Как удивительно праздник иконы Божией Матери «Утоли моя печали» совпадает с памятью священномученика Владимира, митрополита Киевского и Галицкого и святителя Григория Богослова!
Икона «Утоли моя печали» прославилась в XVII веке после исцеления одной женщины, которая долго и безнадежно болела. Она не могла уже вставать, все тело ее было в болячках, ноги совершенно не слушались, и она была близка к смерти. Но в молитве ей явилась Божия Матерь и сказала: «Тебя должны привезти в Москву, в Замоскворечье. Там, на Пупышеве, в храме Святого Николая, есть Мой образ с надписью: "Утоли моя печали", молись пред ним и получишь исцеление». Женщину привезли в Москву, нашли этот храм. Она осмотрела все иконы, к которым ее подвозили на коляске, но той иконы нигде не было. Наконец принесли икону, которая хранилась в забвении где-то на колокольне, и когда эта женщина увидела ее, то закричала: «Она! Она!» Радостно узнавая образ, больная вскочила на ноги и с тех пор могла ходить, хвалить и славить Господа, даровавшего ей исцеление от тяжелой болезни.
Через икону Божией Матери «Утоли моя печали» было явлено множество чудес. Страждущие получали от нее утешение, исцеление и помощь, в том числе — в бедствиях, которые касались всего народа. Печаль, которая поразила безнадежно больную женщину, обратилась ей на радость, так же как обратилась на радость всему человечеству печаль Божией Матери, когда у Креста Спасителя оружие прошло Ее душу. Сегодня мы просим Божию Матерь утолить наши печали, которых с избытком хватает у всех на каждый день. И самую главную печаль — что нет у нас подлинного покаяния.
Часто жизнь разрывает нас между двумя полюсами: восторгом и страданием, славой и крестом. Наш дух бывает восхищен среди пасхального ликования в заполненном небесным пением храме, где веками возносится хвала величию Божию. И затем, почти в то же самое время, наше сердце внезапно пронзает печаль. Перед этим миром, где страдание для многих кажется бессмыслицей, перед нищетой и унижением целого народа, перед смертью, перед глумлением над человеческой личностью среди торжества греха, перед детьми, убиваемыми во чреве матери или выброшенными на улицу, или растлеваемыми, перед умирающими в страшных муках на войне. И мы не знаем, что нам делать с этим океаном человеческого горя, когда стоим перед ним в нашей внутренней потерянности.
Почти каждый проходит через эти переживания восторга и печали. Но наше призвание — войти в эту тайну, узнать, что одно ведет к другому, что страдание и сострадание встречаются. Попытка избегнуть страданий никогда не может дать радости. Спрятаться от печалей, сделать вид, что их не существует, закрыть их в памяти бесконечными картинками телевидения или воображением идеального мира, в котором им нет места, — будет самообманом. Потому не таись перед лицом страданий, говорят нам святые отцы, но найди в себе мужество войти в них, чтобы встретить там таинственное присутствие Христа воскресшего и Божией Матери.
Наш Господь сокрыт, как свидетельствует святой Иоанн Златоуст, в таинстве брата — нашего ближнего, пребывающего в страдании. И там же Божия Матерь «Утоли моя печали», Которая всегда спешит туда, где беда, вместе со Своим Божественным Сыном.
И не отворачивайся от собственных печалей, от твоей тоски, от твоего надлома, от твоего одиночества и твоей пустоты, не делай вид, что ты очень сильный. Входи в себя каждый день с молитвой, пока не найдешь в своей сокровенной глубине присутствие света во тьме. Это Господь, Который предстательством Божией Матери в Духе Святом ищет твоего спасения. Если ты сподобишься узнать эту благодать, ты исполнишься решимости идти путем святых, приносящих себя вместе с Господом за жизнь мира.
Этот путь не всегда легок. Будут искушения малодушия и гнева, будут позорные отступления и сомнения. Но постепенно, если тебе будет постоянно сопутствовать Божия Матерь, ты начнешь замечать свет, который светит во тьме, и тебе дано будет узнать, что значит напиться воды, струящейся из безводной земли всех не знающих утоления в печалях.
В утверждение этой тайны непостижимым Своим Промыслом Господь посылает Церкви в этот день священномученика Владимира, митрополита Киевского, — первомученика среди новомучеников Российских и святителя Григория Богослова. Жизнь священномученика Владимира от юности была исполнена многих скорбей. В молодости он лишился супруги, а потом и единственного ребенка, и принял монашество. Господь судил ему поприще высокого пастырского служения. Единственный из всех архиереев Русской Православной Церкви, митрополит Владимир последовательно возглавлял главные кафедры: Московскую, Петербургскую, а затем Киевскую, где и принял мученическую кончину. В это время в России была очень сложная политическая обстановка: революция, хаос в общественной и нравственной жизни народа. Хаос, в том числе, и в церковной жизни, во многом напоминающий то, что происходит сегодня в Церкви на Украине.
Остановимся только на факте самой мученической кончины митрополита Владимира, когда против него выступили люди как будто из самой Церкви: некто архиепископ Алексий, который был в тесных связях с Распутиным. Он пошел на преступную, мятежную деятельность против Митрополита, возбуждая против него недовольство среди монашествующих. В этой напряженной борьбе, превосходящей всякие человеческие силы, проходила молитвенная жизнь Митрополита — его стояние за целостность и единство Русской Православной Церкви.
Вскоре в Киеве началась кровавая гражданская война. Киево-Печерская Лавра была обстреляна пушками и захвачена большевиками. Во время обстрела священномученик Владимир служил в великой лаврской церкви свою последнюю воскресную Божественную литургию. Он служил ее так, как будто знал, что ему предстоит. Он служил так, как будто совершал уже путь приобщения ко Христу в Его Крестных страданиях, в Его Воскресении — то, что каждый раз совершается за Божественной литургией.
Забытый и брошенный своею братиею, окруженный палачами и убийцами, ни в чем не повинный, кроткий и смиренный старец митрополит Владимир спокойно шел на казнь. Он шел по дороге в ограде Лавры, осеняя себя крестным знамением в преддверии смерти, и благоговейно напевал тропарь Великой Субботы: «Благообразный Иосиф с Древа снем Пречистое Тело Твое...». Перед расстрелом, воздев руки к небу, Владыка молился вслух: «Господи, прости моя согрешения, вольныя и невольныя, и приими дух мой с миром». Потом благословил обеими руками своих убийц и сказал: «Господь вас да простит!» Этой молитвой Спасителя за убивающих Его молились первомученик архидиакон Стефан, преподобномученица великая княгиня Елисавета, и будут молиться в новых огненных испытаниях многие святые.
Эту же тайну Креста Христова и Воскресения раскрывает и жизнь святителя Григория Богослова, архиепископа Константинопольского. Согласно церковному уставу, в службе ему должны петься ирмосы «Христос раждается — славите!», потому что эти известные каждому христианину слова написаны им. Его же слова звучат и в стихире Пасхальной ночи: «Воскресения день, просветимся, людие! Пасха, Господня Пасха!»
Святитель Григорий, который действительно богослов, причастен к самым главным Христовым тайнам. Мы знаем, что только три человека во всей Церкви сподобились наименования Богослова. Каждый христианин призван быть богословом. Но только Иоанн Богослов, Григорий Богослов и Симеон Новый Богослов носят это имя. То есть их слово о Боге причастно Богу-Слову. Благодаря всепревосходящему и спасительному для всех приобщению Ему Божией Матери. Им даровано было такое приобщение Божественной мудрости, такой дар обрести ум Христов, что Церковь Духом Святым увидела и отметила их именем «Богослов». За великие скорби, которыми была исполнена вся жизнь святителя Григория Богослова, Господь даровал ему свет видения жизни, даровал слово о Боге, о Церкви и о тайне жизни каждого христианина.
В том, что касается страшных испытаний, которым подвергалась тогда Церковь, о них святой Григорий Богослов говорил: «Темно-страшно. Настоящие пастыри изгнаны, корабль церковный плывет в полной темноте и не видно никаких путеводных огней». Как похоже это на то, что происходит сегодня на земле, где принял страдания священномученик Владимир! Услышим то, что говорит святитель Григорий Богослов о подвиге мученичества: «Прославляя память священномучеников, мы не просто участвуем в этом торжестве, мы участвуем в тайне мученичества, которое явили эти святые». Эти слова можно отнести и к священномученику Владимиру Киевскому, который был первым из всех новых мучеников Российских, пострадавших за Господа, и этим страданием открывшим путь к мученичеству всей Церкви.
Как могут верные православию христиане на Украине и мы, живущие в России, участвовать в тайне мученичества, о которой говорит святитель Григорий Богослов, сегодня, когда Церковь терзаема новыми страшными испытаниями и когда каждому из нас дается скорбь и печаль? Наше участие должно заключаться именно в том, чтобы мы были способны принимать по благодати Христовой эти трудные, темные обстоятельства так, как принимали их святые. Так, как священномученик Владимир шел на смерть, как на служение Божественной литургии. Так, как узнала чудесный образ «Утоли моя печали» женщина, потерявшая способность двигаться и воскликнувшая: «Это Она!» — узнавая присутствие Божией Матери среди всех своих болезней и скорбей. Так, как сам святой Григорий Богослов сподоблялся от Господа дара — среди своих собственных страданий и скорбей быть причастником Пасхи Христовой.
Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России
12. Ответ на 11, Владимир С.М.:
Жаль, что я не встречал на РНЛ подобных тем, наверное, я бы поучаствовал в обсуждении. Вопрос наиважнейший для нашего спасения.
Хотя само 80-е правило и говорит о посещении службы, но в те времена участие в литургии для верных христиан автоматически означало причащение.
Именно об этом и пишут отцы - толкователи канонов.
Впрочем, не хочу быть неверно понятым. Я не призываю непременно причащаться не реже, чем раз в три недели.
Здесь нужно обратить внимание на слова «не имея препятствий». К сожалению, подавляющее большинство нынешних христиан, посещающих храмы, эти препятствия имеют (см. п. 10, 9). Поэтому лучше бы для них пока было бы вообще не причащаться, до их устранения.
11. Ответ на 8, Виктор :
• не имея препятствий, причащались реже, чем раз в три недели (Дух Святой отлучает таких от Церкви — так гласит 80-е правило Шестого Вселенского Собора);
Не буду цитировать 80-е правило, в интернете всё есть. В нём речь идёт не о причастии, а о посещении службы. Этот вопрос достаточно много обсуждался, в частности и на РНЛ были аргументированные статьи на тему т.н. "сверхчастого причащения" и вокруг этого.
10. Продолжение. Часть 5.
Каковы же условия того, чтобы благодать Святого Духа могла бы посещать наши сердца, а со временем, может быть, и поселиться в каком-нибудь из них?
Их пять.
Первое условие – мы должны иметь точные понятия о своей Православной вере.
Второе – у нас не должно быть ложных понятий о Вере, ересей и суеверий.
Третье – мы не должны иметь нераскаянных и непрекращенных смертных грехов.
Четвертое – мы должны вести честную и правильную борьбу со своими грехами и страстями.
Пятое – мы должны быть крещены в лоне Православной Церкви.
9. Часть 6 (окончание).
Мне приходилось общаться с некоторыми людьми (в том числе и на форуме РНЛ), которые очень уверенно рассуждали о Православной вере, о таинствах и др., и в то же время в ходе общения с ними я видел, что они имеют в себе такие ложные понятия о Вере, которые либо создают очень серьезные препятствия для доступа к ним благодати, а скорее всего, и вовсе лишают их такой возможности.
Если же такие люди захотели бы проверить себя на предмет своих грехов и страстей, то у них могло бы обнаружиться множество грехов, и даже смертных, которые они не считают грехами, не каются в них и не ведут с ними борьбы.
Но в том-то и беда таких людей, что они не могут заставить себя этого сделать, так как убеждены в том, что все, что нужно, они знают и не нуждаются ни в чьих советах и подсказках. Они убеждены в своей праведности так, как был убежден в этом фарисей из евангельской притчи.
Если такие люди дерзают причащаться Святых Тайн, то оно обернется им в осуждение. И если Господь еще не до конца отвернулся от них из-за их гордости и нежелания исправляться, но еще видит возможность их обращения, то у таких людей обязательно в жизни будут случаться разные беды, неприятности, неловкие и постыдные ситуации и происшествия, травмы, болезни, укусы животных, аварии, различные конфликты с ближними, и т.п. Происшествия также могут быть связаны с их детьми, женами или мужьями. Этими бедами, происшествиями и искушениями, которые случаются, как правило, после причастия, Бог обличает их неисправность и призывает к покаянию.
Другой признак причастия в осуждение – когда после причастия у человека обостряются какие-либо страсти и он не может управлять собою. Например, появляется непреодолимое желание много есть или пить, спать, разговаривать, болтать по телефону или сидеть в интернете, ходить по магазинам и рынкам, шутить, веселиться и развлекаться, гневаться и раздражаться, учить и наставлять, и т.п.
Но люди, как правило, не понимают этих обличений Божиих и продолжают находиться в своем самообольщении и погибели, при этом считая себя православно верующими христианами.
Увы, велика слепота наша. Страшное дело – падение человека, его состояние самообольщения.
8. Продолжение. Смертные грехи - ч.4.
ПО СТРАСТИ ГОРДОСТИ
• Сомневались в бытии Бога;
• отрицали бытие Бога;
• хулили Бога (оскорбляли, презирали);
• отрекались от Бога;
• переходили в другую веру;
• уходили в раскол, в секту;
• распространяли ложное учение (ересь);
• упрямо стояли в заблуждении, спорили, противоречили вероучению Православной Церкви в догматах и канонах;
• не признавали грехи грехами (особенно смертные) в соответствии с Евангелием, некоторые из грехов не считали таковыми, не оценивали свои поступки, слова, мысли, чувства с точки зрения заповедей Божиих, борьбу с грехами не вели, не каялись в грехах, говорили: «А какие у меня грехи? Никого не убивал», и т.д.;
• устанавливали собственные заповеди и правила жизни, противоположные Евангелию, и руководствовались ими;
• не признавали Бога Творцом, а себя и весь мир — творением;
• утверждали, что все религии равны и ведут к одному Богу;
• считали, что в Церковь ходить не обязательно, а достаточно просто верить;
• считали, что для спасения достаточно только верить, а как верить — не важно;
• произвольно понимали Священное Писание, не читали толкований;
• отвергали многовековый опыт Церкви, искали свою дорогу к Богу;
• требовали от священника прощения грехов без покаяния, без изменения жизни;
• считали, что достаточно только назвать грех на Исповеди, не исправляя его, и он автоматически простится;
• обвиняли Бога в собственных грехах, оправдывая совершенные грехи словами: «Видно, так Богу было угодно, коль я согрешил»;
• дерзали причащаться без правильной веры, без покаяния, с нераскаянными смертными грехами, без борьбы со страстями (такое причащение оборачивается в осуждение и в смерть вечную);
• дерзали причащаться, находясь на епитимии;
• не имея препятствий, причащались реже, чем раз в три недели (Дух Святой отлучает таких от Церкви — так гласит 80-е правило Шестого Вселенского Собора);
• колдовали, ворожили, гадали, «лечили» заговорами, кодировали, вызывали духов, контактировали с НЛО, пытались «воскресить» умершего, входили в «общение» с умершими, занимались экстрасенсорикой, медитацией, аутотренингом, — тем самым входили в общение с демонами;
• обращались к колдунам, магам, чародеям, «целителям», «бабкам», экстрасенсам, «ясновидящим» и пр., тем самым пользовались услугами демонов;
• верили во всевозможные приметы и суеверия, доверяли снам, строили жизнь по сонникам и гороскопам;
• льстили себе, что чисты от грехов, святы, достойны Божественных Откровений и впечатлений, что достойны общения с ангелами, видения ангелов, святых, Господа, Пресвятой Богородицы;
• искушали Господа, говоря: «Если Ты есть, то исполни то, что я прошу, а если не исполнишь, то Тебя нет»;
• попытка самоубийства (самоубийство — единственный грех, который не может быть прощён Богом по причине невозможности покаяния согрешившего, потому что после смерти покаяние уже не действует. Этот грех утягивает душу на самое дно ада).
7. Продолжение. Смертные грехи - ч.3.
ПО СТРАСТИ ПЕЧАЛИ
• Отчаивались в трудных ситуациях;
• рассуждали о бессмысленности жизни, о том, что «я никому не нужен»;
• не желали жить, если с ближним случится беда или смерть;
• допускали мысли о самоубийстве при обстоятельствах, кажущихся безвыходными;
• отрекались от спасительного креста — бежали от попущенных Богом трудных жизненных обстоятельств, что является отречением от Божией воли спасительной и исполнением своей воли — гибельной.
ПО СТРАСТИ УНЫНИЯ
• Имели произвольное понятие о Боге, о Церкви, о спасении — не хотели познать Истину, спокойно жили в заблуждениях;
• не изучали основы Православной веры;
• думали только о земном, житейском, бытовом — о Боге и вечной участи не помышляли;
• имели некоторые теоретические понятия о вере, а в жизни их не применяли, не искали живой веры («вера без дел мертва»);
• не изучали правила христианской жизни — заповеди Христовы, и не исполняли их;
• приступали к таинствам церковным холодно и безразлично, не имея страха Божия;
• целью своей жизни считали достижение земных радостей;
• употребляли наркотические средства и прочие способы одурманивания сознания.
ПО СТРАСТИ ТЩЕСЛАВИЯ
• Рисковали жизнью, чтобы прославиться среди людей;
• отрекались от веры, чтобы не потерять авторитет в обществе;
• одобряли смертные грехи, чтобы сохранить уважение к себе со стороны безбожников;
• согрешали смертно, чтобы не быть «белой вороной»;
• приступали к церковным таинствам напоказ (например, венчались, потому что это теперь модно);
• стыдились отстаивать истину (догматы, каноны, заповеди, если кто-то грубо их попирал);
• стыдились исповедовать свои грехи (особенно срамные), чтобы не потерять авторитет и уважение в глазах священника, утаивали грехи.
6. Продолжение. Смертные грехи - ч.2.
ПО СТРАСТИ ГНЕВА
• Совершили умышленное убийство человека;
• неумышленное убийство человека;
• имели ненависть (ярость, вражду) к соседям, сослуживцам, начальникам, детям, родителям и пр. (ненавидящий ближнего есть человекоубийца);
• избивали, наносили увечья и проявляли иное жестокое, бесчеловечное отношение к людям;
• совершали аборт (убийство ребенка в утробе матери) — этот грех ложится на мать, решившуюся на такое злодеяние, на отца, пожелавшего или промолчавшего, на врача (или на знахарку) и вспомогательный персонал, исполнивших убийство;
• применяли абортивные противозачаточные средства (спираль, гормональные таблетки, гормональная система «Мирена» и пр.), в части случаев вызывающие убийство живого человека, т.е. оплодотворённой клетки, уже имеющей душу (отличие от рожденного человека только в том, что тело еще не развито);
• допустили выкидыш по своей вине: от физической перегрузки, греховной жизни, сильной печали и отчаяния, нехранения здоровья, вступления в телесные отношения во время беременности;
• спровоцировали выкидыш, применяя специальные средства
• советовали делать аборт, давали деньги на это злодеяние, становясь соучастником убийства невинного ребёнка;
• «лечили» детей у «бабок», экстрасенсов, кодунов и т.д. — тем самым предавали их в лапы бесам;
• своим неправильным поведением довели человека до самоубийства или до запоя, вследствие которого наступила смерть, став соучастниками смертного греха;
• не прощали обидчиков, держали в сердце злобу, примирялись только на словах, лишая себя возможности получить прощение своих грехов: «Если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам прегрешений ваших» (Мф. 6, 15);
• имели злоречивый характер, который проявляется в следующих часто повторяемых грехах: ругались, оскорбляли, проклинали, наговаривали, угрожали, желали зла, запугивали, распускали слухи, выдумывали сплетни и клевету на людей, писали ложные доносы и жалобы, устраивали «разборки», злословили;
• допускали предательство, повлекшее гибель людей;
• принуждали кодироваться;
• жестоко мстили с тяжкими последствиями;
• угрожали человеку убийством;
• проклинали своих личных врагов, а иногда даже родителей (посылая их в руки нечистой силы или в другой форме, при этом в смысл произносимых слов не вдумывались и даже не понимали, что это и есть проклятие);
• проклинали своих детей (проклятие отцовское разрушает дом, проклятие материнское низводит с земли);
• желали беды, смерти, несчастья, болезни своим обидчикам;
• не помогали умирающему от голода, тонущему, тяжелобольному, просящему о помощи, погибающему; не защищали обижаемого, убиваемого (убежали, крепче закрыли двери, заткнули уши);
• бросали своих детей: отдавали их в интернаты и детские дома.
5. Продолжение. Смертные грехи - ч.1.
Если мы прекратим совершать эти грехи, может быть, Господь ещё помилует Россию
ПО СТРАСТИ ЧРЕВОУГОДИЯ
• Напивались до беспамятства;
• употребляли спиртное до сильного опьянения в течение нескольких дней (запой);
• подвергали себя отравлению алкоголем от избыточного употребления (до рвоты и других осложнений здоровья);
• употребляли в пищу кровь животных (запрещено правилом 67-м Шестого Вселенского Собора) и удавленину;
• обращались за оздоровлением к экстрасенсам, колдунам, гипнотизерам, «бабкам», «народным целителям», сектантам, знахарям и пр.;
• применяли для оздоровления заговоры;
• обращались за оздоровлением к природе, звездам, земле, воде, огню и пр.;
• кодировались от ожирения, курения, пьянства и прочее.
ПО СТРАСТИ БЛУДА
• Имели плотскую связь до заключения брака (не сохраняли девства, любодеяние);
• допускали зачатие детей до заключения брака;
• изменяли второй половине — супружеская измена (прелюбодеяние);
• разрушали венчаный брак;
• зачинали детей от внесемейной плотской связи;
• вступали в четвертый брак (второй и третий браки требуют епитимии);
• вступали в плотскую связь с бывшим супругом(-ой) после расторжения брака (любодеяние);
• имели однополые плотские связи; вступали в однополый «брак»;
• согрешали рукоблудием;
• согрешали блудом противоестественным (анальным, оральным, с животными, между однополыми, между близкими родственниками, с несколькими одновременно);
• соединялись в семью с близкими родственниками (кровосмешение);
• блудной связью разрушали чужую семью, вследствие чего дети становились сиротами;
• разбивали чужую семью, желая устроить свою личную жизнь;
• блудной связью довели кого-либо до отчаяния, до нежелания жить, до самоубийства;
• развращали, втягивали в блуд несовершеннолетних, девственника(-цу);
• занимались сводничеством (содействовали в знакомстве людей, ищущих блудных отношений);
• вступали в телесные отношения во время беременности.
ПО СТРАСТИ СРЕБРОЛЮБИЯ
• Допускали святотатство (похищали или присваивали себе церковную собственность);
• похищали у людей иконы, священные книги и другие святыни;
• обделяли стариков, немощных, калек, убогих, больных, заключённых, сирот — этот грех напрямую вопиет к Богу об отмщении за обиженных;
• совершали разбой (грабёж) с целью наживы;
• допускали мародёрство — ограбление жителей неприятельской территории или убитых и раненых (во время войны);
• хитростью и обманом выигрывали в азартных играх деньги у простаков и неопытных;
• играли в казино, игровые автоматы, доходя в азарте до помрачения ума, растрачивая впустую деньги;
• организовывали залы и клубы для игр на деньги;
• в бизнесе обманывали и «подставляли» других, наживая себе прибыль нечестно;
• зарабатывали на болезнях и несчастьях людей, давая ложные обещания исцеления, облегчения трудной участи;
• подвергали риску своё здоровье и даже жизнь ради денег.
4. Часть 4.
А если у нас иногда и создается впечатление, что какие-то грехи отступают от нас в результате нашей «борьбы» с ними, то это может оказаться лишь уловкой злых духов, которые просто прекращают заставлять нас их совершать, видя, что мы пытаемся вести с ними борьбу. Для бесов нет никакой разницы, какими грехами мы будем грешить, и им бывает выгоднее уступить нам в тех видах грехов, которые мы в себе видим и пытаемся с ними бороться, чтобы заставить нас вместо них совершать другие грехи, которые мы не видим и не считаем грехами. При нашем полном неведении православной аскетики и невидении своих грехов и страстей злым духам совершенно без разницы, какими грехами нас губить. Наоборот, им очень выгодно, чтобы мы наивно думали, что смогли «побороть» в себе какие-то грубые грехи, чтобы мы тешили себя мыслью, что спасаемся, тем самым находясь в самообольщении и самомнении.
А настоящих своих грехов мы не осознаем и в огромных количествах совершаем без покаяния в них. Нас никто не научил тому, какие свои дела, слова, мысли и чувства мы должны признавать грехами.
Особенную тяжесть на весах правосудия Божия имеют грехи смертные. Тяжесть смертных грехов так велика, что даже один нераскаянный и непрекращенный грех неизбежно влечет для человека посмертную вечную муку.
Причащение с нераскаянным и непрекращенным смертным грехом неизбежно обернется человеку в осуждение и смерть вечную.
Покаяние в смертном грехе только тогда признается истинным, когда смертный грех будет полностью прекращен. Для прощения большинства смертных грехов требуется многолетняя епитимья.
Вот почему нам так важно знать о смертных грехах, их тяжести и их последствиях.
Но мы даже не задумываемся о том, что многие наши дела, которые мы совершаем сейчас или совершали раньше, могут являться смертными грехами.
Итак, если мы действительно хотим когда-нибудь сделаться причастниками благодати Святого Духа, то прежде всего нужно проверить, нет ли у нас нераскаянных и непрекращенных смертных грехов.
В следующих комментариях напишу примерный перечень смертных грехов.
3. Часть 3.
Но мы не осознаем этого своего внутреннего состояния закрытости для действия благодати, и думаем подчас о ней как (прости, Господи), например, о молоке, которое каждый может себе надоить, подойдя к корове. Или как о чашке кофе, которую всякий может себе налить, подойдя к автомату и опустив туда монету.
Но нет, существуют духовные законы, по которым благодать может воздействовать на человека, и которые мы должны знать, если хотим быть причастниками этой благодати в деле нашего спасения. Эти духовные законы со всей подробностью и удовлетворительностью описаны в творениях святых отцов Церкви.
Но для того, чтобы эти законы стали нам понятны, нужно очень много потрудиться в деле изучения святоотеческих творений. И даже если мы будем очень стараться и использовать каждую представившуюся свободную минуту для чтения святых отцов, на это все равно могут уйти долгие годы, учитывая умножившиеся соблазны современного мира и нашу житейскую загруженность и закрученность, а также то, что в наше время очень трудно, а фактически невозможно встретить такого пастыря, который бы наставил нас на путь спасения. Но об этом нас и предупреждают святые отцы – в последние времена все, кто желает спастись, по причине конечного оскудения духоносных наставников должны руководствоваться в деле своего спасения исключительно Священным Писанием (преимущественно Новым Заветом) и творениями святых отцов Церкви.
Но мы об этом не знаем (а откуда нам знать, если святых отцов не читаем?), а поэтому и не прилагаем усилий к изучению их творений.
Так как же тогда мы думаем спастись?
Продолжу в следующих комментариях.