3 января 2023 года, в день памяти святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском соборе Московского Кремля. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом, сообщает Патриархия.ру.
«Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры!
Всех вас сердечно поздравляю с сегодняшним праздником — с днем памяти святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси.
Мы начинаем астрономический год именно с богослужения в Успенском соборе Кремля, и в каком-то смысле это символично, потому что Успенский собор — кафедральный собор всея Руси. И мы вспоминаем святителя Петра, который также был святителем всея Руси, и потому сегодня молитвы наши особенно о единстве Церкви всея Руси.
На протяжении минувших столетий, если отсчитывать от времени святительства Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, как много было попыток со стороны сил, враждебных и Церкви нашей, и Святой Руси, разделить Церковь, расколоть ее, противопоставить одну часть Церкви другой, с тем чтобы содействовать замыслам политических сил, которые находились вне Руси! Русь пугала своей силой, своими размерами и, не побоюсь сказать, своей духовной самобытностью, своей духовной свободой. Практически не было центров, которые могли бы управлять Русью, — ни политических, ни духовных. И, при всем уважении к Патриарху Константинопольскому, к Церкви-Матери, которое хранилось бережно в Русской Православной Церкви, прямой зависимости и подчинения не было уже потому, что невозможно было покрывать огромные расстояния от Византии до Москвы, до этого Боровицкого холма, чтобы управлять Церковью Руси. Но отдаленность Москвы от Византии не означала разрыва с духовной традицией Восточной Церкви. Напротив, духовность Византии, ее богатейшее наследие, святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст и прочие святые отцы, просиявшие в Церкви Византийской, были приняты и душой, и сердцем, и мыслями народом нашим и Церковью нашей, и первыми чтениями для нашего народа были чтения из их творений. На их словах, на их мудрости воспитывалось и наше духовенство, и верующий народ. И эта духовная связь с Византией продолжалась долгое время ничем не помраченной, пока не наступили трудные времена для Византии, попавшей под инорелигиозное влияние и даже владычество, и пока многие другие силы не стали работали на то, чтобы разделить единое тело Православной Церкви», — подчеркнул Святейший Патриарх Кирилл.
«И сегодня, как вы знаете, непросто складываются наши отношения с Константинополем. Не потому, что Русская Церковь этого хочет, но потому что она желает и стремится быть свободной от всяких инородных влияний, каким бы образом они ни распространялись на наш народ и нашу Церковь. И потому некая отстраненность, которая сегодня имеет место, порождена не богословскими расхождениями, а некой нашей осторожностью, с тем чтобы иные влияния, действительно опасные для Русской Православной Церкви, не присутствовали в нашей жизни. Но верим, что Господь приклонит Свою милость и восстановится полное общение всех Поместных Православных Церквей. Потому что этого разделения и жаждут силы, враждебные Православию, и много усилий и разного рода стратегий было направлено на то, чтобы оторвать православный Восток от России, от Русской Церкви! Говорю это не понаслышке и не по догадкам — говорю на основании тех документов, которые были в моих руках. Это был сознательный замысел — используя различные, весьма незначительные, впрочем, разногласия, сделать так, чтобы пролегла пропасть между Россией и наследниками Византии.
И сегодня, вспоминая святителя Петра, мы ему молимся, чтобы нестроения в Церкви Православной как можно быстрее минули всех нас. Чтобы те, кто помрачен умом и кто сейчас стремится быть как можно дальше от России и от Русской Церкви, осознали, что это пагубно для единства всего Православия. Мы же со своей стороны будем делать все для того, чтобы воссоединились Божии Церкви, чтобы было преодолено разномыслие и чтобы никакие внешние политические влияния, даже самые могущественные, были способны отделить Святую Русь от православных Востока, так чтобы возник новый раскол, подобный тому, который разделил Церкви Востока и Запада», — отметил Предстоятель Русской Православной Церкви.
«Поэтому сегодня наша молитва святителю Петру — о соединении Святых Божиих Церквей, о единомыслии среди всех Поместных Православных Церквей. Но, конечно, особая наша молитва — о Церкви Русской, о том, чтобы Господь хранил нашу Церковь от внутренних разделений и расколов, хранил наш епископат и духовенство в единомыслии, в осознании той огромной роли и того огромного значения, которое сегодня имеет Русская Православная Церковь для сохранения Православия во всем мире. Осознавая эту ответственность с полным смирением, мы не стремимся ни к какому первенству, в чем нас иногда упрекают люди, стремящиеся расширить расстояние между Церковью Русской и иными Церквами. Ни к какому первенству мы не стремимся, со смирением занимаем пятое место, которое было определено. Но никакие места в Православной Церкви не являются лучшими или худшими, более значимыми или менее значимыми, но вся Церковь Православная в совокупности несет в себе такую благодать, которая способна сохранять истину непогрешимой. И потому, несмотря на нестроения, которые постигли сегодня Церковь Православную и которые являются результатом политического влияния на определенные Православные Церкви, не убоимся сегодня об этом сказать. Будем молиться и делать все для того, чтобы восстановилось полное общение среди Поместных Православных Церквей, чтобы вновь явились единомыслие и возможность совместно совершать богослужения.
Молясь святителю Петру, который ведь тоже жил, как я уже сказал, в трудное время, будем просить его ходатайства пред Господом, чтобы по молитвам святителя укрепилось единство Церкви Руской, чтобы на нашей земле не возникали никакие расколы и разделения, чтобы те, кто отделился, были способны воссоединиться без того, чтобы было помрачено догматическое или богословское сознание народа Божиего, духовенства и епископата.
Будем молиться святителю Петру и о граде Москве, чтобы молитвы святителя достигли престола Божия и град наш сохранялся в мире и духовной силе, чтобы правители наши сохраняли мудрость и веру православную, чтобы народ наш, объединенный вокруг града Москвы, сохранял единство не только политическое, — потому что политические схемы приходят и уходят, — а то духовное единство, которое связывает всех нас с Кремлем и этим Успенским собором, кафедральным собором всея Руси. И да будет так! Будем об этом просить Господа и святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца, и его молитвами да приклонит Господь милость Свою к Отечеству нашему, народу нашему и Церкви нашей. Аминь», — завершил Святейший Патриарх Кирилл.
4. Это был сознательный замысел
3. Ув. А П! Спасибо...
И пока благословения-призыва на осуществление-участияе в такой временной молитвенной системе церковной полноты нету — всё бессмысленно... Колокольный звон сейчас создаст лишь видимость действия... В моем телеке/планшете он есть, каждые 3 ч вместе с напоминающей молитовкой появляется... Иногда меняю...
Но я один... А если все вместе, хоть раз в день...
Когда определённые наработки в этом направлении появятся, тогда и о Звонах как о напоминании-призыве к единой общенародной молитве можно подумать... Но раз нет призыва к молитвенному единству России в конкретное время в бытовых условиях...
Решения нет, что тут скажешь..?
Жили без молитвенного всероссийского организованного систематического единства — проживём и дальше... Раз никому не надо... Вы же видете громогласное молчание священства... Ниневия...
Мы даже на Рождество Христово не призваны к молитвенному единству единой краткой молитвой /и/ в быту! Хоть бы на Рождество ВСЕ ВМЕСТЕ...
Похоже, у нас никогда не будет ~ одновременного молитвенного единства всех верующих друг с другом и с Богом...
А значит такая и будет приходить помощь... По такой молитве...
Ещё раз — благодарю...
2. Ответ на 1, Santa:
1.
И бытовую, реальную часть Церкви, в которой большинство (десятки миллионов) верующих людей проводят большую часть своей жизни... И здесь все давно решено — "непрестанно молитесь про себя когда и где угодно Иисусовой молитвой". Сама мысль правильная... Неразрывность молитвенного процесса... А вот насчёт контроля, управления и учёта её реализации — большой вопрос..? Кто, когда, как... молится — поди разбери..? Тут такого намолить можно... Или... не намолить... Хаотичность молитвы...
Поэтому не понятно, почему отсутствуют даже попытки включить хоть какую-то систематизацию и организацию в молитвнный процесс В БЫТУ? Например, предложить православным ежедневно, в любом месте, в 9-12-15-18-21 ч мысленно обращаешься к Господу какой-нибудь кратенькой секундной посильной и понятной евангельской ВЗАИМОМОЛИТОВКОЙ ДРУГ ЗА ДРУГА: ~ "Вспомним о присутствии Божием: - ГОСПОДИ, СПАСИ НАС, грешных, ПОГИБАЕМ". Больше не потянем, тем более в быту...
Что, простите, плохого в том, чтобы попытаться не формально, практически реализовать в жизни Принцип МОЛИТВЕННОГО ЕДИНСТВА ХРИСТИАН хотя бы несколько раз в день? Ведь бывает за год о Боге сознательно ни разу не вспомнишь... А то и... Мы же обычные, грешные, слабые люди...
А фронт?! Там молитвы...
"Просите, и дано...". Как не молимся, так и жививем...
*
Формально-механические ТВ-богослужения, проповеди и морали находятся на грани между храмовым и келейным служением... Степень их полезности — начальству виднее... Ну, нет в них жизни... В духовном плане — это ПУСТОТА... Возможно, пока...
Хотя изредка какая-то более-менее интересная и полезная информация поскользнет... Но это редкость...
С НАСТУПАЮЩИМ РОЖДЕСТВОМ ХРИСТОВЫМ!
Может, с этого праздника и попытаться возродить ежедневную общецерковную единую молитву друг за друга в Боге В БЫТОВЫХ УСЛОВИЯХ?
Нет? Так нет... "ПЛОДЫ" точно покажут... Как показывают веками...