Монография, принадлежащая перу Юрия Яковца и Сухейля Фараха, русского и арабского мыслителей, погружает читателя в актуальнейшую тему причин возникновения и исчезновения цивилизаций. В контексте угроз, нависших над нашей планетой, в виде самокремации человечества в ядерной войне, в экологической катастрофе и духовно-нравственной деградации человека, двое учёных, представителей русской цивилизационной школы, раскрывают важнейшую роль диалога и партнёрства цивилизаций и государств в условиях грандиозных трансформаций на планете.
Интегральная теория цивилизаций. Авторы монографии представили читателю новую парадигму обществознания, в которой центральным звеном является цивилиография, новая отрасль научного знания, опирающаяся на единую теорию происхождения и эволюции цивилизаций. Стратегия её базируется на становлении гуманистически-ноосферной интегральной цивилизации и устойчивого многополярного мироустройства, в котором особую тревогу вызывает тенденция снижения общего уровня естественного интеллекта, и причины этой тенденции требуют глубоких фундаментальных исследований.
Интегральная теория цивилизаций заложена Питиримом Сорокиным, обосновавшим этапы становления общества на основе единства Истины (науки), Добра (этики), Красоты (высокой культуры). Человек, являющийся существом с биосоциальным генотипом, наследует эволюцию социальной взаимосвязи людей. На основе общения между людьми формируется социальный генотип. Если вспомнить случаи воспитания человеческого ребёнка животными, то мы знаем о приобретении им наследия окружающих животных. Оказавшись в мире людей, он с трудом, но приобретает речь и социальные признаки людей, за исключением чувства юмора.
Что же сегодня обретает ребёнок в семье и в окружающем мире? Он видит массовое поклонение теле- и кинозвездам, хозяевам банков, королям информатики и разработчикам информационных систем. Список можно продолжить. «Их родина – бизнес, их цивилизация – потребление. Эти люди говорят на языке доллара и английском», - пишет профессор Сухейль Фарах. Глобализация врывается в сферу национальных ценностей и нивелирует культурную самобытность. Духовное оскудение общества, - предупреждал Н.С. Арсеньев, русский религиозный философ, - ведёт к войнам и революциям, к гибели биосферы, то есть всего живого на планете, к разрушению экосистем, природным катастрофам, загрязнению окружающей среды, дефициту природных ресурсов.
Сухейль Фарах и Юрий Яковец подводят читателя к выбору: быть причастным к самоуничтожению человечества, то есть самокремации – по выражению Питирима Сорокина; к деградации Человека разумного и к его замене роботами и системами искусственного интеллекта.
Но есть третий путь – гармоничный диалог человека с природой, ноосферный способ производства с преобладанием экологического мышления и нравственности.
Многополярное мироустройство. Новое тысячелетие началось с провозглашения ООН 2001 года годом Диалога между цивилизациями, но вскоре это было забыто, так как возникло обострение противоречий между цивилизациями и начало новой холодной войны. Но с 21-го века евразийская цивилизация становится лидером по формированию многополярного мироустройства при потере прежнего доминирования цивилизаций Запада.
Россия становится эпицентром развития в области общественных наук, так у нас сформировались лидирующие школы русского циклизма, цивилизационная, интегрального макропрогнозирования и ноосферной цивилизации. Питирим Сорокин обосновал закон флуктуации тоталитаризма и свободы в период глубоких кризисов и переход от отрицательной моральной и религиозной поляризации к положительной. Русский учёный Никита Моисеев обосновал ноосферный характер будущей цивилизации на основе гармоничной коэволюции общества и природы. Юрий Яковец и ученые современной цивилизационной школы раскрыли содержание интегральной гуманистически-ноосферной мировой цивилизации при лидерстве Востока и устойчивого многополярного устройства на базе диалога и партнерства цивилизаций.
Деградация духовных ценностей цивилизации как угроза человечеству. Наряду с угрозами миру цивилизаций: термоядерной войны, энергоэкологической катастрофы, демографической угрозы, технологических вызовов, экономических кризисов, – наиболее опасная и основная причина перечисленных выше угроз планете – деградация духовных ценностей цивилизации.
Духовная сфера включает в себя науку, культуру, образование, этику, идеологию. Роль духовной жизни не сводится только к отражению и восприятию происходящих в природе и в обществе перемен. Она является главным инструментом преобразования окружающего мира в интересах человека, коллектива, общества.
На разных исторических этапах меняются лидирующие цивилизации: Древний Египет, Междуречье, Индия, Греция, Рим, Персия, Китай, Западная Европа. В 19-20 веках в борьбу за лидерство вступила российская цивилизация. Как отмечал Питирим Сорокин, с конца 20-го века творческое лидерство человечества переместилось с Запада на обширный район Тихого океана и Атлантики.
Авторы монографии отмечают такую знаменательную, но мало осознанную и в нашей стране, и за рубежом тенденцию – превращения России в один из эпицентров развертывающегося переворота в духовной жизни общества, становление интегрального социокультурного строя. Это объясняется особенностями генотипа российской цивилизации, где ведущее место занимает духовность, а также тем, что в условиях кризиса, заката индустриальной эпохи ученые и творческие личности начинают активные поиски путей выхода из сложившейся ситуации, что порождает волну научного и художественного творчества.
Академические умы, духовные авторитеты, светила культуры призваны, как говорит Сухейль Фарах, соединить усилия, чтобы посредством непрерывной серии семинаров, конференций сделать предметом внимания творцов политики и лидеров экономики мечту о встрече культур. Тот или иной ход событий зависит от усилий сынов человеческих, чтобы сохранить духовные и культурные сокровища, созданные лучшими умами человечества.
Ядро интегральной парадигмы. Авторы представили в книге 12 принципиально новых положений, смелых научных гипотез, «в совокупности образующих ядро интегральной парадигмы обществознания».
1. Человек разумный является вершиной эволюции на планете, а главным достижением её стало превращение биосферы в ноосферу – сферу разума, в становление научной мысли как планетарного явления. С моей стороны, как читателя, я бы добавила, что научная мысль принесла человечеству немало проблем, реализация многих научных изобретений привела к катастрофе на земле в виде гибели биосферы (исчезновение почв, различных видов животных и растений, загрязнение рек, морей и океанов, загрязнение воздуха), таким образом, возникла угроза, что мы предстанем перед фактом: нечему превращаться в ноосферу.
2. Раскрыта тайна происхождения человека разумного и цивилизации, определены десять функций общественного интеллекта как первого источника институтов цивилизаций, выдвинуто положение о формировании подвидов человека разумного: человек цивилизованный и кибернетический, доказана невозможность замены человеческого интеллекта искусственным. Я бы добавила ещё одну угрозу – человек, освободивший себя от ответственности, морали, нравственности, духовности.
3. Раздвинуты исторические рамки происхождения и эволюции российской цивилизации в составе пяти локальных цивилизаций: аркаимской, греко-скифской, восточнославянской, евразийской и российской цивилизации 21-го века.
4. Представлена новая периодизация истории цивилизаций за десять тысячелетий, включающая смену исторических эпох, мировых цивилизаций (сверхдолгострочных циклов и долгосрочных Кондратьевских циклов).
5. Открыт закон сжатия исторического времени и его неравномерности в разных фазах цивилизационных циклов, тенденция ускорения темпов трансформации общества в периоды кризисов.
6. Выдвинута идея трансформации и дифференциации локальных цивилизаций в 21-м веке: формирование агрессивной англосаксонской цивилизации, возвращение российской, китайской и индийской цивилизаций, дифференциация исламского мира на шесть локальных цивилизаций.
7. Раскрыта внутренняя структура глобального кризиса 21-го века как кризиса цивилизационного, отражены фазы, составляющие генотип цивилизаций, - энергоэкологические, социодемографические, технологические, экономические, социокультурные и геополитические кризисы.
8. Авторы монографии рассмотрели закон поляризации и социального партнёрства цивилизаций и государств в период кризиса.
9. Важнейшее и актуальнейшее – изложена стратегия сбережения природных ресурсов и биосферы.
10. Представлена совершенно новая концепция диалога культуры и религии, передачи культурного наследия следующим поколениям.
11. Введено понятие цивилизационных войн.
12. Разработан оптимистический сценарий будущего на основе многополярного мироустройства.
Книга «Мир цивилизаций. Есть ли будущее?» отражает богатейший опыт ведущих философов, социологов, учёных из разных стран мира, актуализируя цивилизационную русскую школу как эпицентр гуманистической направленности, обогащая стратегию культуры диалога между цивилизациями, противостоит теориям о превосходстве какого-либо одного мировоззрения. Такие книги дают нам уверенность, что человечество преодолеет все кризисы, выйдя на язык диалога и партнерства.
Лидия Владимировна Довыденко, главный редактор журнала «Берега», секретарь Союза писателей России, кандидат философских наук, почетный гражданин Балтийского городского округа