Христос воскресе!
Снова и снова встречаем мы друг друга этой радостной вестью. Снова и снова, и без конца мы хотим слышать ее. Громким радостным криком мы приветствуем в наших храмах друг друга и весь мир. Мир, как и мы, нуждается в этой радости больше всего.
Но реальность Воскресения Христова не очевидна для мира, как она очевидна для нас. Свирепеющая смерть все неистовее торжествует над родом человеческим. Среди войн и среди мира, среди голода и среди сытости, среди страшных болезней и среди цветущего здоровья. Не защитит от смерти тех, кого мы любим, никакая Пасха Христова. И наша собственная смерть еще ближе подошла сегодня к нам.
Однако мы не в силах сдержать нашей радости. По всей земле и на небе, на всех языках человеческих и ангельских гремит ликование в сей день Господень. Представьте, если бы снова вернулись к нам все наши умершие дорогие и близкие. Но сегодняшняя радость не о таком воскресении, как это было с Лазарем или сыном вдовы Наинской. Это не возвращение к прежней жизни, которая продлевается на несколько лет, как если бы они не умирали. Здесь все совершенно другое. Эту радость невозможно выразить, ее нелегко передать другим, потому что она превосходит всякое знание и всякое переживание, известное человеку. Это воскресение с «телом духовным», как говорит Писание, — с тем же самым телом, которое имеет каждый человек, являющим реальность человеческой личности, но преображенным присутствием в этом теле Духа Святого. Так что каждая человеческая личность раскрывается в воскресшем Христе в своей единственной и неповторимой — пасхальной — красоте.
Тайну Воскресения Христова невозможно постигнуть совне, она раскрывается внутри нас. Внутри нас горит небесный огонь, и внутри нас — крестная радость правды заповедей Христовых. Пусть земная жизнь по-прежнему запечатлена смертью. Но само время отныне заполняется новым смыслом. И в самом именовании дней нам дается сугубое присутствие Пасхи — в каждом воскресном дне.
Христос воскрес из мертвых, и Его Воскресение действует в наших смертных телах. «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа?» (1 Кор. 6, 19) Это значит, что Живой воскресший Христос живет в нашей жизни. И только по мере того как мы стараемся жить по правде Божией, укрепляемые таинством Тела и Крови Христовых, узнаем мы то, о чем говорит апостол: «Уже не я живу, но живет во мне Христос». Христос воскресший живет во мне, и Он побеждает мою смерть, когда я приношу Ему покаяние в своих грехах. И Он явится победителем моей смерти в час моего исхода отсюда, и в день всеобщего воскресения.
Отныне вся история человечества, вся наша жизнь и вся наша смерть воспринимаются совершенно по-новому. И только тот, кто стремится жить реальностью Пасхи в каждодневной жизни, может не по имени одному называться христианином. Только он может свидетельствовать о победе Божией ради всех, кому надлежит умереть.
Пусть зло торжествует и Церковь возводится на крест, и умерщвляется жизнь. Христос воскрес из мертвых, и никакие скорби, как бы ни были они велики, не могут омрачить радости, происходящей от Воскресения Христова. Пасха — такое избавление скорби, что «по мере того, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше» (2 Кор. 1, 5).
Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России