Мужественное стояние в истине

Слово в день памяти святителя Григория Паламы

Великий пост 
1 Евгений Х. 
1257
Время на чтение 5 минут
Фото: psdsale.com

Второе воскресенье Великого поста называется Неделей светотворных постов. В этот день — память святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского, чудотворца. Он подвизался в XIV веке. С особым благоговением внимает Церковь его учению о нетварном Фаворском свете, совершая восхождение к Крестной смерти Господа и Его Воскресению, к тайне, раскрывшейся на горе Преображения. В своих писаниях святитель Григорий различает в Боге неприступную сущность и вечные творческие энергии, через которые Бог приобщает тварные существа Своей жизни и Своему свету. Очищая сердце подвигом воздержания и молитвы, даром таинств, человек делается способным подлинно соединиться с Богом, стать причастным Его славе, которая просияет в телах и душах святых после всеобщего Воскресения.

Святителю Григорию пришлось выдержать мощный натиск блестящих книжных богословов из высокоинтеллектуальной среды византийской столицы, которые опытно не знали благодати Божией, но были весьма искусны в риторике. Над святителем состоялся церковный суд. Святой был отлучен от Церкви и даже приговорен к тюремному заключению. Но Господь не оставляет Своих. Истина восторжествовала, еретики осуждены, и с ними — философский гуманизм, который должен скоро будет вдохновить так называемую эпоху Возрождения в Европе.

С юных лет приняв монашеский постриг, святитель учился главным христианским добродетелям — послушанию, кротости и смирению. И день, и ночь молился, как сказано в его житии, с рыданием: «Господи, просвети мою тьму». Божия Матерь, Которой он вверил себя, послала к нему в начале его пути апостола Иоанна Богослова, и тот обещал ему свой покров в этой жизни и в будущей. А накануне кончины, в день памяти святого Иоанна Златоуста, ему явился этот святитель, приглашая его присоединиться к сонму святых иерархов. Церковь прославляет святителя Григория Паламу — великого пастыря — за чистоту православного исповедания, за мужественное стояние в истине. Он шел вслед за святыми отцами. Это о нем, почти за тысячу лет до него, сказал другой святитель Григорий — Богослов: «Чтобы стать пастырем, он всю жизнь учился быть овцой».

Сегодня за литургией читается Евангелие о Добром Пастыре. Христос называет Себя Добрым Пастырем. Мы знаем этот образ. Пастырь заботится о Своем стаде, защищает его от воров и диких зверей, несет домой на Своих плечах заблудившуюся овцу, спасая ее от гибели. И Господь называет Себя также дверью овцам. Он ясно говорит: «Кто не входит дверью во двор овчий, тот вор и разбойник». Он думает не о том, как пасти овец, а о том, как их украсть. Он входит к овцам с недобрым намерением.

В этой притче, столь понятной для современников Христа, внезапно открывается поворот, ужасающий наших современников — наследников того самого философского гуманизма, который противостоял в свое время святителю Григорию Паламе. Господь говорит: «Все, сколько их ни приходило предо Мною (по-славянски — прежде Меня), суть воры и разбойники». Какое страшное превозношение со стороны Христа — просто взять и поставить ни во что всех, и с такой нетерпимостью! Всех тех, кто не следует за Ним. Кто же может такое проглотить, не протестуя? Неудивительно, что после этих слов новая распря произошла между иудеями. «Многие из них говорили: Он одержим бесом и безумствует; что слушаете Его? Другие говорили: это слова не бесноватого; может ли бес отверзать очи слепым?» (Ин. 10, 20—21). Мы-то знаем, что Он отверзал очи слепым к видению не только физического света. А многие наши современники возмущены: где же толерантность Христа? Нынешние плюралисты, пожалуй, назвали бы Его православным фундаменталистом или даже религиозным фанатиком, Который безмерно переоценивает Себя и презирает других. Именно так видели Христа Его враги, за это они гнали Его и наконец убили.

Эта притча о Добром Пастыре и о двери — зеркало, в которое неприятно, наверное, многим смотреть. В особенности тем, кто должны быть пастырями Христовыми, кто ответственен за хранение истины, а мыслят они куда более широко и свободно, чем Христос. Мы имеем в виду всем известных экуменистов и суперэкуменистов. Откуда у них эта широта и свобода? От незнания света Христова. От невидения узкого крестного пути, ведущего к нему. От нежелания идти этим путем. Еще в Ветхом Завете Господь говорит: «Горе лжепророкам, которые водятся своим духом и ничего не видели!» (Иезек. 13, 3). Единственное место, где пребывает и действует свет благодати Духа Святого — Церковь. И потому все тайны веры должны восприниматься только в свете учения и предания Церкви. Бог — наш Отец веры, а Церковь — Мать. Если кто-то видит, что его понимание истины отличается от учения Церкви, он должен смиренно испытать себя, что он ищет — исполнения своих желаний или благодати Святого Духа. Учение Церкви не состоит из частных мнений, пусть самых гениальных людей, но в нем — откровение Божие Духом Святым. «Никакого пророчества в Писании, — говорит апостол Петр, — нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2 Петр. 1, 20—21). И святитель Григорий Палама возвещает о тайне Божественного света «не от человеческой мудрости изученными словами, но от Духа Святого, соображая духовное с духовным» (1 Кор. 2, 13). Духом Святым открывается истина Божия людям, и Дух Святой делает людей способными разумевать истину, видеть невидимый свет. Преподобный Силуан Афонский говорит, что совершенный человек отличается тем, что не говорит ничего от себя. Но невозможно достигнуть совершенства, не отвергнувшись себя и не предав себя до конца Богу.

Вопрос, который ставит Господь всем пастырям, очень прост: ищете ли вы прежде всего своего или благо тех, кто вверен вам? И поскольку значимость выбора велика, Он говорит: кто ищет в Церкви прежде всего своего — вор и разбойник. Тот, кто озабочен более всего самоутверждением, кто думает, какое место он занимает в Церкви и в мире, лишает возможности своих чад придти к свету, обворовывает их сердца. Наш Господь — не такой. И те, кто Его, о которых Он говорит: «Знаю Моих, и мои знают Меня» — не такие. Он не пришел, чтобы прославиться здесь, на земле, но чтобы отдать Свою жизнь. Вот почему Его слово так отличается от наших слов. Его голос имеет единственное звучание. Он зовет Своих овец по имени, и они идут за Ним. Это голос Бога Живого, Который иногда проникает в наши сердца через шум каждодневной жизни. Мы узнаем в нем голоса великих пастырей, возвещающих истину. И самых скромных безвестных пастырей, направляющих к ней. Этот голос говорит нам, где путь, ведущий в жизнь. Мы можем спастись только тогда, когда войдем в эту дверь. Христос — единственная дверь, которую Бог открывает для нас, чтобы мы не прошли мимо — прямо в ад. Христос — единственный свет, просвещающий и освящающий всякого человека, грядущего в мир. Кто вошел в эту дверь, тот узнал, как Господь ведет за руку каждого из нас на пажить, где цветение рая, как близок Он нам, как непостижима Его любовь ко всем без исключения людям. «Пастырь добрый душу свою полагает за овцы». И это есть путь Креста, свет Креста и свет Христова и нашего грядущего Воскресения.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1.

Согласен, но не соглашаюсь. До конца не соглашаюсь, потому что не проговорено до конца заявленное в тексте. Вот, например, Дух Святой - как мне узнать о Нем вне Писания? Приходиться прибегать к чему? Или вне Писания и вне Церкви - нет Духа Святого? А чем тогда мир стоит?
Наука разве не способна постичь мир в соответствие с истиной Духа Святого, а разум человека? А зачем он тогда дан?
Потому, что Наука должна опираться на Христа. А так мы сами отсекаем Науку от Церкви.
Игорь Бондарев / 12.03.2023, 11:25
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Александр Шаргунов
Предел нашей беды – Божий час
27 апреля — Лазарева суббота
26.04.2024
«Душеполезную совершивши Четыредесятницу»
Слово в пятницу 6 седмицы Великого поста
26.04.2024
Теперь Его час пришел
Слово на Пассии. Евангелие от Иоанна
21.04.2024
Каждый из нас должен Богу больше, чем может заплатить
Неделя 5-я Великого поста, преподобной Марии Египетской (Лк, 33 зач., 7, 36—50)
20.04.2024
Все статьи Протоиерей Александр Шаргунов
Великий пост
О добре человеческом и познании себя
Четверток 6-й седмицы Великого Поста
24.04.2024
«Нам необходимо быть внимательными к нуждам своей паствы»
На архиерейском совете обсудили актуальные темы церковной жизни Санкт-Петербургской митрополии
24.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 16:34
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.04.2024 16:34
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Советский недобиток
26.04.2024 16:26
Научные заслуги Ильина перечёркиваются его политическими заявлениями
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 16:19
Почему рядом с Николаем II было мало выдающихся государственных людей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
26.04.2024 16:11
Не геометрические ребусы, но свидетельство о молитвенном опыте
Новый комментарий от Павел Тихомиров
26.04.2024 15:59
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Павел Тихомиров
26.04.2024 15:49