняшнем дне, когда наша Церковь проходит испытания, проходит период гонений, когда страшные вещи творятся вокруг Киево-Печерской Лавры, когда поджигаются и разрушаются храмы, когда храмы захватываются и соборы отдаются людям, которые не имеют к ним никакого отношения, их не строили, да и молиться там (в захваченных храмах) становится сразу же некому, когда наша Церковь находится в таких общественных условиях, условиях гонений, мы не только можем – церковные иерархи, священники, миряне – не только можем возвышать свой голос в защиту Церкви, но и обязаны это делать», - сказал архипастырь.
«Обязаны, основываясь, в том числе, на Социальной концепции УПЦ, которая была соборно принята. И в которой говорится, что если государство будет воздвигать гонения на Церковь, то Церковь оставляет за собой право не только сопротивляться, но и инициировать разного рода мирные протесты. (Они могут выступать за широкий круг вопросов) – от требований изменить антицерковное законодательство до требований, чтобы на международном уровне голос Церкви был услышан и давления (или гонения) на Церковь были прекращены», - заключил митрополит Феодосий.
2.
1.