В Москве 25 ноября 2022 года в ФГБОУ ВО «Литературный институт имени А.М. Горького» прошёл круглый стол на тему «Актуальные вопросы правового регулирования трудовых отношений в сфере литературной деятельности».
Миссия круглого стола, как говорилось в заранее распространённой информации, заключалась «…в организации дальнейшего общественного обсуждения (с привлечением представителей профессионального сообщества и заинтересованных представителей федеральных органов исполнительной власти) объективной необходимости правового регулирования трудовых отношений в сфере литературной деятельности.
Цель проведения круглого стола – обсуждение с представителями профессионального сообщества писателей и руководителями общероссийских и ведущих региональных писательских организаций целесообразности разработки профессионального стандарта «Писатель», обобщение мирового опыта регулирования взаимодействия писателя с работодателями и вынесение предварительного проекта профессионального стандарта на общественное обсуждение».
Вёл работу круглого стола ректор Литинститута, доктор филологических наук, известный русский писатель, автор не только повестей и романов, но и замечательных биографических книг А.Н. Варламов.
Существует два аспекта проблемы: социальный и творческий.
О первом уже было сказано. Повторяться не буду. Отмечу лишь, что вопиющая несправедливость здесь просто взывает к совести власть имущих. Особенно бесправными оказались писатели старшего поколения, перемещённые новым российским законодательством в ранг тунеядцев, лиц без трудового стажа.
Но их остаётся в живых всё меньше и меньше, потому необходимо решить, чтобы рабочий стаж таким писателям был каким-то образом зачислен исходя из написанных ими книг.
При издательской системе в СССР качество литературы было в подавляющем большинстве случаев на соответствующем уровне. Потому они внесли свою достойную лепту в общесоюзную культуру.
Что не скажешь о нынешнем времени свободного рынка, когда издаётся «за собственные средства» порой такое, что к литературному труду не имеет никакого отношения.
И тут возникает творческий аспект проблемы. Как и кто достоверно оценит качество создаваемой литературы?
Сегодня вспомнился мне такой эпизод, кажется с первого съезда народных депутатов СССР.
Современный классик русской литературы В.И. Белов, с трибуны выразил озабоченность: мол, что же вы предлагаете, дорогие депутаты демократического направления, чтобы всякий, кто что-то написал, взял и свободно издал свой труд, без оценки на профессиональную пригодность? К чему же тогда придёт наше книгоиздание?
На что поэт Евгений Евтушенко, тоже депутат, ответил (также с трибуны): да, дорогой Василий Иванович, так и должно быть. Мол, читатель сам всё рассудит и оценит.
Это пожелание быстро исполнилось. И поднялась такая волна графоманства, такая волна «самодельных» текстов, столько навыпускали никчемных книг, что все критерии профессионального литературного труда оказались размыты.
Поднявшееся цунами любительской и низкопробной литературы смыла память и о самом Евгении Евтушенко. Помнят его только истинные любители поэзии. Современная широкая читательская аудитория это имя почти забыла.
В это лето у себя в деревне прочитал в старых номерах журнала «Москва» книгу Алексея Варламова «Булгаков». Великолепная работа. В СССР она вышла бы тиражом в 200 тысяч экземпляров. А сейчас? Давайте спросим у автора? Думаю, все переиздания достигли тысяч двадцать-тридцать. Не знаю, возможно, ошибаюсь.
Почему так происходит?
Во времена, когда упоминание о достойной литературе изъято из социального звучания – это естественно.
Книга может быть замечательной – но как ей дойти до настоящего ценителя литературы.
Нынешним властям, хоть в центре, хоть в регионах, трудно понять, кто есть кто. Столько народа называет себя писателями – страсть. Буквально тысячи. И чем старше возрастом, тех таких больше.
Тут серьёзная инициатива в наведении профессионального порядка должна исходить от нас.
Сейчас литературный процесс в России находится не в свободном, а хаотическом состоянии. В то время, когда это вопрос государственный.
Народ, нация не могут существовать без своей достойной литературы, без своего чистого и красивого слова.
Как же отделить зёрна от плевел?
Об этом необходимо серьёзно подумать. Это огромная проблема.
Что-то в создавшейся ситуации изменить, не прибегая к опыту Союза Советских Социалистических Республик – невозможно.
Валерий Викторович Сдобняков, главный редактор журнала «Вертикаль. ХХI век», председатель Нижегородского отделения Союза писателей России, Нижний Новгород
На фотографии: слева направо О.Г. Сидоров, А.В. Громов, А.П. Торопцев, В.В. Сдобняков, М.М. Попов, сидит С.В. Василенко. Москва. Литературный институт имени А.М. Горького. 25 ноября 2022 года.
1.
А имя В.И. Белова, упомянутого в тексте разве помнит "современная широкая читательская аудитория"?
"Нынешним властям, хоть в центре, хоть в регионах, трудно понять, кто есть кто. Столько народа называет себя писателями – страсть. Буквально тысячи. И чем старше возрастом, тех таких больше.
Тут серьёзная инициатива в наведении профессионального порядка должна исходить от нас."
И какая же это инициатива? Создать какой-нибудь ФГУП Рослит, который будет вести учет писателей, распределять их по рангам и контролировать финансовые потоки.