Потому что Русская армия отучила их воевать с Россией. Как известно главная цель Североатлантического альянса состоит в противостоянии нашей стране. Этого-то шведы и избегали последние двести лет. Полученные уроки, воинственные викинги усвоили накрепко. Первый урок во время Северной войны. Через сто лет ещё один. В результате которого, Швеция потеряла ту самую Финляндию, вместе с которой теперь пытается спрятаться под НАТОвский зонтик.
Что же это были за уроки?
Историю Северной войны мы знаем со школьной скамьи. Бесславное поражение под Нарвой и славную Полтавскую викторию. Затем вплоть до заключения Ништадтского мира в знаниях провал. А если хорошенько поискать в анналах собственной истории, то мы обнаружим, что за эти двенадцать лет произошли весьма любопытные события. Включая первый освободительный поход Русской армии в Европу.
Этот поход оставил заметный след в истории Европы, но, к сожалению, мало воспоминаний участников. Во всяком случае, доступных широкой публики.
В марте 1712 года в Померанию (от славянского Поморье – историческая область на юге Балтийского моря; название местность получила по населяющему область западнославянскому племени поморян; в настоящее время Померания разделена между Германией и Польшей) была направлена русская армия под командованием генерал-фельдмаршала А.Д. Меншикова. Союзная армия составила 85 тысяч человек: 48 тысяч русских, 27 тысяч датчан и 10 тысяч саксонцев (Саксония – ныне федеральная земля на востоке Германии).
За год до этого в городе Торгау (город в Германии на Эльбе, ранее славянский Торгов) Пётр Первый принял участие в празднествах в связи с бракосочетанием своего сына Алексея и принцессы Софии Шарлотты Христины Брауншвейг-Вольфенбюттельской. Знаковое событие, положившее начало длинной череде русско-немецких царских браков.
Для привлечения Пруссии к союзу против Швеции, царь Пётр ещё в сентябре 1712 года заключил договор об уступке ей Штеттина (по-кашубски Штетено, бывшая столица и духовный центр Поморского княжества, ныне город Щецин в Польше). Он заверял Пруссию, что вступление русских войск в Померанию преследует единственную цель «принудить короля шведского к полезному миру» (оказывается, принуждение к миру – старая русская традиция!). Далее Пётр продолжал: «Мы декларовать восхотели, что понеже … мы вскоре осаду города и крепости Штеттина предвоспринимать будем; и ежели оную … через оружие к сдаче принудим, мы никакой претензии на неё чинить и наши войска в оную вводить не будем, но отдастся оная... вечно Его Прусскому Величеству». И своё обещание русский царь выполнил.
Тогда же было заключено соглашение с Августом II о передаче саксонцам города Эльбинга (или Эльблонг – ныне город в Польской Померании), уже контролируемого русскими войсками.
Трудно сказать осознавали ли русские воины, проходя по многим европейским странам, что они проливают кровь на земле своих далёких предков. В любом случае это была первая освободительная миссия русского солдата в Европе. Они проложили дорогу последующим подобным походам против Наполеона и Гитлера.
В 1713 году русские войска, преследуя шведскую армию Стенбока, вступили в Голштинию (Гольштейн, или Голштиния – историческая область в Германии, в земле Шлезвиг-Голштейн; до 1945 года одна из провинций Федеральной земли Пруссии; к VIII веку западная часть будущего Гольштейна была заселена саксами, восточная — славянами-ваграми и входила в земли бодрицкого союза племён), куда и были перенесены военные действия.
В начале января русская армия расположилась в районе Гамбурга. В Ридсбурге собралась вся союзная армия. Двенадцать русских батальонов пехоты и тридцать эскадронов конницы, девять датских батальонов и тридцать эскадронов конницы, три саксонских батальона и двадцать эскадронов конницы. В конце января русская армия подошла к Гузуму и стала напротив шведских войск, которые расположились в Эйдерштеде (полуостров во Фрисландии на западном берегу германской земли Шлезвиг-Гольштейн). Занятая шведами позиция находилась вблизи моря и была окружена непроходимыми в распутицу болотами и каналами. Подойти к ней можно было только по двум узким плотинам, «укрепленным перекопами и батареями». Петр I предложил союзникам атаковать неприятеля объединёнными силами, но те, считая позицию шведов неприступной, отказались от боя.
31 января русские войска двинулись по дамбам двумя колоннами. Пехотой, шедшей по одной дамбе, командовал сам царь Пётр, а кавалерией, шедшей по другой дамбе, Меншиков. Впечатляющая картина. Русский царь и русский полководец-самоучка атакуют шведские позиции на западном краю Европы. Так далеко русские войска ещё не доходили.
Шведы, увидев наступающих русских, побросали в воду пушки и отступили. Дожди и размытые дороги затруднили преследование неприятеля, которого «догнать было не возможно: понеже такая была вязкая грязь, что не только со всех солдат обувь стащило, но и у многих лошадей подковы выдрало». Оказывается, непролазная грязь случается не только в России, но и в Германии.
Баталия при Фридрихштадте. 1713 год
Шведы в этом бою потеряли 300 человек пленными и 13 человек убитыми. Русские потеряли двух человек убитыми и пятерых ранеными. Таким образом, под Фридрихштадтом (город в земле Шлезвиг-Гольштейн в Германии) русская армия нанесла решающее поражение Стенбоку.
От окончательного уничтожения шведов спасло только то, что голштинский герцог, нарушив свой нейтралитет в Северной войне, впустил Стенбока с остатками армии в крепость Теннинген (Тённиг – город в Германии в земле Шлезвиг-Гольштейн).
Союзники с суши и с моря осадили эту крепость. Пётр, назначив командующим русскими войсками Меншикова, уехал в Россию. Верховное командование принял на себя датский король Фредерик IV. Вокруг города были вырыты траншеи и расставлена артиллерия. Осаждённые страдали от нехватки продовольствия и пресной воды. Датские корабли блокировали крепость с моря. В крепости началась эпидемия. Видя бесполезность сопротивления, фельдмаршал Магнус Стенбок в мае 1713 года был вынужден капитулировать.
В плен сдались одиннадцать тысяч человек с оружием и знамёнами. Русский посол В.Л. Долгоруков в своём донесении писал: «По капитуляции, учиненной с фельтмаршалом швецким Штейнбоком, … ис Тонинга вышли и положа знамена и ружья перед войски их союзных величеств пошли в путь свой на квартиры». Армии Стенбока не стало.
В Ванцбеке состоялся военный совет союзников, на котором они приняли решение захватить остров Рюген. 4 июля 1713 года русско-саксонские войска численностью семнадцать тысяч человек осадили остров Рюген.
Какая историческая параллель. Русские и немцы совместно освободили древний славянский остров!!!
В августе 1713 года двадцатичетырёхтысячная русская армия под командованием А.Д. Меншикова блокировала Штеттин «чтобы оную Штетинскую крепость одними российскими войсски доставать». Крепость защищал пятитысячный гарнизон и четыре тысячи вооружённых горожан под командованием генерала Мейерфельдта.
После прибытия обещанной саксонским курфюрстом Августом II осадной артиллерии, началась бомбардировка. Город был объят пожарами.
На следующий день гарнизон Штеттина капитулировал.
Русские при осаде Штеттина потеряли 184 человека убитыми и 365 человек ранеными.
Штеттин, где в прошлом находилось древнее славянское святилище, посвящённое богу Триглаву, был освобождён 18 сентября 1713 года.
Александр Данилович Меншиков заключил соглашение, по которому Пруссия в обмен на нейтралитет и денежную компенсацию получила Штеттин. В июне 1714 года Россия и Пруссия подписали договор, по которому Штеттин оставался во владении Пруссии, а она в свою очередь признавала владения России в Ингрии, Карелии и Эстляндии.
Союзники попросили Петра прислать войска для взятия Висмара (город в земле Мекленбург-Передняя Померания в Германии, бывший полабский город Вишемир). Пётр приказал Репнину с корпусом двинуться к городу. 7 апреля 1716 года гарнизон капитулировал.
В Мекленбурге в это время находился двадцатитысячный русский корпус, который предполагалось перевезти на остров Зеландию и отсюда, под прикрытием датского и русского флотов, на шведский берег. К маю 1716 года в Копенгагене собралась целая русская эскадра. В неё входили три корабля, построенные по русскому заказу в Амстердаме «Портсмут», «Девоншир» и «Марльбург», а также четыре корабля, построенные в Архангельске. В июне 1716 года в Копенгаген прибыли галеры, которые от Ростока до Копенгагена вёл сам Петр. Такое скопление русских сил в Дании беспокоило союзников. С октября началась переброска русских войск из Дании в Росток. Фельдмаршал Шереметев получил указание с пехотой расположиться на зимние квартиры в Мекленбурге.
Таким образом, русский солдат прошёл военными тропами по землям своих отдаленных предков – западных славян, может быть даже и не подозревая об этом.
В последующие годы русские предприняли несколько нападений уже на шведский берег.
В июле 1719 года русский флот под командованием Апраксина провёл высадку десантов на побережье Уппланда. Город Норетелье был почти полностью сожжён.
Однако Швеция в надежде на поддержку Англии продолжала сопротивляться. В Балтийское море прибыла английская эскадра для оказания давления на русский флот.
В 1720 году рейд русской армии на шведское побережье был повторён. На этот раз под командованием Фамендина (Иван Алексеевич Фамендин [фон Менгден, ум. в 1731], российский военачальник, генерал-майор).
27 июля того же года русский гребной флот одержал победу над парусным шведским флотом при Гренгаме. Шведский отряд под прикрытием английской эскадры вышел в море, чтобы уничтожить русский флот, занятый высадкой десантов. Русские корабли под командованием М.М. Голицына заманили шведов в узкий пролив и неожиданно атаковали. При попытке развернуться шведские фрегаты сели на мель, и были взяты на абордаж.
Вскоре английская эскадра покинула Балтику.
30 августа 1721 года был подписан Ништадтский мирный договор.
Питер Шенка младший. Гравюра. Подписание Ништадского мирного договора
Его статьи торжественно утверждали, что Швеция уступает России на вечные времена завоеванные русским оружием провинции: Лифляндию (историческая область, расположенная на территории современных Латвии и Эстонии), Эстляндию (историческое название северной части Эстонии), Ингерманландию (историческая область на северо-западе России) и часть Карелии с Выборгской губернией, а также все острова Финского залива и часть Кексгольмского округа (Западная Карелия).
Необходимо отметить, что указанные территории были не уступлены, а проданы Швецией России за 2 миллиона талеров («ефимков» по-русски: ефимок – русское обозначение западноевропейского талера, монета чеканилась в Йоахимстале с изображением святого Иоакима из серебра высокой пробы).
Что важно помнить нам и «независимым» прибалтийским республикам.
Помимо территориальных приобретений российское влияние прочно утвердилось в Курляндии и Семигалии.
В честь Ништадтского мира в Летнем дворце Санкт-Петербурга была установлена скульптурная группа «Мир и Победа». А в память победы в Полтавской битве Сампсониевский собор и монумент Славы в Полтаве.
Если уж применять пушкинское выражение «окно в Европу», то следует напомнить, что Петру Великому удалось вернуть России земли, которые принадлежали его предшественникам ещё в IX веке, и добавить, что «окно» это получилось с весьма солидным «балконом».
Вместе с усилением своего влияния в Прибалтике Россия получила прямой выход в Европу, что давало огромные возможности для торговли. Однако, вместе с этим ей пришлось втягиваться и в европейские дрязги, что вызывало опасение и раздражение «партнёров».
Второй задачей, которая была решена в ходе войны, стало ослабление Швеции, господствовавшей в Северной Европе. Пол тысячелетия нам приходилось сдерживать натиск беспокойного соседа. После поражения в Северной войне шведы потеряли статус европейской державы.
А Россия приобрела!
22 октября 1721 года Россия была провозглашена Империей. Пётр Алексеевич «по прошению сенаторов» принял титул Отца Отечества, императора Всероссийского.
Однако новый император предупреждал: «Надеясь на мир, не подлежит ослабевать в воинском деле, дабы с нами не так сталось, как с монархиею греческою».
Император Пётр Великий ещё за два столетия предвидел грядущие потрясения в его государстве.
Второй чувствительный урок шведы получили в начале XIX века. Во время Русско-шведской войны 1808-1809 годов. Эта малоизвестная, но славная для России война, завершила многовековое противостояние с некогда могущественной властительницей северной Европы.
В результате долгих и упорных боёв в Финляндии, и героического перехода русских армий под предводительством Багратиона и Барклая де Толли по льду Ботнического залива, русские войска вступили на шведскую землю. На подступах к Стокгольму корпус Каменского нанёс шведам серьёзное поражение. Швеция запросила мира. В сентябре 1809 года был заключён Фридрихсгамский договор, согласно которому Финляндия и Аланские острова вошли в состав Российской империи.
Швеция, которая к XVII веку достигла своего могущества, после войн с Россией потеряла половину своих территорий. И вот уже двести лет даже и не помышляла воевать с нами.
С тех пор утекло немало времени. Как видно шведы начали подзабывать исторические вразумления. Напрасно. Россия имеет привычку закреплять ранее преподанные уроки. Мы никого не пугаем. Только напоминаем. Не воюйте с русскими. Дорого обойдётся.
Владимир Робертович Анищенков, главный редактор радиостанции «Победа»