Страсти Христовы — свидетельство конкретного выражения любви Божией к людям и ужас их восстания против Его воли. Оттого что жертва Христова становится образом для Его учеников, слово Божие приглашает нас заранее увидеть, сколько стоит ученичество Христово в мире, враждебном Богу. Для политических и духовных вождей Иерусалима, также как и для Пилата, политическое благоразумие и сохранение власти над народом важнее, чем правда и справедливость. Они «совет сотворили», и мы знаем, что это был за совет. Расчёт взять под стражу Господа, когда Он находился вдали от народа, казалось, был безошибочен, но они не могли победить силу Божию.
И вот начало Страстей Христовых. «Когда же Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного, приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову». В противоположность Иуде, который думает только о том, что он может получить от Христа, эта женщина ищет, что она может отдать Христу. Щедрость её любви — ответ на любовь Господа к тем, кто следует за Ним. Излияние любви дороже, чем драгоценная трата нарда пистикийского, столь дорогого, что его передавали из поколения в поколение. Совершается помазание на Царство Царя славы, а также помазание на погребение Того, Кто будет казнён как преступник.
Господь воздает честь этой женщине — большую чем кому-либо из Своих учеников. То, что она сделала, сохранится навсегда во всём мире — то есть всюду, где будет проповедоваться Евангелие. Эта женщина дала Господу незадолго до Его смерти то, что никто другой никогда не мог Ему дать. Она явила образ жертвенной любви. Все святые покажут эту жертвенную любовь ко Господу, употребляя все средства для распространения в мире благоухания Его Царства.
Иуда же представляет пример тех, кто следует за Господом ради того, что они могут получить от Него, а не ради того, чтобы послужить Ему. Он противопоставлен женщине, являющей щедрость любви. Иудино предательство ради «серебра» связывает его с лживыми стражами, подкупленными первосвященниками после Христова Воскресения. Ему не нужно достояние, которое Господь даёт боящимся Его, его заботит только приобретение собственного. В человечестве всегда было презрение к предателям, разрывающим узы верности ради выгоды. Даже среди не знающих Бога людей верность всегда была одной из высочайших ценностей. Предателей всюду ненавидели. И даже те, кому они предавали своих, презирали их.
Господь продолжает говорить о предстоящей ему смерти, и Иуда слушает Его вместе со всеми учениками. Но когда он узнает, что Царство Христово не принесёт ему материальной выгоды (и даже может стоить ему жизни), он избирает то, что он может ещё получить от своих вложений в Христово дело. Он продает Его по цене раба, согласно Моисееву Закону (Исх. 21, 32). Не менее значительно и то, что тридцать сребреников были платой верного пастыря из пророчества Захарии — Бога или Его Посланника — который старался спасти Израиль от бесполезных пастырей, но был отвергнут (Зах. 11, 12—13). Подобно другому древнему отступнику, Иуда продал своё духовное первородство и, спасая свою жизнь, потерял её для вечности.
Но предательство Иуды не было исключением. Все Евангелие повествует о предательстве первосвященников. Кроме того, Его ученики — те, кто был близок ко Христу, — забыв о своей решимости следовать за Ним до смерти, оставили Его. Но когда Господь один предстоит перед злом всего мира как невинная жертва, Он являет нам глубину Своей любви. Хотя все оставили Его, Он продолжает исполнять Отчий совет о спасении всех. Стража, которую привёл Иуда, вероятно, принадлежала левитам храма. К её помощи прибегали, когда возникала серьёзная угроза порядку и благочинию храма. Теперь такой угрозой представляется им Сам Бог. Как на разбойника вышли они на Него «со оружием и дрекольми», не понимая, что опасность, исходящая для них от Христа, была совсем иного рода.
И ещё мы видим, что ученики могут предать своего Господа даже такими действиями, которые внешне символизируют благочестие. Слово Божие показывает окружающее Господа предательство как составную часть Его страданий. Мы знаем, что Церковь последует путем Христа, и во времена гонений одни будут нередко предавать других ради собственных интересов. С помощью ученика, пользующегося доверием у апостолов, первосвященники приближаются ко Христу во мраке ночи, и Иуда поцелуем показывает на Того, Кто им нужен. Самое существенное в этом событии — то, что предателем оказывается ученик Христов. Внешняя принадлежность Церкви не может быть гарантией верности Господу. И даже те, кто занимает в ней наиболее ответственное место, могут стать предателями. История Церкви знает много подобных примеров — ересиархов и раскольников. Иуда предаёт Господа поцелуем, выражающим внешнее благочестие, и это делает его поступок особенно мерзостным. Какую глубокую рану наносит он этим Спасителю!
Церковь предлагает нам сегодня задуматься о значении Крестной смерти Спасителя. По мере приближения часа, на который Он пришел в мир, Господь открывает во всё большей полноте цель Своего служения. Ученики не могли вместить, что смерть их Учителя была завершением Божественного державного замысла. И потому рассеялись, когда она наступила. Но наполнив новым содержанием знакомый обряд, Христос дал им по-новому увидеть цели Бога, которые обрели для них смысл по Его Воскресении.
Даже те, кто теперь говорит о своей верности Христу, могут впоследствии предать Его. Писание указывает, что Сын Человеческий должен быть предан в руки грешников, но это не освобождает от ответственности того, кто предал Его, действуя по личному выбору. «Горе» возглашает Господь предателю, лучше бы ему не родиться. Горе тому человеку, который предаёт «Сына Человеческого». Господь заранее знает, кто предаст Его.
Обратим внимание, как происходит разговор Христа с Иудой. В отличие от верных Его учеников, обращающихся к Нему постоянно «Господи», Иуда называет Его «Равви» — «Учителю». Для Иуды Христос только учитель. Приветствие Иуды соединяет его с теми, кто насмехается над распятым Христом. Однако Иуда не один предает Господа. Предательство всех учеников — предупреждение Церкви о немощи многих будущих христиан, несмотря на все их утверждения в верности. Радость Пасхи омрачается возвещением о предательстве. Погрузив свою руку со Христом в чашу, наполненную соком горьких трав, предатель показывает своё вероломство. Попирая святыню, он исполняет прореченное в псалме: «Даже человек мирный со мною, на которого я полагался, который ел хлеб мой, поднял на меня пяту» (Пс. 40, 10). Иуда намеренно делает вызов Господу.
На Тайной Вечери Тело и Кровь Христова — Новый Завет, высшее действие Искупления. Ученики, получившие этот дар Божественной любви не должны забывать, как велика цена их искупления. Христос стал новым Пасхальным Агнцем.
Предание Церкви знает, что Господь «с крепким воплем взывал к Богу» (Евр. 5, 7) перед лицом смерти. Но даже через события, смысл которых, кажется, сокрыт от всех, — взятие под стражу и осуждение на смерть, — Господь исполняет Свой державный замысел. Тем не менее ученики должны исполнить то, что им надлежит. Все они потерпели поражение, несмотря на их заверения следовать за Господом до конца. Они потерпели поражение, прежде чем пришло испытание, оказавшись неспособными подготовиться к нему молитвой.
Теперь Господь восходит к Отцу, и потому уже не зависит от Своих учеников, как это было в Гефсимании. Но Церковь должна услышать Его вопль к Отцу и здесь. Сон лучших учеников в самый скорбный для Господа час призывает нас быть более внимательными к тому, что Он совершает.
Господь знает лучше Своих учеников, что в них: «Все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь». Христос говорит им, что будет значить для них следование Его служению, ибо невозможно не придти испытаниям. Когда Он предупреждает, что они соблазнятся из-за Него, Он, вероятно, имеет в виду то общее отступничество, которое должно наступить. Несмотря на протест Петра, что он ни за что не преткнется, Господь отвечает, что это произойдёт с ним в ту же ночь, и даже трижды. И в этих словах не только предупреждение. Пение петухов, которое обычно длится не более пяти минут, означает третью стражу — время бдения. Однако большинство людей спят во время этого пения петухов. Оно отождествляется с приближением рассвета. В любом случае, отречение могло произойти до наступления нового дня. Когда Пётр страстно уверял, что он никогда не отречётся, он уже был рядом с отречением. «Поражу пастыря, и рассеются овцы» — это из пророчества Захарии о лжепастырях. Но также и о подлинных пастырях. Кто не знает, как быстро разбегаются овцы без пастуха! Когда военачальники сокрушены, армии остаются без управления и терпят поражение. Но все сводится к тайне смерти Господа и испытаниям Церкви перед кончиной мира.
Однако Христос повелевает Своим ученикам после Его Воскресения идти в Галилею и обещает восставить их, несмотря на их отступничество. Он предваряет их там, как подобает пастырю. Заповеди Господни высоки, но Он не отталкивает от Себя тех, кто терпит поражение. И мы не должны никогда унывать, что бы с нами ни случилось, но снова спешить навстречу Господу.
Самые лучшие намерения не могут защитить нас во времена тяжёлых испытаний, пока мы не научимся обращаться к Богу с молитвой. «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение, — говорит Господь, — дух бодр, плоть же немощна». Трое учеников Христовых, самых твёрдых в вере и верности, заслуживают здесь особого внимания — те, кто были свидетелями Его славы на горе Преображения. Бодрствование в эту единственную ночь было испытанием их верности, и они не выдержали его. Не потому ли на Афоне и в некоторых других православных монастырях иноки бодрствуют каждую ночь, совершая богослужение? Не о молитве ли с Ним в эту ночь говорит Господь: «Возьмите иго Мое на себя, и найдёте покой душам вашим»?
Господь Иисус Христос проходит через невыносимые страдания, чтобы дать образ верным. Непослушание учеников раскрывается в свете послушания Господа даже до смерти, и смерти Крестной. Душа Его прискорбна до смерти. Господь хочет сказать, что сама скорбь может убить Его. Когда человек испытывает такие душевные страдания, он нуждается в присутствии и поддержке других. Но ученики Христовы являют поразительное нечувствие, и через это Его жертва раскрывается ещё яснее. «И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты». Чаша Господня означает Его страдания и смерть. Мы думаем также о чаше Евхаристии, только что предложенной Им на Тайной Вечери, — «чаше спасения», как говорит псалом. И о «чаше гнева Божия», изливаемой на народы. Так Христос не может уклониться от всего, что надлежит нам принять за наши грехи, чтобы соделать спасительной для рода человеческого эту жертву.
«Дух бодр, плоть же немощна», — говорит нам Господь. Дух человека устремляется к высшему, но немощь смертного естества не может не обнаружиться. Здесь образ испытания всех верных в Церкви до конца времён. Господь уже предупредил Своих первых учеников: «Бдите и молитесь, да не внидете в напасть». Этот призыв бодрствовать относится к каждому из нас. То, что Господь нашел Своих учеников спящими, — урок для христиан всех времён, в особенности для тех, кто будет перед кончиной мира. Христиане — часовые человеческого рода. Если воины, стоящие на страже, заснут, они позволят врагу беспрепятственно войти в его расположение. Это поражение избранных учеников показывает, что они были, как и мы, люди из плоти и крови. И что Господь призывает к Себе и преображает обыкновенных людей — даже тех, кто порою оставляет Его.
Так легко каждому из нас узнать себя в них! То, что они заснули в эту ночь, в которой был мрак всех ночей, усугубляет их поражение. Большинство людей спят ночью, но эта была особенная ночь. Они спали так, что Господь не мог их добудиться, и не могли отвечать на Его вопросы, хотя только что на Тайной Вечери приобщились Ему. Но какие бы ни были страдания, ученики Христовы должны исполнять служение, вверенное им. Господь не только спасает их, но и даёт им образ Сыновнего послушания воле Отца. И силу следовать за Ним даже до смерти, до приобщения в полноте тайне Его Креста и Воскресения.
Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России