В последнее время всё больше под действием рекламы верующие покупают так называемое лампадное масло. Его продают под такими слоганами, что оно не коптит и гораздо лучше по сравнению с обычными рафинированными маслами из продовольственных магазинов. И многие доверчивые христиане верят, что лампадное масло из церкви, конечно же, лучше и даже «святее» рафинированного растительного масла из обычного продовольственного магазина. Мы решили узнать, как могло возникнуть такое мнение и почему верующие разумные люди так резко решились на покупки масел неизвестного происхождения.
Мы решили проверить несколько разных так называемых лампадных масел, приобретенных в разных церковных лавках и от разных поставщиков. И неожиданно выяснили, что копоти от лампадных масел было намного больше, чем от обычных рафинированных растительных масел.
Более того мы с удивлением узнали, что в качестве так называемого лампадного масла продают техническое вазелиновое масло, которое используется для смазывания узлов деталей машин иными словами машинное масло. Это масло является результатом переработки нефтяных продуктов и сродни по происхождению керосину. В начале прошло века, обновленцы предлагали заменить лампады керосиновыми лампами, к счастью, верующие прошлого столетия понимали разницу между нефтепродуктами и живым (растительным) маслом, которое употреблялось с начала возникновения Христианства.
Реклама дельцов от веры, слоган, что лампадное масло меньше коптит, действует даже на священников. У меня часто возникал спор, какое масло заливать в лампады за жертвенником и престолом в алтаре. Один очень уважаемый священник, хотел исключительно использовать, машинное масло, а мы, алтарники, в нарушение его желания наливали всегда благоуханного оливкого масла, которое в избытке жертвовали прихожане на наш алтарь.
К сожалению, мне кажется, многие священники легко поддаются на рекламные трюки от купцов церковных лавок, и не проверяют, из чего же делается подобное масло и благославляют даже продажу таких нефтяных субпродуктов в церковных лавках своих приходов.
Но плохое не должно входить в церковь. Церковь годами выработала и масло, подходящее для священнослужения и молитвы. Живое масло угодно Богу. Мёртвое, нефтяное Богу противно.
Точно также важно подходить к свечам, используемым в Церкви. Во многих московских храмах, многие неофиты заходящие в Храм, с небрежностью относятся к свечам поставленным святым и перед иконами. Некоторые прихожане часами стоят спиной к алтарю и балуются свечами.
Но самое неприятное, что многие со злобой переворачивают свечи вниз головой и тушат их о подсвечник. Такой ритуал известен у иудеев в чине проклятия пульса де-нура. Именно так в иудаизме посылают смертное пожелание. У нас же в православных московских храмах при попустительстве священников тысячи свечей тушат как окурки в подсвечниках, и со злобой бросают свечи в ящик для отходов. Многие делают этот жест, так как видели это, что другие так делают, но есть группы людей, которые сознательно это делают, тысячи свечей переворачивают, наводя свое проклятие на людей, которые с любовью и мольбой к Богу поставили эти свечи в Божьем Храме.
Точно также использование вазелинового масла или глицерина, как лампадного масла, это – глумление над Верой, издёвка над сакральностью с целью наживы и отвращения Бога от такой лампады.
Призываю священников не допускать продажи машинных масел в качестве лампадного масла. Это – богопротивно и для здоровья прихожан вредно, поскольку вазелиновое масло создает большое количество вредных соединений при горении, которые при длительном вдыхании этого смрада могут приводить к многочисленным заболеваниям, в том числе циррозу печени, так как печень отвечает за переработку ядов в организме, раковым заболеваниям, и вообще к усталости. Зачем подвергать себя и прихожан заведомо воздействию вредных веществ, которые образуются при горении машинного масла в лампаде?
Александр Борисович Воскресенский, инженер-проектировщик, православный прихожанин
2.
"Оливковое - живое, нефтяное - мёртвое"?
Не бывает живого масла. Масло есть вещество, а не живущий организм. Растительное масло получают физическим воздействием (отжим, экстракция) на части растений; нефть получилась природным воздействием на части растений в толще земли (так же, как на поверхности земли образуется почва - перегной, гумус).
"Оливковое - пищевое, нефтяное - машинное"?
Никто не предлагает лить в лампады трансформаторное или моторное масло. Вазелиновое масло, обычно применяемое сейчас в храмах, является не "машинным", а медицинским.
И оливковое, и вазелиновое масла имеют заживляющее действие и используются в медицине.
"Оливковое - хорошее, нефтяное - плохое"?
Господня земля, и исполнение ея.
"Оливковое - благоуханное, нефтяное - вонючее"?
Где уважаемый автор видел благоуханное оливковое масло? Оно не является таковым ни в чистом виде, ни при горении. И, в свою очередь, чистое вазелиновое масло совершенно не имеет запаха и выглядит чистой прозрачной жидкостью.
"Оливковое - безвредно, вазелиновое - вредит"?
При полном сгорании органических углеводородных материалов одинаково образуются углекислый газ и вода. Независимо от того, как эти горящие материалы получены.
Если же сгорание неполное - то будет и углерод (копоть), и разная летучая органика, в т.ч. вредная. Совершенно натуральные дрова дымят будь здоров, т.к. нет полного сгорания. И, напротив, масло в лампаде при хорошо устроенном фитиле не даёт ни копоти, ни запаха продуктов горения.
"Плохо тушить свечи, со злобой переворачивая их фитильком вниз?"
Разумеется - очень плохо вообще брать церковную свечу со злобой. Да и вообще стоять в храме со злобой. Очень плохо.
Только вот к способу тушения свечи это не имеет отношения. Задул ты её, или зажал фитилёк пальцами, или прижал его к подсвечнику - одинаково ты отделил среду пламени от фитилька или перекрыл доступ воздуха, и горение прекратилось. Важно делать это бережно и с благоговением - а не то, какой стороной куда повернуть свечу.
Хотя, тушить о подсвечник не стоит, чтоб не загрязнять подсвечника.
Если свечу задул - то очень желательно после этого ещё притушить её рукой или колпачком, иначе фитилёк продолжит тлеть (уже без горения) и выдавать великое количество дыма, загрязняя воздух и церковные стены.
Свеча стоит на подсвечнике как Ваша жертва Богу, и горит как символ и спутник Вашей молитвы. Что бы кто с ней (свечой) после этого ни сделал - это не отменит Вашей жертвы, и не уничижит Вашей молитвы. Если же кто-то делает сознательные кощунственные действия со свечами и любыми богослужебными предметами - это принесёт грех душе самого делающего, но не лишит благодати ни храм, ни молящихся в нём.
1.