Но в мире есть иные области,
Луной мучительной томимы.
Для высшей силы, высшей доблести
Они навек недостижимы.
Николай Гумилёв.
«Для высшей доблести»…. Действительно, есть вещи, которые порой обычному человеку осмыслить сложно. Но необъяснимого нет, а иначе зачем писать книги. Область искусства, и тем более люди, бескорыстно посвящающие себя творчеству, мастера и знатоки поэзии, прозы, музыки, живописи, театра – всё это, соединяясь и образуя одно единое целое, стало посылом неожиданных впечатлений о новой книге писателя, журналиста Лидии Довыденко «Дарить России». Центральный персонаж литературно-публицистического повествования автора – князь Никита Дмитриевич Лобанов-Ростовский – настоящий ценитель культуры, который по зову собственной души на протяжении 55-ти лет сформировал уникальное собрание театрально-декорационного искусства России, не имеющего аналогов в мире. Личность одарённая и многогранная: известный общественный деятель, меценат, коллекционер, геолог, а самое ценное – подлинный патриот России.
Вместе с тем привлекает и момент личного знакомства автора со своим героем. Лидия Владимировна выступает здесь как талантливый интервьюер. Сложно переоценить влияние личности Никиты Дмитриевича Лобанова-Ростовского и на её собственное внутреннее формирование, на её духовную и философскую эволюцию. Этот столь «высокий стиль дружбы», почитаемый ею за честь, изначально предполагал: письма и ответы, творческие встречи, культурные мероприятия. К тому же дипломатические способности князя помогали разрешать те или иные вопросы, не вступая в противоречивое столкновение различных политических взглядов и мнений, что было и остаётся для неё как главного редактора литературного журнала «Берега» крайне необходимо и важно. По своей природе Никита Лобанов-Ростовский – неутомимый подвижник духа. Его пространство обладает невероятной глубиной времени, оно, пожалуй, сравнимо с тем пространством, какое вокруг себя создавал Дмитрий Лихачёв, благодаря добру и свету увеличивая его до безграничности. Поэтому князя никоим образом не смущают проблемы русского бытия, подчас парадоксального, несправедливого, он просто делает то, что считает нужным, не теряя веры в абсолютную порядочность людей.
Многослойный синтез. Нужно сказать, что книга являет собой достаточно многослойный синтез текстов, содержащих обширный объём информации: история России, история Русского Зарубежья, история семьи Лобановых-Ростовских, биографические факты, помимо всего, очерки и статьи Никиты Дмитриевича, а ещё зазвучавшие в мировом диалоге культур голоса наших современников. Чувствуется ритм истории, эпохи, времени, присутствует актуальная оценка событий. В большей степени всё происходящее определяется масштабом человеческой личности. А она, безусловно, впечатляет огромным потенциалом – той родословной Рюриковичей, прямые потомки которых Лобановы-Ростовские служили Отечеству. Хочется отметить, перед нами блестяще написанная книга – истинное новаторство, свежий взгляд на окружающую нас жизнь – во всех проявлениях. Это не просто традиция служения России, тут – многовековой опыт, представляющий частную коллекцию русской театральной живописи художников Серебряного века – лучшей в мире – как явление самобытной национальной культуры. «Сделать для России, написать, выступить, одарить, организовать, встретиться и одухотворить, открывая России безбрежность Русской цивилизации на планете, русских, рождённых в России и вне ее, одарённых талантами, обогащая и укрепляя нас там, где произошло духовное ослабление – его кредо. Он говорит, что хотел бы быть Лоренцо Медичи, но сделал гораздо больше», – так пишет автор, высоко оценивая общественную деятельность князя, его личный вклад в духовное развитие нашего народа.
Аристократы духа. Не случайно Лидия Довыденко пытается раскрыть и загадочный феномен Русского Зарубежья, делая это на примере не только судьбы Лобанова-Ростовского, но и многих других подвижников-меценатов, настоящих аристократов духа, оказавших помощь исторической Отчизне после революции 1917-го года, во время Второй мировой войны, а также после 1945-го года. Вдобавок ко всему Никита Дмитриевич – успешный литератор, автор многочисленных публикаций в русских изданиях за рубежом, в России, Украине, а также на страницах журнала «Берега». Особое значение для нашей современности имеет книга Н. Д. Лобанова-Ростовского «Эпоха. Судьба. Коллекция» (2010). «Я ничего не оставляю, потому что хочу расстаться со всем, что у меня есть». – Как это по-русски… – Я абсолютно русский человек», – этот ответ в одном из его интервью музею наглядно свидетельствует не только о природной щедрости дарителя, но прежде всего об открытости помыслов и чистоте души, истинном благородстве представителя русского дворянства, сохранившего любовь к России. Ежели бывают на свете аристократы духа, благородство, высота нравственных чувств, вот оно! «Национальная идея живёт в его душе», – точно скажет о нём автор. Моральный кодекс совести и чести, который сегодня напрочь утерян в государственной среде нашей элиты, был в полной мере присущ дворянскому сословию того княжеского, царского и имперского периодов. Весьма интересна, жизненно поучительна история семьи Лобановых-Ростовских, переживших революцию 1917-го года, эмигрировавших в Болгарию, где и родился наш будущий герой, в особенности пронзительно она представлена в воспоминаниях и дневниках, ранее уже опубликованных в журнале «Берега», по линии матери – И. В. Вырубовой.
Как видим, книга «Дарить России» впечатляет грандиозным публицистическим размахом, всеобъемлющим планом подачи материала, пересечением строк, судеб. Так, к примеру, мы узнаём о том, что Н. Д. Лобанов-Ростовский – дальний родственник известного русского религиозного философа Н. С. Арсеньева, имя которого тесно связано с Кёнигсбергом, ныне Калининградом, где он был профессором университета Альбертина. Замечу, что этому выдающемуся мыслителю, принадлежавшему к глубочайшим умам своей эпохи, Лидия Довыденко уделяет внимание и в своей недавней книге «Русская мысль и человечество» (2020): в исследовании, посвящённом Николаю Сергеевичу Арсеньеву, она всесторонне раскрывает личность и мировоззрение философа, историка религии и культуры, поэта, яркого представителя Русского Зарубежья, сумевшего сохранить преданность православной церкви, любовь к России, к её великой культуре. О таких людях принято говорить – истинный аристократ духа. Николай Арсеньев к тому же был прекрасным писателем. Его книга «Дары и встречи жизненного пути» с памятным карандашом автора – «бесценный подарок» Лидии Довыденко от Никиты Лобанова. Случайного нет. Вечное слово современников и предшественников она продолжает и в своей книге «Дарить России».
Спаситель русских шедевров. Именно через собственное, национальное, человек постигает другие страны и другие культуры, сохраняет народные традиции во времени. Мир и жизнь в их многогранном видении обретают контуры органически целого. «Жизнь есть одно органическое нераздельное целое», – писал Николай Арсеньев. Духовная сила русского народа, по мысли учёного, заключается в его неразгаданном космизме, в тесном слиянии земного и небесного. Вне всякого сомнения, философ оказал огромное значение на становление Никиты Лобанова-Ростовского, который выполнил своё предназначение, указанное человеку свыше. Русский философ Н. Лосский справедливо утверждал, что «путь к карьере, успеху в жизни должен проходить через напряжённый труд и активную, целеустремлённую учёбу и научную деятельность». «…чтобы преуспеть в жизни, необходимо очень многим жертвовать», – подтверждает и Н. Лобанов-Ростовский, жизнь которого до сих пор сопряжена с большим трудом.
Гармония космизма как духовно-философская составляющая России – «русская всемирная отзывчивость», открытая Достоевским в литературе, нашла живое, зримое отражение и в искусстве. Не ошибусь, если наряду с Лобановым-Ростовским назову ещё одного не менее значительного героя книги, которые объединяются и идут рядом, – это оно, Его Величество Искусство, воистину способное поднять человеческую душу до космических высот. Каким-то непостижимым образом так долго молчащее искусство заговорило. И здесь проявляет себя отношение к миру как к произведению искусства, – над чем не властно даже время. Марсель Пруст писал: «Величие подлинного искусства в том и состоит, чтобы найти уловить и показать ту реальность, которую нам придётся узнать, пока мы живы, хотя это и есть наша жизнь… единственная реальность, прожитая нами жизнь, которая присуща всем и каждому». Никиту Дмитриевича можно смело назвать «спасителем русских шедевров от забвения и уничтожения», открывшего нам бесконечный космос искусства Серебряного века. Представьте, работы русских творцов – 150 имён, – возвращённых из небытия, составляют коллекцию театрально-декоративной живописи Нины и Никиты Лобановых-Ростовских! Неповторимы и удивительны подаренные ими художественные работы, талантливо исполненные Сергеем Судейкиным, Валентином Серовым, Николаем Рерихом, Казимиром Малевичем, Александром Бенуа, Михаилом Ларионовым, Львом Бакстом, Мстиславом Добужинским, Натальей Гончаровой, Константином Коровиным. Собственно, как и много тысяч эскизов, историко-культурных предметов, документов, раритетных изданий, редчайших фолиантов…
«Искусство должно давать счастье и радость», – искренне верил Василий Поленов. Благодаря увлечению творчеством отечественных художников Никита Лобанов обрёл Россию, ощутил счастье и радость от соприкосновения с прекрасным, тонко подмечает автор. Будучи знакомым со многими культурами мира, он признается: «Но преклоняюсь я перед необычайным явлением, я бы сказал, событием в жизни человечества – русской культурой конца XIX – начала XX веков. Такого нигде в мире не было, и нет!». Понятно, что русская культура – как явление уникальное – возникла не на пустом месте, она не существует в отрыве от мирового потока, имеет корни, уходящие в культуры древности. Во всякой национальной культуре есть идеалы, к которым она стремится, и есть реализация этих идеалов – то высшее, что создает национальная культура.
«Долг русского человека». Причём интересно отметить, что углубляясь в истоки этого явления, автор приводит любопытные факты, прослеживает судьбоносные коллизии и перипетии, творческие пересечения, непосредственно связанные с жизнью и общественной деятельностью главного героя. Например, описывает приезд Хрущёва в Оксфорд, где учился Лобанов-Ростовский, его встречи с философом Н. Арсеньевым в Америке, увлекательно подаёт рассказ-очерк о бароне-меценате Фальц-Фейне и советском писателе Юлиане Семёнове, об их интригующим поиске Янтарной комнаты, знакомит читателя с балетмейстером Сержем Лифарем, с гордостью говорит о русском герое Франции, дворянине и меценате Н. С. Вырубове. Все они превосходные знатоки искусства. С лёгким изумлением вы встретитесь здесь и с характеристикой князя Н. Д. Лобанова-Ростовского по почерку – графологическим анализом. А ещё не менее удивитесь кругозору видения, глобальности задач князя: «Меня поразили три мечты Никиты Дмитриевича Лобанова, высказанные им при встрече с ним у нас, в Калининграде: установка памятника павшим воинам в Первой мировой войне, установка памятника примирения и прощения друг другом «белых» и «красных» и создание в Москве Национальной галереи – портретов лучших людей России». Тут стоит подчеркнуть его организаторские и коммуникативные способности: многочисленные выставки, работа с музеями и частными коллекциями, аукционы, нескончаемые поездки и путешествия в поисках новых шедевров. Чтобы понять русское искусство, нужно и в картинных галереях старинных уездных городов побывать. Как результат этой подвижнической деятельности: созданы музеи Лобанова-Ростовского в Филёвском парке, а затем – в Ростове Великом. Однако собирание столь редкой коллекции требовало от семейной четы Лобановых не только материальных затрат, но и великодушия, личной жертвенности во имя искусства. «Я выполнил долг русского человека перед Россией, в которой я не был рождён», – скажет Никита Дмитриевич – истинный гражданин мира, унаследовавший русскую культуру, посвятивший ей всю свою жизнь.
«Любовь, историческая память и культура». «Есть нечто настолько удивительное и драгоценное, что заставляет оставить в стороне всё временное, земное и вглядываться в главное – в проявление Божественного промысла о человеке, в Божьи Дары и в удивительно вызревшие творческие плоды», – так написала наша современница Наталья Егорова о выдающемся художнике русского слова Татьяне Глушковой. А разве судьба и труды Никиты Лобанова – не откровенное свидетельство этих Божьих Даров?! Разве они не могут быть назиданием потомкам? Ведь новое поколение не должно отрываться от опыта исторической памяти.
Сегодня, когда мы переживаем цивилизационный кризис, когда решается будущее русской культуры, книга Лидии Довыденко с гуманистическим названием – «Дарить России» – устремлена в грядущее. «Эту книгу я хотела бы издать к 10-летию встречи с Н.Д. Лобановым-Ростовским в 2011 году, но куда спешить? Перед нами вечность…» – читаем в анонсе. В проницательности автору не откажешь. Книга своевременна как никогда. Русская культура выстояла все революции, войны, политические режимы, эпоху диктатуры, выстоит и сейчас, чтобы остаться на века. Именно она соединяет нас всех, возвращает каждому себя, возвращает былое и реальное. Не будем забывать, что есть только три вечных постулата, три вечные истины: любовь, историческая память и культура.
Людмила Анатольевна Воробьева, литературный критик, член Союза писателей Беларуси, лауреат Международной премии им. Сергея Есенина «О Русь, взмахни крылами…», Международной литературной премии «Золотое перо Руси» (Минск)