В последнее время стало набирать популярность идеологическое направление «Небополитика», представители которого празднуют сейчас двадцатилетие со дня основания. Небополитика – это очень любопытное и характерное для современной идейно-духовной ситуации в российском обществе идеологическое направление.
Исторически небополитика родилась в недрах узкой корпоративной группы выпускников Военного института иностранных языков (ВИИЯ). Выпускники института создали сообщество в Сети и начали выпускать альманах ВИИЯ, на базе которого была впоследствии создана активно действующая «Школа здравого смысла».
«Русская народная линия» соприкоснулась с этим проектом ещё на заре его становления примерно в 2007-2008 гг., благодаря тому, что некоторые наши авторы (тогда ещё «Русской линии») имели контакт с сообществом военных переводчиков. Был даже организован круглый стол с нашим участием (а потом и встреча-беседа за ужином в кафе), когда я познакомился с тогда ещё восходящей звездой небополитики – китаистом Петром Гваськовым, который больше известен по позывному Андрей Девятов.
Уже тогда у нас возникли довольно жёсткие споры, а наше застолье в кафе едва не закончилось потасовкой и скандалом, поскольку господин Гваськов, человек довольно-таки конфликтный, видя, что его идеи не встречают с нашей стороны поддержки, открыто провоцировал конфликт с одним из участников беседы с нашей стороны – покойным священником Александром Шумским.
С того времени небополитика значительно продвинулась вперёд – Гваськов-Девятов регулярно записывает свои ролики в сети, он стал членом Союза писателей России, издано уже несколько книг под его именем.
Небополитикам удалось вовлечь в свои ряды известного общественного и политического деятеля Михаила Лермонтова, и теперь семинары небополитиков проходят в историческом имении Середниково, принадлежащем Лермонтову. Небополитики подружились с ещё одним известным публицистом и общественным деятелем Михаилом Хазиным, который иногда принимает участие в их заседаниях. В орбите небополитики оказались и некоторые другие учёные и публицисты, не связанные исторически с корпорацией военных переводчиков.
И мне доводилось контактировать с представителями ШЗС, в частности с Александром Ибрагимовым и с покойным теперь Владимиром Пруссаковым, с последним мы даже записали несколько видео-программ для ШЗС. Вообще ВИИЯ и ШЗС пытаются охватить весьма широкий спектр мнений, в их рассылках наряду с интересной аналитикой по вопросам геополитики, по Китаю, Японии можно встретить и откровенный оккультный бред на темы «веждизма», а то и «энергетической связи с половым партнёром»…
В последнее время в условиях постоянных идеологических поисков, которые активно начала поддерживать власть, небополитики стали звучать всё громче и действовать всё активнее. И благодаря своей оригинальности они превратились в одно из влиятельных современных идеологических течений.
В чём же секрет успеха небополитиков? На мой взгляд, причина успеха носит тройственный характер.
Во-первых, в обществе сегодня особенно остро ощущается дефицит идеологии, поэтому всякий идеологический проект принимается с интересом. Уже благодаря этому гарантировано внимание общественности к любому идеологическому проекту.
Во-вторых, Девятов (он же китаист Гваськов) активно использует китайский фактор в своих конструкциях, что в условиях выстраивания стратегического союза России и Китая также обречено на внимание.
В-третьих, Девятов в своих многочисленных статьях и выступлениях активно использует некие духовные термины, что для нашей малообразованной в духовных вопросах интеллигенции выглядит некой загадкой, а загадочность всегда притягивает к себе внимание.
Почему же сразу разошлись пути «Русской народной линии» с небополитиками, несмотря на то, что с отдельными представителями этого направления мы поддерживали и поддерживаем рабочие отношения, а небополитика не находила, не находит и никогда не найдёт места на страницах РНЛ?
По одной простой причине: основой неболитики является чистейший оккультизм. Идеологические и геополитические конструкции небополитиков основаны на оккультизме, маскирующемся под некоторые христианские смыслы и идеи, которые могут разделять, в том числе православные христиане. Ну, например, популярная базовая идеологема небополитики «Пять выше», которую они рассматривают чуть ли как не своё ноу-хау. Между тем, идеологема «Пять выше» сконструирована из нравственных постулатов, которые могут поддержать представители любой вековой религиозной и этической традиции.
«Пять выше»: духовное выше материального; общее выше личного; справедливость выше закона; служба выше владения; власть выше собственности. С этими максимами могут согласиться представители всех традиционных религиозных конфессий. Разве что христианин добавит: справедливость, конечно, выше закона, но выше справедливости – милосердие.
Однако та геополитическая конструкция, которую пытаются построить на основе небополитики представители учения, глубоко враждебна не только Православию, но и правильно понятым национальным задачам русского государства. Эта конструкция выражается известной формулой, с которой постоянно носится Девятов (он же Гваськов), что будущее России – «Третья Орда». Под первой Ордой он понимает государство Чингисхана, под второй – союз СССР и КНР в недолгий период до смерти Сталина. А теперь, мол, должна возникнуть Третья Орда, и в этом спасение России.
Идея Третьей Орды закономерно вступает в непримиримое противоречие с идеей Третьего Рима, поэтому значительную часть своих выступлений Девятов (он же Гваськов) посвящает критике идеи Третьего Рима. Пытаясь поставить ее под сомнение, он, в полном согласии, кстати, с церковными и нецерковными либералами, ищет у Третьего Рима католические, а то и малороссийские (украинские) корни, утверждает, что эта идеологема не даёт России повернуться лицом на Восток и т.д. и т.п.
Этот антиисторический бред выдаётся за некое новое слово в идеологии и геополитике. Но мы-то понимаем, что Девятов фактически предпринимает попытку идеологической диверсии, пытаясь разорвать связь с вековой духовной идеологической традицией Руси. Именно идея Третьего Рима, опирающаяся на известное пророчество апостола Павла об Удерживающем или по-гречески Катехоне (2Фес. 2:7), являлась основой политики Московского царства и Российской Империи, да и в сталинское и брежневское время пусть и в превращённом виде существовала в Советской Империи.
И вот эту идею о служении России как Третьего Рима и пытается поставить под сомнение концепт небополитики. Именно поэтому небополитика воспринимается мною не только как ошибочное, но и враждебное здравой государственной идеологии явление.
Явление небополитики является характерным для интеллектуальных исканий постсоветской России в условиях идеологической катастрофы после крушения Советского Союза. В позднесоветское и постсоветское время многие русские интеллектуалы обратились к многовековому наследию русской мысли и к родной Православной Церкви, произошло массовое воцерковление русских интеллектуалов, многие постсоветские Богоискатели стали монахами и священниками Русской Православной Церкви. Однако часть русских интеллектуалов, как ни парадоксально, прежде всего, связанных с Вооруженными силами СССР, точнее, с теми военными структурами, которые занимались всякого рода исследованиями ментальных, психологических, идейных феноменов, этот барьер преодолеть не смогли. Выю свою смирить перед Богом и Его Церковью не сумели.
Поэтому в постсоветской России в условиях духовных поисков и духовного дефицита и возникло уникальное явление – неооккультизм. Тут можно вспомнить движение КОБа (Концепция общественной безопасности) с их идеями «живой» и «мёртвой» воды, основателем которого был советский генерал Петров. В этом ряду и феномен бывшего военно-морского офицера, потом мэра Владивостока и депутата Госдумы Черепкова, который тоже не чужд был всяким исканиям. Тут же и популярная в среде военных прорицательница Джуна, а также сонм других прорицателей и предсказателей. Возникали всякого рода «академии», «концепции», которые пытались «преодолеть ограниченность православия»…
Явление небополитики стоит в этом ряду оккультного отклонения русской мысли, которое возникло в условиях краха Советского Союза и марксистской идеологической системы. Поэтому вспоминая 20-летие неболитики, нам остаётся лишь пожелать её адептам возвратиться на твёрдую почву православного вероучения, поскольку только на базе православной догматики, православного богословия и православного вероучения о России можно построить здравую государственную идеологию.
Анатолий Дмитриевич Степанов, главный редактор «Русской народной линии», председатель «Русского Собрания», член Союза писателей России
9. Каждый Идёт той дорогой, которую он выбирает
«Знает Господь путь праведных, и путь нечестивых погибнет» (Пс. 1:6).
8. Происки и бредни
"Кстати, вашего соседа забирают, негодяя, потому что он на Берию похож! "
Но на происки и бредни
Сети есть у нас и бредни —
И не испортят нам обедни
Злые происки врагов!
Это их худые черти
Мутят воду во пруду,
Это всё придумал Черчилль
В восемнадцатом году!
7.
6.
"Кстати, вашего соседа забирают, негодяя, потому что он на Берию похож! "
5.
4. Любителям анекдотов
3. Ответ на 2, АБС:
Современные защитники идеи Третьего Рима тоже не весть что. Например, профессор И. Панарин, позиционирует себя как сторонник идеи Третьего Рима, в то же время пропагандирует общее дело Федорова, ноосферный разум, тайные знания, языческий мистицизм, оккультизм, и прочие лжезнания. Современных критиков и защитников идеи Третьего Рима объединяет безбожие.
Если резать правду-матку, то надо браться и за Гумилёва. Если говорить честно, то все его построения пропитаны тем же оккультизмом, который проповедуют всякие "ноосферники". Под силу ли это людям, объявляющим Франко героем, с которого даже православным нужно брать пример, сказать, что теория Гумилёва оккультна?
2. Критики и защитники
Современные защитники идеи Третьего Рима тоже не весть что. Например, профессор И. Панарин, позиционирует себя как сторонник идеи Третьего Рима, в то же время пропагандирует общее дело Федорова, ноосферный разум, тайные знания, языческий мистицизм, оккультизм, и прочие лжезнания. Современных критиков и защитников идеи Третьего Рима объединяет безбожие.
1.