16 января в информационном центре ТАСС в Москве прошла пресс-конференция, посвященная XXХI Международным Рождественским образовательным чтениям. «Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека» – так звучит тема Чтений в этом году, сообщает сайт Чтений.
На вопросы журналистов отвечали:
• председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации, глава оргкомитета чтений митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений;
• заместитель председателя Государственной думы Петр Толстой;
• заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе.
Предстоящие XXХI Международные Рождественские образовательные чтения, объединенные в этом году темой «Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека», послужат формированию «русской идеи» - национальной идеи, которую Россия должна представить в качестве конструктивной альтернативы противостоящему ей западному миру. Такое мнение высказал в понедельник председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации РПЦ, глава оргкомитета чтений митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений, сообщает ТАСС.
«Сегодня противостояние Русского мира и мира, который идет под иными знаменами, совершенно очевидно, и для нас очень важно понимать, какие идеи, какие смыслы мы отстаиваем и защищаем и какие смыслы мы должны вкладывать в умы, в сердца наших сограждан, особенно нашей молодежи», - сказал митрополит Евгений на пресс-конференции.
Он выразил надежду, что многочисленные дискуссии, встречи и круглые столы на Рождественских чтениях будут способствовать в том числе «формированию той самой "русской идеи", чтобы дискуссия не ограничивалась разговорами о том, «что и как плохо там, на Западе, сколько там неправильного, но чтобы мы четко сформулировали, сказали, а какова наша идея и какое послание мы можем дать всему современному миру, опираясь на то богатство, которое у нас есть».
Митрополит Евгений рассказал об особенностях Чтений, что в этом году к названию форума вернулось слово «Рождественские». Владыка объяснил: в связи с пандемией два года Чтения переносились на май и были «Международными образовательными…».
Второй особенностью митрополит назвал открытие нового направления – «Православная биоэтика». Возглавил его епископ Петергофский Силуан, руководитель Синодальной комиссии по биоэтике.
Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации отметил, что Международному форуму предшествовала многогранная работы. Она началась полгода назад. С сентября 2022 года во всех регионах России прошли образовательные Чтения. Региональные Рождественские чтения завершаются торжественными и рабочими мероприятиями в Москве. В рамках форума с 24 по 28 января запланировано проведение порядка 150 мероприятий на 30 площадках, встреч, круглых столов в 18 направлениях. Предполагается, что в их работе примут участие десятки тысяч людей.
Во время пресс-конференции митрополит Евгений также ответил на вопрос журналиста о духовном выборе человека:
«Вопрос многонациональностей и многоконфессиональностей нашей страны нашел свое отражение в форуме международных Рождественских чтений. На многих площадках у нас принимают участие представители традиционных для России конфессий. Находим общие точки, определяем, какие ценности должны защищать и сохранять…
Что касается духовного выбора, который необходимо делать… Выбор – это интересное, это не что-то искусственное, это какая-то формула, как то формула всемирного тяготения, которую школьник применяет тогда, когда ему попадает на стол задача, связанная с этим законом. Выбор – это то, что человек ежедневно делает, начиная от момента, как он просыпается – проснуться-не проснуться-встать-не встать, ответственно в течение дня отнестись к предстоящему дню, встречам, задачам или безответственно. И это очень серьезные вопросы.
И мы говорим о том, что, во-первых, человек, христианин, должен знать, универсальные подходы, как сделать правильный выбор. Эти универсальные подходы открыты воплотившимся 2000 лет назад Богом в Евангелие. Наша задача, чтобы эти подходы были известны нашим соотечественникам, нашим современникам. И чтобы был определенный опыт, как ими пользоваться, как их применять.
Мы об этом говорим и на площадках Рождественских чтений, и именно эти подходы у нас нашли свое отражение в учебниках, в том числе по основам православной культуре…
Поступай с другим человеком так, как ты хочешь, чтобы он поступал с тобой. Вот такая универсальная формула. Она поможет человеку любого вероисповедания, любой культуры и возраста в конкретной ситуации сделать конкретное правильное решение.
Есть еще много ключевых формул, ключевых принципов, которые человек должен знать. Чтобы суметь сориентироваться в семейных отношениях, в государственном служении, в военной службе, в том числе и в военное время».
Заместитель главы Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе высказал мнение, что ежегодные Рождественские образовательные чтения способствуют «формированию идентичности» и повышению самосознания российского общества.
«Мы очень часто говорим о том, что нужно вырабатывать ту или иную национальную идею, как-то ее научно и философски обосновывать, имплементировать в жизни, и, на мой взгляд, именно Рождественские чтения стали такой живой формой утверждения именно нашей национальной идентичности, нашей национальной идеи. <...> Потому что ответы на вопрос, кто мы, в чем цель нашего служения, нашей жизни, наших дел, возможны только в опоре на наши традиционные ценности, которые передаются посредством образования», - сказал Кипшидзе на пресс-конференции.
Председатель Патриаршего совета по культуре митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов) ранее отмечал, что России нужна государственная идеология, однако эта идеология, по его мнению, должна сама естественно появиться в народе. Он высказал мнение, что «идеологию из пальца не высосешь и в кабинетах не напишешь».
Международные Рождественские чтения (РЧ) – главный церковно-общественный форум в сфере образования, культуры, социального служения и духовно-нравственного просвещения. В этом году основной, заключительный этап Чтений пройдет в Москве с 24 по 28 января.
По словам митрополита Евгения, 25 января в 16.00 в Государственном Кремлевском дворце состоится пленарное заседание форума под председательством Патриарха Кирилла, а утром в этот день предстоятель Русской Православной Церкви совершит литургию в храме Христа Спасителя, которой торжественно откроется форум. При этом какие-то конференции пройдут уже 24 января.
26 января Патриарх Кирилл выступит в Госдуме на Рождественских парламентских встречах. Об этом сообщил вице-спикер палаты Петр Толстой. «Во время пленарного заседания выступит Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, председатель Госдумы, руководители думских фракций, зампред Совета Федерации. Эта традиционная форма парламентского диалога, которая у нас происходит», – сказал Толстой на пресс-конференции.
Всего, по информации организаторов, пройдет не менее 150 мероприятий РЧ в Москве, различные круглые столы и дискуссионные площадки будут организованы по 18 направлениям.
В рамках чтений в Госдуме пройдут круглые столы и выставки по темам: «Церковь, государство, армия: историческая традиция и современные аспекты соработничества», «Перспективы развития образования в русле традиционных духовно-нравственных ценностей», «Пути совершенствования мер, направленных на народосбережение и стимулирование рождаемости». Пройдут также две выставки «Красота Божьего мира» и «Дети Донбасса».
Вице-спикер Госдумы Петр Толстой предлагает вернуться в русло традиционного русского образования, отказавшись от «конструкций, навязанных западной системой». «Нам нужно сделать все, чтобы вернуть образование в России в русло традиционного русского образования. Оно какое-то время было советским, тем не менее, эта традиция, она очень важна. Все попытки из этой традиции выскочить в какие-то, на мой взгляд, заумные, бредовые конструкции, которые были навязаны западной системой образования, которые не работают, например Болонская система, тестовая система аттестации для окончания школы и так далее», – сказал он. Толстой отметил, что эти попытки не принесли никакого результата, кроме «деградации образования».