22 октября в Москве на 92-м году жизни отошла ко Господу русская писательница, автор «Русской народной линии», собиратель фольклора, исследовательница культур коренных народов Севера и Дальнего Востока Алина (в крещении Алевтина) Яковлевна Чадаева, сообщили нам близкие покойной.
Редакция РНЛ выражает глубокие соболезнования родным и близким Алины Яковлевны. Да упокоит Господь ее душу в селениях праведных и сотворит ей вечную память…
Алина Яковлевна на протяжении многих лет публиковала на «Русской народной линии» свои статьи, очерки, главы своих книг, посвященных России, ее истории и культуре, русским писателям и поэтам, выдающимся личностям, а также свои воспоминания.
Биографическая справка:
Алина Яковлевна Чадаева (1931-2022) — русская писательница, собиратель фольклора, исследователь культур коренных народов русского Севера и Дальнего Востока. Активист общественного движения за признание Великого Князя Михаила Александровича последним законным правителем России от Дома Романовых, а также за канонизацию всех Алапаевских мучеников. Почетный гражданин города Ветлуги.
Родилась 27 мая 1931 г. в Нижнем Новгороде. Дочь управляющего делами Совнаркома СССР Якова Ермолаевича Чадаева и партийного работника Ольги Федоровны Шафрановой (из семьи сельского учителя). В годы Великой Отечественной войны проживала на родине матери, в г. Ветлуге Горьковской (ныне Нижегородской) области.
По окончании средней школы окончила историко-филологический факультет Горьковского государственного университета. Работала преподавателем русского языка и литературы в школе рабочей молодёжи и в средней школе. Работала в районной газете в городе Чехове (Сахалин) и в областной молодёжной газете в Южно-Сахалинске.
В 1970-е годы в Хабаровске стала изучать культуры коренных народов Севера (чукчи, эскимосы, эвены) и Дальнего Востока (нанайцы, удэгейцы, нивхи, эвенки). Результаты её исследований опубликованы в книгах «К югу от северного сияния», «Национальная игрушка», «Древний свет». Переводила произведения эскимосской поэтессы Зои Ненлюмкиной и нанайцев Понгса Киле и Анны Ходжер. Много путешествовала по Архангельскому Северу. В его людях и обычаях она видела воплощение русского национального характера. На материале этих наблюдений написала в жанре притчей произведения «Страшный суд», «Круг», «Цветёт терен». Её повесть «Страшный суд» поразила читателей точностью интонаций северного говора. Чадаева сотрудничала с журналом «Мир Севера», где писала статьи о духовной жизни северных народов.
Новый взгляд на личность и творчество А.П. Чехова изложила в книге «Православный Чехов», выдержавшей три издания. В 2000-е годы Чадаева обратилась к трагической судьбе Романовых, особенно Алапаевских мучеников, которые были заживо сброшены в шахту близ уральского промышленного города Алапаевска. После взятия Алапаевска армией Колчака их останки были перевезены в Китай и захоронены на месте бывшей, ныне уничтоженной, Русской Духовной Миссии недалеко от столицы Китая Пекина. Ссылаясь на Русскую Православную Церковь Заграницей, которая в 1981 году канонизировала всех убиенных Романовых, в том числе и всех Алапаевских мучеников, Чадаева ставила вопрос о патриотическом акте перенесения их останков в Россию. За свой счёт писательница опубликовала книги о каждом из них.
Принимала активное участие в издании книги Владислава Краснова «Пермский крест» о судьбе Великого Князя Михаила Александровича Романова, убитого в Перми 12 июня 1918 г. Её книга «Августейший поэт» посвящена Великому князю Константину Константиновичу Романову, которого она считала не только замечательным поэтом (выступавшим под псевдонимом КР), но и вдумчивым переводчиком произведений Шекспира, Шиллера, Гёте, создателем Пушкинского Дома в Петербурге, заботливым попечителем (генерал-инспектором) всех кадетских корпусов, чьи выпускники, отличаясь верностью долгу, не щадили себя в борьбе за Веру, Царя и Отечество в годы революции и гражданской войны. Книга включает эссе о Владимире Палее, молодом, но зрелом поэте, который тоже был сброшен в алапаевскую шахту, хотя у него был выбор остаться живым, если бы он отказался от родства с Романовыми. Книга Чадаевой «Великий князь Сергей Михайлович» о генерал-инспекторе артиллерии Императорской армии в Первой мировой войне — первая и пока единственная в России, посвящённая этому выдающемуся военному деятелю, которого также постигла участь Алапаевских мучеников.
Регулярно печаталась в «Литературной России», записывала передачи на радио «Радонеж».
В последние годы А.Я. Чадаева написала и опубликовала ряд книг, практически все они хранятся в Ветлужской библиотеке, главы их них публиковались на РНЛ:
• «Нет ни еллина, ни иудея» (2016)
• «"Виденья из пламени и стекла". Эмали Андрея Авдеева» (2017)
• «Свеча на горе» (о писателе И.Д. Сургучеве) (2018)
• «У души для рождения нет». Стихотворения (2019)
• «Зодчий Николай Львович Шевяков» (2019)
• «Вселенная нанайских сказителей» (2020)
• «Будьте как дети» (2020)
• «Разум Земли» (2022) и другие.
В 1990-е гг. А.Я. Чадаева внесла огромный вклад в развитие Ветлужской воскресной школы (в г. Ветлуге Нижегородской области), которая была создана ею по благословению настоятеля местного храма св. вмц. Екатерины протоиерея Николая Кравчука в 1991 г. Ее книга «Будьте как дети» - издание о жизни Воскресной школы в городе Ветлуге в 1993-2002 годы. В ней содержатся также и сочинения детей, и их размышления, и рисунки. Много писала Алина Яковлевна, особенно в последние годы, о городе Ветлуге и о необходимости восстановления его исторического центра, много раз выступала в Ветлужском краеведческом музее и местной библиотеке. Плодотворно сотрудничала с газетой «Земля Ветлужская».
А.Я. Чадаева - автор сценария документального фильма «Голоса Ветлуги» (Киностудия «Отечество», Москва, 1993 г.), в котором был остро поставлен вопрос о необходимости сохранения исторической памяти, прозвучали цитаты из произведений уроженца Ветлуги философа В.В.Розанова. Сам фильм в свое время был «не понят» местными властями, его копия соранилась в Ветлуге буквально чудом.
Огромный вклад Алина Яковлевна внесла в дело возрождения Троицкой церкви в г. Ветлуге. А.Я. Чадаева приложила немало усилий по сохранению памяти о знаменитых ветлужанах, похороненных на Ветлужском кладбище. По ее инициативе была приведена в порядок могила архитектора Н.Л. Шевякова, отремонтирован крест на месте захоронения расстрелянных большевиками в 1918 г. ветлужан. Летом сего года, незадолго до смерти, Алина Яковлевна вынашивала идею установления на Ветлужском кладбище мемориальных досок с именами почивших знаменитых жителей города, похороненных здесь.