Качественный скачок в изучении происхождения Вселенной и устройства человеческого мозга возможен только при соединении науки и теологии. Теологические знания дают естественно-научным недостающие элементы: опыт поиска смысла явлений, неподвластных человеческой воле, считают участники V Профессорского форума «Наука и образование в условиях глобальных вызовов», говорится в материале РИА «Новости».
Во всех культурах и цивилизациях мира наука является «дочкой« религии или религиозной философии. Опыт человека в естественно-научном познании западного образца несравнимо меньший, чем религиозный и теологический. Науки в российской и общеевропейской культурах «выходили» из монастырей и представляли собой ответвления христианского образования и античной философии, рассказали участники форума.
На конец XIX и XX века выпало интенсивное технологическое развитие цивилизаций, где доминирующим стал подход Ньютона и Декарта (ньютоно-картезианская парадигма). Но на самом пике техногенного прогресса мнение о всесилии интеллектуального способа познания стало звучать реже. Человек все больше стал понимать ограниченность своих знаний о мире без опор теологии и философии, считают исследователи.
Одной из важных предпосылок разъединения духовного и эмпирического способов познания стала атеистическая эпоха и колоссальное количество новых технологических возможностей. При этом, когда человечество начало с их помощью изучать вопросы зарождения Вселенной, сознания, работы человеческого мозга – обнаружилась крайняя недостаточность имеющихся знаний. При этой ограниченности дальнейшие эксперименты с потенциально опасными для всего человечества разработками стали настораживать, считают исследователи.
«Последователи неоплатонизма подчеркивают, что и философия, и теология в отличие от новейшей европейской истории не противопоставлялись друг другу, но воспринимались комплементарными… Неоплатоник Прокл говорит о теологии как о науке о первых и более всего самодовлеющих началах всех существующих вещей», - рассказал ректор МДА епископ Звенигородский Кирилл.
Он уточнил, что мудрец это не только носитель большого количества знаний, но и человек, вдохновленный симпатией ко всему творению.
В современной России теология существует как группа специальностей и направлений подготовки с 1992 года, продолжил исследователь. А первая аспирантура по предмету открылась только в 2015 году, поэтому сейчас происходит встраивание теологических компонентов научные методы познания после советского периода. И от того, насколько гармонично пройдет этот процесс зависит целостность дальнейшего познания мира новыми поколениями.
Генеральный директор Кольского научного центра РАН, священник Сергий Кривовичев высказался о неизбежности новой встречи науки и теологии на территории идейных уровней цитатой известного астронома XX века Роберта Ястрова. «Для ученого который жил, веруя в силу разума история открытия расширения Вселенной заканчивается, как страшный сон. Он покорял скалы незнания и уже готов покорить высочайший пик, поднимаясь выше и выше, но у самой вершины за последним камнем его приветствует группа теологов, сидевших там на протяжении веков», - цитировал отец Сергий Кривовичев.
Он конкретизировал, что взаимодействие религиозного и научного подходов к действительности особенно часто происходит при исследовании тем зарождения сознания, эволюции, происхождения Вселенной, свободы воли. Теология пересекается с естественными науками в основном в высших стадиях их проявления, то есть неремесленных. Там, где научное знание сталкивается с мировоззренческими и метафизическими вопросами, суммировал священнослужитель. «Здесь можно вспомнить о теории струн, для ее определения ученые используют термины «чудная теория«, «элегантная вселенная«, сравнивают Вселенную с музыкальным инструментом, издающим конечное число нот и на основе их сложную музыкальную теорию. Теологические импликации здесь очевидны», - подчеркнул теолог.
Человечество не может определить фрагменты новой информации о мире в свои логические ниши. Причина в смысловом кризисе современной науки, считает исследователь. Без постановки вопроса о смысле и цели как самой вселенной, так и человеческого развития на приоритетном уровне.
«Если Вселенная холодная и безразличная, то непонятно, что мы все здесь делаем. Если Вселенная нехолодная и небезразличная, то тогда встает вопрос о смыслах и вопрос о том, что такое мозг?» – считает директор Института когнитивных исследований СПбГУ Татьяна Черниговская.
Она дополнила, что десятилетия занимается исследованием работы человеческого мозга, но ни она, ни известные ей ученые не могут дать исчерпывающие ответы о его природе и устройстве.
Разум человека обладает гигантской нейронной сетью, и есть совершенно особенная последовательность связей, которая занята только смыслами. То есть мозг творит миры и порождает идеи, а, значит, для человека предельно важен вопрос вектора и смысла Вселенной, обратила внимание эксперт.
Секция «Теология» проходит в рамках Профессорского форума уже в третий год. По результатам докладов и обсуждений исследователи составят резолюцию, которая может быть использована при разработке образовательных программ, дисциплин и в научных работах.
17. Ответ на 16, учитель:
16. Ответ на 14, Советский недобиток:
15. Ответ на 14, Советский недобиток:
14. Ответ на 12, учитель: PS
13. Ответ на 12, учитель:
12. Ответ на 11, Советский недобиток:
А мы один раз убирали картошку на поле , а там в земле были такие длинные плоские камни , как каменные ножи . Но мы школьники не знали , что такое . А учитель наш тоже видать не бум- бум. Так и не знают , что это было может орудия древнего человека. Сейчас на Мешке копатели много орудий каменного века продают : каменные топоры, скребки и прочее.
11. Ответ на 10, учитель:
10. Ответ на 9, Советский недобиток:
Нет , так видишь добро лежит на дне реки окисляется , а в частные руки конфессию не дадут , чтобы поднять. А вот Мел Фишер сколько золота поднял с испанского галеона и не надо в колхозе работать за трудодни. Недавно любители приборного поиска нашли золотую царскую медаль прямо на картофельном поле. Вообще русские это те кто живет на Руси , древнерусский этнос сформировали 35 народов и народностей . В " Повести временных лет" их всех перечисляют , это не только славяне.
9. Ответ на 8, учитель:
8. Ответ на 7, Советский недобиток: