Начало специальной военной операции (СВО) застало меня на Дальнем Востоке. Но Нижегородская область, которая фактически стала моей второй малой Родиной, продолжает напоминать о себе. На днях я получила письмо от нижегородца, которое не могла оставить без внимания, уж слишком сильно оно резануло по живому.
Прожив на Дальнем Востоке почти два года, невольно сравниваю жизнь двух регионов и двух губернаторов. Конечно, это взгляд простого человека. Но разве не для простых людей и должна работать власть? Не буду вдаваться в экономику и материальный уровень жизни людей в этих двух регионах (хотя писать об этом обязательно буду в других статьях). Хочу остановиться на главном для нашей страны сегодня: СВО.
СВО – это борьба с фашизмом за право иметь будущее для наших детей. Но если борьба за будущее будет только там, в окопах, мы проиграем.
Губернатор Приморского края Олег Кожемяко, думаю, это хорошо понимает. Без всякого сомнения, в его работе масса недочетов и много недовольных. Но он выставил приоритет: максимальная поддержка дальневосточников, которые находятся на передовой и обеспечение тыла. В крае организовывается помощь, шьются маскировочные сети, сам губернатор постоянно бывает на передовой.
И вот письмо от нижегородца о деятельности другого губернатора. Это даже не письмо, это крик души. Пока в окопах льется кровь, Нижний Новгород готовит «подарок» для всей России, открывая «Школу 800», которая, по словам Марка Сартана, возглавившего данный проект, задумана как драйвер развития образования во всей стране. То есть, это некий «пробный шар для всей России». Бесспорно, что губернатор Нижегородской области тоже много делает для СВО, даже организовал отправку целого танкового батальона. У Глеба Никитина много векторов в работе. И все же порой создается, ощущение, что он не всегда «рулит сам»!
Впрочем, читайте сами, и выводы делайте сами. Письмо привожу дословно:
Дорогая Альбина! Не раз Вы спасали жителей нашего региона от неоправданных действий некоторых должностных лиц! Вы защищали права сирот и тех, кто не имел уже сил сам постоять за себя! Боролись против внедрения ювенальной юстиции и иных подобных извращений типа пропаганды семейно-бытового насилия. Теперь нашим детям опять угрожает Нечто, разработанное и внедряемое с Запада, наподобие т.н. «болонской системы». Образование – это не только накачка знаниями и компетенциями, это в первую очередь придание образа, т.е. воспитание. Помогите разобраться с новой темой, что это…. инерция тренда по «вхождению в западный мир» или злой умысел матерых врагов?
Школа 800, Нижний Новгород, 11-й месяц СВО. Нижегородские СМИ сообщили, что уже шестым по счету директором проекта «Школы 800» назначили Марка Наумовича Сартана, российского журналиста, деятеля образования, члена межведомственной рабочей группы при Министерстве образования РФ, руководителя Центра разработки образовательных систем «Умная школа». Он займется подготовкой учебной программы, формированием педагогической команды и набором школьников. Об этом официально также сообщила пресс-служба правительства Нижегородской области.
Ранее он руководил крупным образовательным проектом в Иркутске. Он займется подготовкой учебной программы и набором школьников. Глеб Никитин назвал это большой кадровой удачей, обратив внимание на портфолио специалиста. Ранее тот занимался крупным образовательным проектом в Иркутске – комплексом из 27 зданий. Марк Наумович смог реализовать уникальный проект «Точка будущего» в Иркутской области, – отметил глава региона. – Стройка, как и прежде, на концессионере, – подчеркнул Глеб Никитин. – Понимание задач и целей «Школы 800» с Марком Сартаном у нас общее. Это проект, способный менять регион. Он должен растить лидеров IT-отрасли, инженеров, проектировщиков в цифровой среде, дизайнеров в сотрудничестве с вузами и компаниями: ННГУ, НГТУ, ННГАСУ, ГК "Росатом", Сбербанком, Группой ГАЗ, ОСК.
Вот эти заявления об очередной задумке «поменять регион» вызывают отдельный интерес, учитывая, что до этого не всё менялось в соответствии с представлениями населения о добре и зле. Изучим, в какую сторону будет менять отдельно взятый субъект РФ директор Центра разработки образовательных систем «Умная школа» М.Н. Сартан.
Ну, во-первых, сам Марк Наумович Сартан известен своей специфической антисоветскостью, от которой не так уж недалеко до откровенной антирусскости. Одно без другого вообще недолго существует, как показывает история последних 30 лет. А как ещё оценивать следующую информацию, и чего стоят заявления Сартана на которые общественность уже обращала внимание ещё в 2015 году:
«ЭКСПЕРИМЕНТ НАД ПРИЕМНЫМИ ДЕТЬМИ: ПРОЕКТ «УМНАЯ ШКОЛА». 21 января 2015 г. состоялась пресс-конференция заместителя министра социального развития, опеки и попечительства Иркутской области. На этой пресс-конференции Татьяна Плетан сообщила о том, что в 2014 г. в рамках подпрограммы «Дети Приангарья» был запущен новый проект «Умная школа», в рамках которого предполагается строительство под Иркутском образовательного комплекса для детей-сирот. Проект реализуется по заказу Благотворительного фонда "Новый Дом", обществом с ограниченной ответственностью "Умная школа". Руководство ООО «Умная школа» осуществляет Сартан Марк Наумович, который с января 2013 г. стал возглавлять национальный образовательный проект «Умная школа».
Руководитель ООО «Умная школа» последовательно продвигает позицию о том, что нельзя допустить реставрацию советской школы, поскольку она единообразная, централизованная, контролируемая и консервативная. Сартан утверждает, что надо создать школу будущего – «Умную школу», которая будет предусматривать вариативность обучения и максимальную индивидуализацию учебной программы под каждого ученика.
Далее репортер возмущенно задается вопросом: «Зачем в Приангарье внедряют американскую фостерную систему устройства детей и параллельно хотят вести худшие образцы западных образовательных стандартов под видом школы будущего? Какой все же эксперимент задумали провести над приемными детьми в Приангарье?» (по этой теме и по этим ООО и их проектам вообще много интересного тогда сообщалось).
Теперь уже у нас возникает вопрос, а когда некие регионы страны, Иркутскую область или, как сейчас Нижегородскую область превращают в полигоны для СОЦИАЛЬНЫХ ЭКСПЕРИМЕНТОВ, как обстоит дело с мнением населения этих субъектов РФ!!? Или положения Конституции можно выборочно отменять в отношении отдельно взятой категории граждан России по территориальному признаку, втихую, произвольно? И это во власти разного рода ООО и прочих прозападных филиалов и «заказчиков» как в Иркутске? Или губернаторов? Или губернатор рассматривает регион, как свой собственный надел с безмолвными и бесправными людьми, над детьми которых можно ставить любые эксперименты? И почему губернатор Нижегородской области не рассказал, в чем именно заключался социальный эксперимент над детьми в Иркутской области, чем закончился столь славный эксперимент, и, немаловажно, почему он проводился над детьми, за которых, по сути, некому заступиться? Не для подобных ли экспериментов вообще так активно внедряется ювенальная система в нашей стране?
На эти вопросы придется дать четкий ответ – обстановка в стране иная и общество уже иное, если кто еще не заметил!
В публичном пространстве предостаточно обоснованной критики программ т.н. «индивидуальных траекторий» обучения типа «Умной школы» и авральной, оголтелой цифровизации системы образования в России и в Нижегородской области, ставшей «мастерской» этих двусмысленных проектов. Но если уже имеющейся с избытком научной педагогической полемики недостаточно для начала честной дискуссии, то можно посмотреть на работу Сартана М.Н. пошире.
Для начала не как на часть проекта подготовки «квалифицированных потребителей, обладателей узких компетенций», запущенной Минобразования России, а как, например, на часть некоего семейного подряда Сартанов, взятого у Западных заказчиков и соответствующих фондов (см. выше). Генезис и реальное наполнение этих фондов – вопрос отдельного внимания.
Может, пришёл черед вспомнить и посмотреть на эту деятельность, которая начата давно и продолжается несмотря на войну Запада против нас!? Запада, чьи анти-традиционные ценности исповедуют и впихивают в наших детей подобные эксперименты.
Посмотрим только открытые, общедоступные источники. Дочь нового директора проекта «Школа 800»: Анастасия Сартан, основательница компаний TrendsBrands, Grintern, Epytom (StyleHacks), MaisonMe. В 2015 году переехала в Калифорнию, Соединенные Штаты Америки, ее муж – Грег Кволек (человек известный и о нем ниже).
Здесь нужно оговориться, так как может показаться сильно некорректным такое внимание к делам семейным. Однако необходимость этого связана с притязаниями на «дела семейные» целого региона. И в перспективе – всей страны. Тем более, эти индивиды в нашу жизнь влазят самым дерзким образом, даже не уведомляя население о всех скрытых опциях своего внимания к образованию наших детей. Про получение согласия на участие в социальных экспериментах уже и не говорим!
Итак. Интерес вызывает компания А.М.Сартан «Grintern». Это платформа по удалённому трудоустройству талантливых выпускников вузов Восточной Европы в стартапы «Кремниевой долины» США. Параллельно с развитием бизнеса Сартан развивала себя в аналитической деятельности. На данный момент она является директором по продуктам Snapchat. Стартап Epytom (StyleHacks) создан на основе искусственного интеллекта. В 2021 году Анастасия Сартан начала работу на должности директора по продуктам в Snap Inc.
Теперь Грег Кволек (зять М.Н. Сартана). Самое распространённое сообщение о нем вот: «Компания Hitachi Global Storage Technologies объявила о назначении Грега Кволека (Greg Kwolek) на должность директора по работе с Россией, странами СНГ и Восточной Европы (Director Client Management Russia, CIS and Eastern Europe). Грег Кволек обладает многолетним опытом работы в сфере ИТ, говорится в сообщении Hitachi Global Storage Technologies. Его основными задачами станут развитие текущих и новых связей с партнерами, расширение клиентской базы в регионе, а также управление и развитие российского офиса, который отвечает за работу в России, странах СНГ и Восточной Европы».
Одним словом, если найти время и почитать открытые источники, то можно предположить всю глубину посадки и прочность вписывания семейства Сартан в западное сообщество, связанное с образованием (учеба и практика), информатикой, химией, искусственным интеллектом и цифровизацией. А главное, это возможная связь всех персонажей с обслуживанием системы перекачки «мозгов» из России! Здесь, у нас в России, – комплексное стимулирование лучших учеников и специалистов к переезду, а в США – налаженное обеспечение трудоустройства… трудоустройства в промышленность и IT-сферу явного противника, объявившего глобальный Крестовый поход против России и всего русского.
Хорошо, если всё это лишь мое личностное видение ситуации, а не наша действительность. Иначе страшновато жить становится.
Но продолжим логические предположения.
Интересно, как при таких параметрах А.М.Сартан может поддерживать, например, РФ в современных условиях, не говоря уже о времени после начала СВО? А как при этом выглядит известная активная поддержка своего прямого родственника, занимающегося укреплением (он же так позиционируется) системы образования народа России? Напомним, именно России – страны, объявленной официальным врагом № 1 США и совокупного запада, где поживает и зарабатывает А.М. Сартан!
Если при описанных условиях А.М. Сартан поддерживает и первое, и второе, тогда она Мата Хари и Ким Филби в одном лице. А если не поддерживает Россию, но поддерживает родственника, работающего на благо России – «врага США», то как это ей удаётся совмещать? И если это все-таки происходит на практике, то, думается, в такой схеме поддержки что-то явно лишнее … или ложное? И единственным неестественным звеном в цепочке выглядит только одна составляющая, а именно: «…занимающийся укреплением системы образования народа России»!
Только при последнем условии все пазлы оказываются на своих местах. Но тогда вопрос, а на своих ли местах оказываются должностные лица, которые должны исключать из жизни страны прозападные двусмысленные проекты? (Вариант поддержки А.М. Сартан российской СВО и одновременного осуждения отца, работающего на укрепление системы образования народа России, не берём, иначе такое утверждение заведомо становится логически противоречивым.)
Тогда не только пазлы складываются, но перед нами появляется действительно целостная личность, последовательно и преемственно идущая «политкорректным» американским путём. Путём нанесения удара по человеческому потенциалу – капиталу России через внедрение «фостерной системы устройства детей и худших образцов западных образовательных стандартов под видом школы будущего» как в Иркутске.
И, как говорится, дай Бог, чтобы все высказанные предположения оказались ошибочными, а их деятельность безрезультатной. Но, ясность по вопросам подобных «экспериментов» общественных организаций и фондов могут внести только специальные службы, российские естественно.
Уж очень вопрос существенный для безопасности страны. Мир вернули во времена большой «Холодной войны-2.0», вернули преднамеренно, последовательно и не мы. Теперь всем на планете очевидно, что «холод» этого нападения на Россию веет из под двери, уже широко и со скрипом приоткрытой в войну горячую, не гибридную, Третью мировую – ядерную.
И теперь опять у каждого своя «правда», а значит и путь разный, путь формирования иной чем у противника экономики, культуры, социальной сферы, традиций и так далее… включая систему образования. Если снова для обороны Родины нужна большая армия, то это значит, что нужна реальная всеобщая воинская обязанность и… подготовка, и… медицина, и… промышленность! А это уже иная система образования будущих специалистов. Это образование на базе советского опыта, который на практике доказал свою эффективность в таких же тяжелых, аналогичных условиях существования. Помним ли – кто и в преддверии какой войны сказал: «Кадры решают все!», и оказался прав?! («Чтобы привести технику в движение и использовать её до дна, нужны люди, овладевшие техникой, нужны кадры, способные освоить и использовать эту технику по всем правилам искусства. Техника без людей, овладевших техникой, мертва».)
Но именно эту систему воспитания и обучения будущих поколений затирает и презирает Марк Наумович. Он честен в этом и не скрывает. Разве он не идейный противник той системы образования, которая считалась лучшей в мире? Лучшей – по результатам. По результатам подвигов и достижений русских. От Победы 1945 г. до Космоса 1959 г. – по наше время.
В этих условиях невозможно просто взять и обойти, или «понять» описанную выше ситуацию со Школой-800, с учебными школьными материалами, программами и персонами, которым это хозяйство поручается. А ведь эта конкретная ситуация лишь проекция более масштабного подхода к судьбе народа. Тут битва уже давно идет, а мы все никак не увидим откуда удары прилетают, только содрогаемся недовольно и продолжаем позволять эксперименты над нашими детьми проводить, вдруг нас тогда помилуют и убивать перестанут. Не перестанут!
Здесь хочется сказать словами Твардовского, словами его героя – Василия Теркина:
И признать не премину,
Дам свою оценку.
Тут не то, что в старину, –
Стенкою на стенку.
Тут не то, что на кулак:
Поглядим, чей дюже, –
Я сказал бы даже так:
Тут гораздо хуже…
Ну, да что о том судить, –
Ясно все до точки.
Надо, братцы, немца бить,
Не давать отсрочки.
Побольше бы Василия Теркина в школах, СМИ и, особенно, в войсках – уж очень точное для современности произведение! О простом, но БОЛЬШОМ человеке – Победителе, вершите истории и спасителе мира. Кстати, образование он получал, точно не по «индивидуальным траекториям» Сартана.
Вряд ли кто не знает, какое значение для России имеют учреждения и предприятия, перечисленные в цитате Глеба Никитина, губернатора Нижегородской области, который в свою очередь отметил поставленные задачи новой школы (Школы-800 – прим.авт.), среди которых – обучение будущих лидеров IT-отрасли, инженеров, проектировщиков в цифровой среде в сотрудничество с вузами и компаниями: ННГУ, НГТУ, ННГАСУ, ГК «Росатом», Сбербанком, Группа ГАЗ, ОСК (Объединенная судостроительная корпорация)». Это те предприятия и учреждения, которые живут, пока есть специалисты. А страна живёт, пока есть продукт работы этих предприятий! И таких в Нижегородской области намного больше чем перечислено в этой цитате.
«Отобрать» специалистов у России – значит уничтожить ее экономику изнутри. «Кадры решают все!» А в чьи руки мы отдаем их воспитание?!
Альбина Васильевна Волкова, помощник депутата Законодательного Собрания Приморского края, член Экспертно-консультационного совета при Комитете Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, член Ассоциации юристов России, член Союза журналистов России