Писатели на войне (вынужденное отступление).
Сегодня многие считают себя писателями, есть даже такая невесёлая шутка про Московскую международную книжную выставку-ярмарку: «на последней выставке – писателей было больше, чем читателей». Причём шутка актуальна не первый год…
Тем не менее, второй век уже в России существуют профессиональный союз композиторов, художников, журналистов, кинематографистов, театральных деятелей. Писателей.
Так исторически сложилось – есть профессиональные вузы, есть кафедры творческого мастерства, есть профессиональное сообщество.
Однако остаётся (и очень много) тех, кто говорит – а вот Пушкин (Царскосельский лицей), Лермонтов (Московский университет) или Блок (Санкт-Петербургский университет) Литературный институт не заканчивали. Также как Качалов не заканчивал ГИТИС, а Мусоргский – Московскую консерваторию.
Ибо не было. Но лучшее на тот момент образование в профессии они (каждый) получили. И дело своё добре знали.
Так вот (для понимания), когда я ниже говорю о писателях – я говорю о профессиональных писателях и моих коллегах по Союзу писателей России, правопреемнику Союза писателей РСФСР. В котором состояли Твардовский, Шолохов, Леонов, Михалков. А после распада СССР Бондарев, Распутин, Белов, Лихоносов. А сейчас состоят Личутин, Тарковский, Поляков, Проханов …
Русские писатели в России конца ХХ-го – начала XXI-го века, как и их предшественники в предыдущие столетия, словом и делом были и остаются со своей армией и со своим народом. В Первой чеченской войне и во Второй, в Грузии и Сирии.
Никогда не забуду слов покойного председателя Правления Союза писателей России В.Н. Ганичева о пленуме СПР в Гудермесе в 2000 году: «летят над Чечнёй в одном вертолёте Белов, Распутин, Бондарев, Проханов, а я думаю – не дай Бог, ударят бандиты «Стингером» или «Иглой», и вся великая русская литература нашего времени погибнет…». Представить на их месте персонажей из либеральной литературной тусовки, прямо скажем, невозможно. Да и смешно. Возил я памперсы для раненых пулями и осколками бойцов, но везти памперсы для столичных литераторов, раненых грантами Сороса и подачками олигархов– это чересчур…
Так вот, с началом войны на Донбассе – русские писатели снова на фронте, в прифронтовых городах ДНР и ЛНР, в окопах и на опорниках, в библиотеках и вузах воюющих республик…
В прямом смысле под ракетно-артиллерийскими обстрелами и снайперским огнём за восемь лет войны на Донбассе и за полгода СВО уже побывали (многие неоднократно) секретари и рядовые члены СПР Алексей Полубота и Сергей Бережной, Николай Иванов (председатель СПР) и Василий Дворцов, Сергей Котькало и Игорь Панин, ваш покорный слуга и Елизавета Хапланова, перед ранеными бойцами и подразделениями, отправляющимися на фронт, выступали Геннадий Иванов и Нина Попова, Светлана Размыслович и многие другие наше коллеги.
Первая миссия
Поэтому, когда мой давний товарищ – ополченец с 2014 года «Куба» позвонил мне и сказал, что его прославленная «Буханка», простреленная 12 мм натовской пулей, не на ходу – и поэтому он не мог вывезти раненых горловчан из ЛНР, я понял – пора писателям возить на передовую не только книги. К тому же проблемы со снабжением армии к тому моменту стояли уже в полный рост. Тогда мы с поэтом Игорем Паниным и начали нашу акцию «Буханка для Донбасса». Миссию поддержали газеты «Завтра» и «Литературная газета», интернет-ресурсы «Русская народная линия» и «Pechorin.net».
В итоге, с помощью коллег и наших читателей, подлинных русских людей, живых Божиих, нам удалось в сентябре отвезти в Горловку машину, набитую снаряжением (рации, спальники, берцы, термобельё и многое другое) – в Третью Горловскую Гвардейскую бригаду, моим товарищам из танкового батальона и 133 стрелкового батальона, бойцам НМ ДНР, работающим под Майорском и самоходчикам в ЛНР. Слава Богу и, повторюсь, огромная благодарность жертвователям. Многие из них запретили себя называть, но хотя бы имена их назову – спасибо Роману, Андрею, Дмитрию из Воронежа, Кириллу из Москвы.
Огромную помощь нам в выполнении этой миссии оказал и продолжает оказывать наш товарищ, замечательный русский поэт Борис Лукин, мужественный отец воина-героя Ивана Лукина, павшего «за други своя» в марте этого года при штурме Мариуполя; постоянно помогает из Сибири прозаик Михаил Тарковский, с нами (молитвой и делом) протоиерей Николай (Марковский), настоятель фронтового храма в Зайцево, лично помогает глава администрации подмосковного наукограда Долгопрудный Владислав Юдин, и повторюсь – сотни и сотни других русских людей. Кто сто рублей пришлёт «на Буханку для Донбасса», кто тысячу, а кто и гораздо больше. Кто чем может…
Очередная машина
Отчёт о предыдущей миссии можно прочитать (и посмотреть фильм) в «Завтра» и в «Литературной газете»: 1. https://lgz.ru/article/-39-6853-28-09-2022/kost-v-gorle/ 2. https://lgz.ru/article/-40-6854-05-10-2022/kost-v-gorle-2/ 3. https://lgz.ru/article/-41-6855-12-10-2022/kost-v-gorle-3/ .
Пришло время новой машины, и она уже готовится к отправке на фронт. У меня был опыт в 2015 году, когда мы совместно с бойцами ополчения и движением Игоря Стрелкова «Новороссия» гнали «Буханку» из Москвы в Донецк. Машину подарили, прямо скажем, по принципу «возьми Боже, что нам не гоже». Возможно, и от души, но ломалась она по дороге раз двадцать…
Поэтому теперь перед отправкой наши машины проходят полный комплекс ТО: двигатель, ходовая и т.д.
Но – пустую машину мы не погоним. Поэтому продолжаем сбор средств на спальники, зимнюю форму, берцы, шлемофоны, рации… Помним, что одна рация – по сути одна спасённая жизнь. А если это танковый экипаж, то и все три. Заранее благодарим всех наших. Потому что все, кто сегодня работает на Победу – наши!
Алексей Алексеевич Шорохов, член Союза писателей России, заместитель главного редактора журнала «Отечественные записки»
Карта Сбербанка для переводов: 4276 3802 2314 6577 (Алексей Алексеевич Ш.). Писать при переводе «Буханка» или «Буханка Донбассу».
Почта для вопросов и предложений: buhanka-2022@yandex.ru