Художник: Марина Викторовна Чулович
Семейное чтение таит много неочевидных сюрпризов. Кажется, что тут сложного: просто берешь и читаешь. Но на практике возникает много препятствий: не хватает времени и сил, ребенок отвлекается или протестует, начатая книга не нравится. Одна из самых распространенных проблем – разновозрастные дети в одной семье. Каждый требует читать свое и мешает остальным.
Когда в семье один ребенок, под него легче подстроить распорядок жизни – или включить его в привычный с некоторыми корректировками. Если же детей двое или больше, возникает конфликт интересов, и от родителей требуется немало мудрости и терпения, чтобы уделить время и внимание каждому. Это касается не только чтения: у всех свои предпочтения в еде, свои увлечения, занятия, особенности характера.
С книгами история получается такая: старшим скучно слушать то, что читают младшим, они ноют и требуют свое. Младшие не понимают истории, интересные старшим, постоянно отвлекают и добиваются внимания родителей. Последние раздражаются и быстро устают от необходимости просить вести себя потише. Не хватает сил, и мама принимает решение: «Не буду им пока читать, все равно толку нет».
Я понимаю маму. У меня был период, когда я читала пятилетнему сыну «Золотой ключик, или Приключения Буратино», рядом стояла на голове семилетняя дочь и ныла, что она это все уже давно знает. А младшая трехлетка открывала свою книжку и во весь голос «читала» ее – то есть декламировала наизусть прямо мне на ухо.
Отказаться от чтения – самое легкое. Причина уважительная: они пока еще маленькие, терпеть этот балаган невозможно, голова раскалывается. Вот подрастут, будут побольше понимать, и тогда…
Вся беда в том, что этого «тогда», скорее всего, не будет. Традиция семейного чтения за отсутствием практики развалится, дети отвыкнут от книг. А споров, пререканий и борьбы за родительское внимание не убавится – просто они перейдут в другое качество.
А еще, откладывая чтение на потом, мы лишаем детей огромного пласта опыта, знаний и чувств. Сейчас, в 2–3 года, они всей душой сопереживают петушку, которого утащила лиса, хохочут над «Путаницей» Чуковского и восхищаются михалковским Дядей Степой. Через год эти книги потеряют для них свою актуальность – а вместе с этим потеряется и навык слушания.
В этой статье я собрала способы чтения с разновозрастными детьми. Они не универсальны: в каждой семье своя комбинация возрастов и темпераментов, свои традиции и распорядок дня. Но, может быть, родители смогут найти что-то для себя, чтобы сохранить чтение, даже если дома всегда шумно и суетно.
Разделяем и делегируем
Самое простое – разделить разновозрастных детей, каждому из которых интересны свои книги. Легче всего это сделать, если есть помощники и отдельные комнаты. Например, выделить для чтения определенное время (чаще всего родители читают детям перед сном, но это необязательно, тут кому как удобнее). К этому моменту взрослые откладывают свои дела и распределяют, кто, кому и что читает. Каждый взрослый берет ребенка и книгу и уходит в отдельную комнату. Если в семье больше двух детей, а разница в возрасте небольшая, им могут быть интересны одни и те же книги.
Вот несколько вариантов «книжного» распределения:
- один взрослый читает старшему, второй – младшему;
- папа помогает школьнику с программой по литературе, в это время дошкольники слушают сказку в исполнении мамы, а бабушка возится с малышом;
- мама кормит младенца и одновременно читает старшему, средний в это время с папой;
- один взрослый читает сказочную повесть погодкам, второй – потешки годовалому малышу.
Универсальных вариантов здесь нет, но есть универсальный совет. Не бойтесь пробовать, экспериментировать, в том числе и со временем чтения. Например, если младший ребенок мешает слушать книги старшим, можно читать им, когда тот спит. Главное – чтобы семье было удобно.
Занимаем и развлекаем
Не у всех есть возможность развести детей по разным комнатам. Иногда у мамы нет помощников. Иногда семья живет в однокомнатной квартире. В этих случаях, читая одному ребенку, нужно организовать другого, чтобы он не мешал. Легче всего – найти для него интересное дело. Это может быть конструктор, раскраска, пластилин, бумага и фигурные ножницы – все, что угодно, лишь бы ребенок заинтересовался и дал 20–30 минут на чтение взрослому.
Со старшим договориться легче: он уже больше понимает, дольше может заниматься чем-то самостоятельно, осознает свои интересы, умеет терпеть. Для младшего можно завести специальную коробочку: пусть в ней будут те игрушки или раскраски, которые он не может достать сам. Постепенно сформируется традиция: пока мама читает старшему, я могу позаниматься тем, что в обычное время недоступно.
Еще один вариант – аудиосказки и радиоспектакли в наушниках. Они могут занять ребенка с 4–5 лет параллельно с рисованием или лепкой. Можно вспомнить любимые пластинки своего детства и найти их в цифровом варианте в Интернете.
Договариваемся, просим и благодарим
Организовать процесс чтения с двумя и более детьми сложно. Поэтому важно и нужно просить помощи. Причем не только у мужа, мамы или свекрови – у самого ребенка тоже.
Понятно, что договориться с двухлеткой сложно, а объяснить годовалому малышу, что его брату хочется послушать рассказы Драгунского, и вовсе невозможно. Но с какого-то момента (здесь нет четких возрастных критериев) ребенок может понять просьбу взрослого.
Чтобы он понял, что отвлекать родителей во время чтения нехорошо, должно пройти время. Нужно набраться терпения, повторять одно и то же из раза в раз, объяснять снова и снова. Здесь могут помочь два приема:
- Объясняем ребенку, почему важно дать время на чтение с братом или сестрой.
- Благодарим ребенка за то, что он дал почитать со старшим/младшим. Проговариваем, как это важно для нас.
Если малыш почувствует собственную значимость, поймет, сколько от него зависит, то вырастет в собственных глазах и с удовольствием будет стараться помочь.
Каждому – свое время
У разновозрастных детей, особенно у школьников, редко совпадает расписание. Один учится в первую смену, другой во вторую, у одного кружки в понедельник и среду, у второго – во вторник и в пятницу. Этот временной разнобой можно использовать для спокойного чтения конкретному ребенку.
Моя старшая дочка учится во вторую смену. Утром она учит уроки, а потом мы читаем то, что интересно конкретно ей – например, «Робинзона Крузо», «Ночь перед Рождеством» или «Поллианну». Когда сын приходит из музыкальной школы и полдничает, я читаю ему то, что с дочкой мы уже освоили – «Принца и нищего», например, или мифы Древней Греции. А когда оба старших на вечерних секциях, я читаю младшей.
Понимаю, что не у всех есть такая возможность: родители работают вне дома, приходят усталые, занимаются домашними делами. Но если чтение для вас – важная штука, если болит душа, что вы с ребенком редко садитесь за книгу, можно почитать хотя бы 10 минут. Вроде бы немного, но это качественное, очень важное для ребенка время.
Несколько книг разом
Звучит странно, да? Нам бы одну за два месяца осилить, какие уж тут несколько. На самом деле, этот прием помогает мне уделить внимание всем детям.
Мы читаем несколько книг одновременно. Что-то в фокусе у старших, что-то у младшей, что-то – вообще с одним конкретным ребенком. Младшая может рисовать, пока старшие слушают «Ветер в ивах», старшие лепят зверей и собирают пазл, пока она слушает «Карлсона». Иногда они с удовольствием подключаются – вспоминают историю, которая увлекала их несколько лет назад.
Мы читаем долго, не торопясь, можем пропустить пару дней из-за загруженности или потому что папа показывает детям диафильмы. У нас нет цели осилить столько-то книг в месяц. Главная наша цель – вместе и с удовольствием погружаться в интересные истории.
Способы, которые я привела в этой статье, – не панацея. Даже если мы четко распределяем «читальную» нагрузку с мужем или бабушкой, с титаническим терпением договариваемся и объясняем, придумываем развлечения и не забываем распечатать младшему раскраски, а старшему головоломки к вечернему чтению, вполне возможны нытье, претензии и отвлекающие реплики. Но постепенно ситуация будет меняться. Ребенок начнет привыкать, что читают не только ему, сможет чуть больше терпеть, сдерживать себя и не отвлекать других. Старшие смогут занимать себя сами. А младшие – вслушиваться в не совсем понятную книгу «на вырост», думать о ней, совершая над собой усилие, делать свои выводы. Такая умственная работа и опосредованное знание иногда важнее методически выверенных и подобранных по возрасту книг.
***
Я читаю старшим детям «Робин Гуда» Михаила Гершензона. Пятилетняя младшая лежит на полу и сосредоточенно раскрашивает сказочных пони. Она тихо мурлычет себе под нос песенку и, кажется, совсем не слушает. Но вдруг садится и поднимает руку: помнит мою просьбу не перебивать. Я заканчиваю абзац и вопросительно смотрю на нее.
– Мама, ты говорила, что вилланы – это бедные крестьяне. Робин защищал их, потому что всем остальным было все равно?
Еще год назад младшая прерывала мое чтение в среднем раз в 20 секунд. А сейчас – нет, и мне гораздо легче. Она подросла, приняла правила, научилась терпеть. А еще научилась вслушиваться даже в сложный текст и находить там для себя крупицы смысла.
Чтение может быть нудной обязанностью, а может – удовольствием. Но это только один пласт. Еще один, и очень важный, – перспектива внутреннего роста, умение вдумываться и отыскивать смыслы. Его можно развить и укрепить. А взаимодействие в большой семье этому способствует.