«Златоуст молится еще и так: "Господи, избави меня неведения, забвения, малодушия и окамененного нечувствия". Это очень важные 4 вещи. Неведение – это незнание об истине», – пишет в тлг-канале известный священник митрофорный протоиерей Андрей Ткачёв.
«Люди просто не знают самых важных вещей. Мама не сказала, священник не сказал в церкви, никто не сказал о том, что будет Страшный Суд, о том, существует целый набор заповедей, законов, по которым необходимо жизнь свою расположить. Степень религиозного невежества поразительна для нашей информационной эпохи.
Людей нужно учить, не уставая учить тому, что они уже знают. Перед тобой стоит 100 человек, и 99 человек из них не хотят учиться, все равно, даже ради одного надо учить людей постоянно. Неведение – это страшное зло, которое живет в мире и улыбается на каждом углу. Забвение – это когда мы знаем то, что нужно, но забываем. Почему мы грешим? Потому что мы забываем о заповедях, мы забываем про Бога. Забвение – это выключение сознания», – говорит пастырь.
«Избави меня сначала от того, что я ничего не знаю, потом я знал-знал, но забыл. Почему пошел туда, ты не знаешь, что нельзя? Я забыл. Малодушие – это третья беда, когда человек знает, не забыл, но ему стыдно мимо церкви пройти и перекреститься. Грешат по малодушию. Очень много грехов, когда человек стесняется. Знает, не забыл, но стесняется. Наконец, окамененное нечувствие, это состояние, при котором сердце ничего не переживает и не ощущает, как деревяшка и к тому же необструганная. Это слова Феофана Затворника он говорит, что бывает сердце в груди мягкое, бьющееся, живое, а бывает как камень или деревяшка еще необструганная. Это когда ты в голове понимаешь все прекрасно, а сердце говорит тебе: "Ничего не чувствую вообще". Так бывает от усталости, от бесовского наваждения, от совершенного греха и т.д. Неведение лечится учебой, забвение лечится упражнениями в памяти Божией, малодушие исцеляется смелостью исповедания, окамененное нечувствие надо терпеть и преодолевать – перетереть это чёрствое сердце, пока оно будет оттаивать или загорится, как деревяшка или камень размякнет. Борьба с сердцем это самая тяжелая борьба. Некоторые говорят: "Я верю головой, а сердцем ничего не чувствую" – как у вас больше бывает? Был великий человек, Алексей Федорович Лосев, он говорил: "Все кругом говорят – сердцем я верю, а головой не понимаю" – не могу понять эти слова". Потому что они лживы. Бывает наоборот – голова все понимает, а сердце ничего чувствовать не хочет. С сердцем самая большая борьба, так говорят великие. Я с ними согласен», – заключил протоиерей Андрей Ткачёв.