Три луча Богородичной тайны

26 октября — праздник Иверской иконы Божией Матери

1 Евгений Х. 
1408
Время на чтение 4 минуты

Праздник Иверской иконы Божией Матери, который Церковь совершает в октябре, связан с принесением списка этой чудотворной иконы из Афонского Иверского монастыря в Москву. Это произошло 26 октября (13 октября по ст.ст.) 1648 года по просьбе патриарха Никона, тогда еще Новоспасского архимандрита. С великим благоговением приняли русские православные люди этот дар, и скоро Иверская икона стала одной из самых почитаемых в нашей Церкви.

Как от свечи возжигается свеча, так умножились списки с этой чудотворной иконы, и нет, наверное, у нас ни одного храма, где не было бы Иверского образа Божией Матери. Среди наиболее известных — Иверская часовня на Красной площади, Иверский храм на Большой Ордынке в Москве, Иверский храм в Санкт-Петербурге, Валдайский Иверский Святоозерский монастырь. Нельзя не упомянуть и образ, написанный еще во времена патриарха Никона, в Новом Иерусалиме, а также старинный образ в храме Воскресения в Сокольниках. Кто был в паломнической поездке по Абхазии, тот знает Иверскую гору в Новом Афоне, получившей свое название в честь Иверской иконы, хранящейся на ее вершине.

Страшные бури богоборчества с разрушением и осквернением святынь прошли по нашей стране. Но вот, ради верности новых мучеников и исповедников восстанавливается разрушенное. Потому самое существенное, что мы должны усвоить в этот праздник: где благодарная любовь к Божией Матери, там распространяется Ее благодать и умножаются чудеса. Господь испытывает нас необязательно исключительными потрясениями, Он посещает нас и как будто в самых обыденных обстоятельствах.

Пресвятая Богородица избрана из всех творений, чтобы Христос мог войти в человеческую историю, в человеческий род — спасти его. Она становится Матерью Бога, ставшего человеком, и Ей дано исключительное участие в тайне спасения всех людей. Церковь возлюбила молитвенно созерцать жизнь Приснодевы до Благовещения. Ее рождество — первое видимое явление Той, через Которую придет Спаситель. Введение во Храм, Сретение — первое видимое выражение Ее устремленности к Богу.

Но свет этих праздников — лишь раскрытие одной тайны, которая как бы разделяется на три луча: дар Бога, ответ Пресвятой Девы Богу и Ее предстательство за мир. Чем более душа приближается к Богу, тем больше Он ее влечет. Эта тайна делает из Божией Матери в определенном смысле вершину человечества. Подлинная вершина и единственная глава — Христос, Которого Ей предназначено принять. Она — принятие, плодоношение и живое сияние Божественной благодати, обращенной ко всем нам. Как принимаем мы свет Христов, каков наш ответ Богу, как молимся мы Божией Матери, каково наше участие в судьбах других людей, хотя бы одного человека?

Слово Божие показывает, как мы должны ответить на дар Божественной любви. В Евангелии о Марфе и Марии — о двух любящих Христа людях — нам показано, какой разной может быть наша любовь. Когда Господь приходит в дом Марфы, она с радостью принимает Его. В мире, где отвергается Христос, где многие, кажется, уже на порог Его не пускают, она места себе не находит от радости, оттого что Господь в ее доме. Она не знает, как угодить Господу, какое угощение Ему предложить. И она хлопочет об этом. А сестра ее, Мария, сев у ног Господа, слушает каждое слово Его.

Внезапно мы слышим упрек Марфы: «Господи! Или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? Скажи ей, чтобы помогла мне». Что случилось, откуда у нее такая неразумная ревность? Когда человек слишком глубоко погружается во внешнее служение, в земные заботы, которые могут быть даже благочестивыми, он может потерять самое главное — то, ради чего он совершает свои труды.

Упрек Марфы довольно строгий. Мы можем часто наблюдать такое в православной семье, в Церкви, в любом приходе. Атмосфера любви и радости вдруг омрачается, оттого что кому-то кажется, что другие не так стараются для Господа, как он. Стоит ли удивляться, что порой не только враги Христовы восстают на благочестивых людей, но и друзья их — те, кто в Церкви.

Господь отвечает словами, которые обращены к глубине души Марфы. Дважды Он повторяет ее имя: «Марфа! Марфа! Ты заботишься и суетишься о многом». Дважды повторяет, потому что когда человек целиком погружен в земные заботы, трудно вырвать его из этого состояния, трудно достучаться до него. Этот укор Господа исполнен любви. Он хвалит Марфу за щедрость ее души, за то, что она так Его встречает. И в тоже время говорит, что она слишком о многом печется. А нужно всего лишь одно. Ее труды, ее забота — это нужно, но нужно в свое время и на своем месте. Есть другое, что бесконечно нужнее, чем то, что она делает.

Марфа думает: Христос скажет Марии, чтобы она делала то, что делает ее сестра. А Христос говорит Марфе: то, что делает Мария, — лучше. Придет время, когда Марфа пожалеет о том, что в этот час она не сидела у ног Христа и не слушала каждое Его слово. «Мария благую часть избрала, которая не отнимется от нее», — говорит Христос. Она избрала эту благую часть — быть со Христом, не отступать от Него ни на миг и так служить Ему, чтобы каждое слово, которое Он говорит, слагать в сердце своем.

Не в этом ли заключается совершенство человека? Человек — словесное существо. Его подлинность можно измерить тем, какие слова для него дороже всего. Где тот человек, который бы каждое слово Христово не просто слушал, а слагал в сердце своем? Это только о Божией Матери так сказано в Писании.

Как говорит апостол Иаков, совершенный человек не согрешает в слове. По словам мы осудимся, и по словам оправдаемся. И за всякое слово праздное даст ответ человек в день суда. Речь идет, прежде всего, не о пустых, наводняющих мир словах, которые делают людей пустыми — бессловесными. А о словах истинной жизни, которые не должны стать праздными. Слово Христово есть жизнь вечная. Так Мария (и другая Мария, Пречистая Божия Матерь) приобщается Божественной красоте, радости, совершенству. Благую часть она избрала — быть со Христом. И эта благая часть, любовь ко Христу, не отнимется от нее.

Что разлучит нас от любви Божией? Ни бесы, ни люди не смогут этого сделать. Бог хочет всегда дать нам эту благую часть. Ради этого Он пришел в мир и ради этого принял поругание и смерть. Чтобы мы от наших внешних трудов, которые Он благословляет и принимает, восходили в нашей любви — ко Христу, к жизни вечной, предстательством Пречистой.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Память.

Платон говорит о воспоминании истины. Два раза говорит Господь: Марфа, Марфа. Чтобы обратить эту Марфу к вечному слову истинного имени Марфы. Тот самый коперниканский переворот Канта. Обнаружить в феномене истину вечности ноумена. Поэтому - без противоречия антиномии. Ибо Марфа забыла истину Марфы, не может вспомнить, хотя феноменальные дела веры ведут ее к этому, но их мало для истины и очень много для того, чтобы Марфа впала в антиномию Марфы по чувству и идеалу, оторванному от чувства, но в чувствах идущих по пути к вечной памяти истины. Однако, гораздо важнее для истины единство феномена и ноумена здесь и сейчас. По Платону это - вспомнить вечное.
Мария содержит и складывает эти слова в сердце своем. Складывает ноумен к ноумену без антиномии и противоречия, то есть в единстве с феноменом. Она не думает, не чувствует в разрыве чувства и мысли. Но она думает чувством и чувствует мысль, одновременно. Ее дело и ее мысль совпадают здесь и сейчас. Поэтому она не может делать что-то, кроме того, что делает: слушает Христа, слушает Господа, слушает истину. Слушает и делает. Поэтому не делает ничего другого, кроме как дела слушания Господа. Марфа тоже делает, делает религиозное служение, но ее дело в данный момент не вспоминает истину, не совпадает чувством с мыслью. Она служит, выполняет долг. А Мария - исполняет долг. Выполнение и исполнение отличаются неполнотой и полнотой цели.
Господь и сегодня - говорит с нами. А мы - либо выполняем, либо исполняем долг перед истиной. И то и то - хорошо. Но исполнение лучше.
Игорь Бондарев / 26.10.2022, 07:14
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Александр Шаргунов
Закон святости
Слово в день памяти святого апостола Андрея Первозванного
13.12.2024
Есть слова, которые меняют течение истории
Евангелие пятницы (Лк, 101 зач., 20, 19—26)
13.12.2024
Эта яркая притча раскрывает судьбу Израиля, и не только его
Евангелие четверга (Лк, 100 зач., 20, 9—18)
12.12.2024
Кто дал эту власть тем, кто сегодня у власти?
Евангелие среды (Лк, 99 зач., 20, 1—8)
11.12.2024
«Волною морскою»
Слово в день празднования иконы Божией Матери «Знамение»
10.12.2024
Все статьи Протоиерей Александр Шаргунов
Последние комментарии
Почему украинцы не хотят в РФ
Новый комментарий от Павел Тихомиров
13.12.2024 13:41
Опасность караул-патриотизма
Новый комментарий от Алексей Ощепков
13.12.2024 13:38
120 лет со дня рождения Клиффорда Саймака
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
13.12.2024 12:29
Сирия – «родовые схватки» мира перед появлением Машиаха?
Новый комментарий от Русский танкист
13.12.2024 10:17
Суверенная политическая культура России
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
13.12.2024 09:50
Не получается верить в Христа – почему?
Новый комментарий от Игорь Ал
13.12.2024 09:33
Об образе нашей Победы и образе будущего России
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
13.12.2024 09:33