Праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы и сегодняшнее воскресное Евангелие о безумном богаче открывают нам богатство человека и чудо человеческого призвания. Ступени Иерусалимского Храма, по которым Богоизбранная Отроковица, водимая рукою первосвященника, вошла во Святое Святых, есть образ восхождения к Богу Пречистой Девы и всего верующего человечества, идущего вслед Ее.
Каким таинственным глубинам через свет молитвы и святые таинства приглашается каждый из нас приобщаться в храме в течение всей жизни, начиная с самого младенчества! Прежде чем Божия Матерь была введена во Святое Святых, Она вошла во Святое — первую скинию, место, куда только священникам и левитам позволялось входить. Там стоял золотой светильник с семью ответвлениями, и он был единственным источником света во святом месте, в напоминание о том, что народ Израиля должен был стать светильником для других народов, просвещаясь от Света мира — грядущего Христа. Там же были двенадцать (по числу колен Израиля) хлебов предложения, или присутствия — в знак всегдашнего присутствия Бога, питающего верных. И как знамение Хлеба жизни — Христа.
Кажется, здесь полнота всех даров. Но есть самая главная тайна, из которой все исходит. Только первосвященник и только раз в году, в день очищения, мог войти во Святое Святых, отделенное от первой части скинии завесой. Когда он окроплял ковчег Завета жертвенной кровью, прообразующей Кровь Христа, Бог смотрел не на грехи народа, обличаемые скрижалями Закона, а на грядущее принесение Себе в жертву Христа за грехи всего мира. Ни один верующий человек в Ветхом Завете, кроме первосвященника раз в году, не осмеливался войти во Святое Святых через плотную завесу, разделяющую Бога и людей. Только смертью Христа, когда рвали на Кресте Его Тело, и когда завеса в храме разодралась надвое от верхнего края до нижнего, открылся путь для всех в дом Бога Отца. Вот в какие глубины Богообщения входит сегодня пророчески Пресвятая Дева и вместе с Нею весь род человеческий. Вот почему в Церкви сегодня начинают петь: «Христос раждается, славите!» Какое дивное богатство — быть человеком, и как растратил его человек!
Человек без Бога никогда не может быть человеком. Бог становится человеком, потому что падение человека и его безумие заключается в попытке стать, по змеиному совету, «как боги», в нежелании быть человеком. Бог становится человеком и спасает нас прощением нашего греха, греха неприятия нашего человеческого достоинства и отвержения того, что принадлежит человечности каждого человека, которую являет Сам Христос. Но мы должны восходить во Святое Святых до тайны Божественного истощания, Воплощения Слова, до тайны Креста, до полного собственного нашего обнищания в жизни и в смерти, чтобы не обмануться тем богатством, получив которое человек думает, что он имеет полноту всего, и исключает Бога из своей жизни.
Притча о безумном богаче говорит, что успех, по Божию попущению, может быть предельным, может быть бесовским. Человек действительно может становиться «как боги», по-бесовски ставя себя на место Бога. Чем богаче он делается, тем увереннее он живет во вселенной с центром «я». Берегитесь любостяжания, предупреждает Господь. Человек, охваченный любостяжанием, никогда не удовлетворяется тем, что имеет, и хочет иметь все больше, больше, больше. И чем больше он имеет, тем больше раскрывается его бедность пред Богом. Он настолько беден, настолько нищ и наг, и слеп, что не может вообразить никакой радости в мире, кроме «ешь, пей, веселись», как он сам говорит, обращаясь к своей душе. Все, к чему стремится без Бога каждый человек и все человечество, все страдания бедной нашей России, это воистину безумие разнообразных и, конечно же, не только коммунистических программ завтрашнего широкого переустройства мира, которое не видит бездны, открывающейся под ногами.
«Безумный, в ночь сию душу твою возьмут от тебя, а то, что ты собрал, кому достанется?» Все разворуют, по ветру развеют. Или продолжат еще успешнее его земное дело. Но что нам делать с тем, что каждый из нас — человек, и куда нам скрыться от Вечности? Не в том беда этого человека, и народа нашего, и всего человечества, что родились внезапно планы — в связи с неслыханным урожаем — построить новые большие житницы. Земной успех — не грех. Только что-то не очень, исключительно по милости Божией, как видим, пока получается. Притча говорит, что этот человек не в Бога богател, и суд был в том, что его жизнь закончилась, потому что она была истрачена. И весь ужас в том, что он только сейчас встретил Бога и в полноте осознал напрасность своей жизни. И это осознание полной пустоты и нищеты — ад.
Христос рождается, приходит к нам, чтобы помочь нам быть богатыми в Боге. Мы становимся богатыми в Боге, когда принимаем Его как Жизнеподателя, и все принимаем из рук Его как дар. Может быть, кто-нибудь слушает это сейчас с молчаливым раздражением: сколько ему пришлось потрудиться над своим полем, чтобы получить такой урожай, и вы говорите — дар! Чтобы принять не только это, а всю жизнь как дар, мы должны произвести самые радикальные изменения в отношении к жизни. Но это невозможно сделать, пока мы не войдем во Святое Святых, пока не откроется нам истинное богатство человека. Только с этого момента все начинается, когда касается нас благодать. Это в храме, как правило, происходит. И мы понимаем, почему с такой ненавистью взрывались и осквернялись на нашей земле Божии храмы, и с такой диавольской хитростью замышляет враг сделать их пустыми от небесных сокровищ, чтобы беспрепятственно царствовал всюду новый век поклонения маммоне. Господи, мне жизнь моя дана как дар, и жизнь каждого другого человека — как дар! Тот, кто в Бога богатеет, весь мир сотворенный видит как дар и в благодарности Богу делится всем, что имеет, раздает другим.
Когда мы входим во Святое Святых, даже смерть для нас — дар. «Смерть для меня приобретение», говорит апостол. И Страшный Суд — дар. «Ей, гряди, Господи Иисусе», — молится Церковь. Человек, в Бога богатеющий, знает, что высший дар — быть любимым Богом, и этот подлинно богатый человек знает, что он спасен благодатью, и сие дар Божий. Мы любимы Богом такими, какие мы есть — ищущие своего, обманутые своим богатством, подлежащие осуждению. Дар в том, что по мере нашего крестного восхождения к Богу мы все более осознаем свою нищету и напрасность своей жизни без Бога. И величайшее выражение этого дара — живое присутствие среди нас Христа — Бога, Который стал человеком и умер от руки тех, кто, будучи сребролюбивы, смеялись над Ним. Он умер между двумя разбойниками и спас нас от проклятия маммоны, соединив навеки с Собою. И Божия Матерь со всеми святыми молится о ниспослании нам этого дара Святого Святых, когда мы входим в храм и выходим из храма, и живем, восходя к нашей смерти.
Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России