Икона «Взыграние Младенца» — Умиление (Елеуса), где Богородица и Богомладенец прижимаются щекой к щеке. Между Ними нет расстояния, их любовь безгранична. Движение Младенца Христа — радостное взыграние, и одновременно в необычной изогнутости тела Младенца — как бы пророческое указание на снятие Спасителя со Креста. Неслучайно похожее изображение можно видеть на иконах Сретения Господня. Радость и скорбь. Радость, которая будет всем людям, и в которую надлежит войти многими скорбями.
Божия Матерь исполнена радости, потому что Она приносит новорожденного Богомладенца в Храм. Святой праведный Симеон и пророчица Анна благодарят Бога (и с ними вся Церковь), потому что они увидели в этом Младенце знамение своего спасения. Но через всю эту радость проходит предупреждение о многих скорбях. Оружие пройдет душу Пресвятой Девы, и этот Младенец будет не только на восстание, но и на падение многих во Израиле.
В этом непостижимая тайна христианской жизни. Святые отцы говорят, что если бы знали люди, какая радость — быть с Господом, то все бы толпами бежали к Нему. И если бы знали, какие скорби ждут их, то никто не решился бы. В этом подлинность христианской жизни, в том, что слезы и радость — чудесно и страшно близки. Все остальное — видимость христианства. Способны ли мы постигнуть радость Божией Матери перед лицом оружия, которое пройдет Ее душу? Понимаем ли, что значит хвала праведного Симеона Богу за дар смерти?
Трудно, невозможно благодарить Бога среди скорбей. Но встреча человека с Богом и человека с человеком совершается любовью. Любовь — радостное страдание. Не мы ищем Бога — Он находит нас и берет нас за руку. Не мы избираем Бога — Он избирает нас. Как Христос избрал Своих учеников, так Он избирает нас. Но Он избирает нас для страдания. Более того, страдание, к которому Он зовет нас, слишком велико для нас. Чудо заключается в том, что никто не может понести своего ига, но каждый может помочь понести иго другому и таким образом приблизиться к тайне Креста Христова, к встрече с Богом. Мы знаем из Евангелия о другом «взыгрании младенца». Это ответ еще не родившегося младенца Иоанна, будущего Предтечи, на встречу с еще не родившимся Христом Богом. К такому ответу призваны все без исключения люди, в этом единственный смысл их рождения.
Здесь — свет иконы «Взыграние Младенца». Он — в Божественной любви, в благодати. Так возлюбил Бог мир, что дал Сына Своего Единородного на страдания и смерть, чтобы Он мог понести грехи всех людей. Только приобщаясь этой Его любви, можем мы встретить Его и друг друга. И чем труднее наш крест, тем более мы любимы Богом, тем ближе Он к нам и мы к Нему.
Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России