Чтобы решить какую-либо производственную задачу или проблему в сфере государственного строительства, власти выделяют инвестиции, утверждают госпроект и … уходят в тень. Мол, все само собой образуется.
Как же… Образуется… Тридцать лет прошло, а не образовывается. Как были сырьевой страной, так ею и остались.
Любой производственный процесс, любая производственная задача представляют собой «блок цепочек» взаимообусловленных и преемственно-связанных. С усложнением задачи или проблемы число звеньев в «блоке цепочек» возрастает, возрастает и трудоёмкость, наукоёмкость, информъёмкость каждой цепочки.
Два-три поколения, «сидящих» на данной производственной задаче – например выплавка легированной стали – обеспечивают непрерывность и восстанавливаемость (в любое время) «блока цепочек» для выполнения того или иного государственного задания. Сталин, в своё время мечтал передать управление государством в руки производственников, которые, возглавляя тот или иной сектор экономики, органично бы сочетали производственное управление сектором с государственным. Потомки третьего интернационала не дали осуществиться этой его мечте.
После революционных потрясений двадцатого века Россия потеряла весь прежний кадровый потенциал управления Российской Империей, но еще оставались предпосылки для его восстановления, которые и были использованы И.В.Сталиным в начале и середине тридцатых годов. Рост динамики этого восстановления приходится на конец 1930-х гг., что было вызвано чрезвычайными обстоятельствами угрозы военного противостояния страны с самой сильной армией Европы – Германией.
Что же это были за предпосылки, которые были использованы вождем народов?
1. К 1932 году была закончена в целом программа коллективизации народного сельского хозяйства страны;
2. Управленческие кадры регионов России замещались местными кадрами, особенно интенсивно – после семнадцатого съезда ВКП(б), прошедшего в 1934 году;
3. Использовались «спецы» старой закалки – работавшие в России еще при Александре III и Николае II.
4. Перенимался производственный опыт зарубежных стран, в частности Германии, Чехословакии.
Кадровое восстановление и формирование «кузницы кадров» проходило в 30-х, 40-х, 50-х и 60-х годах.
В начале 1970-х годов началась деградация системы кадрового воспитания специалистов, занятых в производственной сфере и – непосредственно государственных управленцев – госчиновников – в сфере госуправления.
Нет смысла напоминать, что в брежневские времена (стагнации – застоя) государственный управленческий аппарат дряхлел вместе со своими геронтократами, кадровые производственники вытеснялись с предприятий под теми или иными предлогами, и никакой аудит этому воспрепятствовать не мог. Апогей развала во всю свою красоту развернулся в 1990-х, когда Правительство превратилось в филиал ЦРУ США.
«Ментальная производственно-управленческая матрица» завершила перекос несущих составляющих в сторону: торговли (спекуляции), ростовщичества (банкирского дела), избыточной законности (бюрократизация проблем с этим связанных), криминализации всех сторон жизни государства с рекламой западных стандартов, уродующих – сейчас мы это понимаем – и саму «европейскую действительность».
И вот теперь, когда назрела необходимость восстановления того, что мы называем системой государственного и производственного управления, возник вопрос: «Как это сделать?» Как создать (заново?) свою «кузницу кадров»?
Процесс генерации, воспитания, восстановления управленческих (как госуправления, так и управления на производстве) кадров, очевидно должен опираться на 1978 год, когда в США – да, да, да, не удивляйтесь – был создан «персональный компьютер в чемодане», вобравший в себя все достижения электроники, автоматики, и телемеханики всего «цивилизованного мира».
В СССР тогда были специалисты, которые и сами могли это сделать, но теперь им под 70 лет и более. Т.е. для использования наработанного тогда опыта необходимо использовать специалистов пенсионного возраста. Для каждой отрасли или производственной сферы «опорная временная точка» может быть своей, но все они группируются в конце семидесятых – начале восьмидесятых гг.
Параллельно процесс самой организации, подбора молодых кадров и вложения соответствующих средств должно поручаться лицам чуть моложе 67 лет, еще помнящим основы той организации труда, тормозом которой выступала тогдашняя партноменклатура.
И смешно и грустно. Но деваться некуда. Нужны надежные предпосылки для восстановления кадров.
Далее, необходимо плюнуть на принцип: «Вкладываем инвестиции в разработку того, сего и получаем желаемое». Творческая личность – человек – должен все время чувствовать внимание государства к решаемой проблеме, и деньги здесь только одна из составляющих, не являющаяся решающей.
Сами по себе инвестиции проблемы не решают, кроме одной: чиновник ни за что ответственности не несёт и сохраняет теплое место. А это явление надо уничтожать на корню.
Формируем коллектив пенсионеров и молодых энтузиастов. Чтобы такие энтузиасты появились, необходимо задействовать кино (помните фильм «Вратарь»), телевидение – лекции по предметам автоматики, телемеханики и электроники; «придавливаем» - по возможности престижность торговцев, банкиров, коммерсантов. Опять же: «Не в деньгах счастье», «Не хлебом единым жив человек».
Если в процессе такого воспитания или генерации кадрового состава будут звучать фальшивые ноты – сами знаете, какие – всё полетит насмарку.
Три-пять лет – минимум – потребуется, чтобы не «взрастить», а хотя бы, «начать взращивать» поколение производственных управленцев и управляющих государством, но это – жизненно необходимо.
Господи, помоги…
Уткин Юрий Герасимович, православный публицист, кандидат технических наук
1.