«Ему до всего есть дело – это его особенность»

К 65-летию игумена Кирилла (Сахарова)

Новости Москвы  Новости Донбасса  Новости РПЦ  Проблемы церковной жизни 
0
725
Время на чтение 12 минут

Игумен Кирилл (Сахаров) – уроженец Донбасса, Луганской области (является одним из членов Правления Луганского землячества г. Москвы), родился в небольшом шахтерском городке Артёмовске 22 октября 1957 года. Отец, Сергей Яковлевич, из крестьянской семьи, закончил всего четыре класса и после службы в армии приехал в Луганскую область на заработки. Он работал на шахте. Мама, Евдокия Ивановна, работала в столовой.

На вопрос, были ли родители верующими людьми и что привело в Церковь его самого, о. Кирилл отвечает так: «У отца был страх перед какими-то высшими силами, но он не был воцерковлённым человеком и в церковь не ходил. Мать крестила меня на ночь, в доме были пасха и куличи, но церковь она оставляла на потом, когда выйдет на пенсию. Действительно, впоследствии она усердно посещала храм. В школе я любил историю. В учебниках истории было много фотографий с видами храмов, они меня завораживали, находили отклик в моей душе, звучали для меня небесной музыкой. Церковь представлялась мне таинственной, окном в иной мир, влекла к себе, подростком меня потянуло в храм. Храм находился в соседнем городе, сейчас он называется Алчевск; неотмирность обстановки храма запала мне в душу. За алтарём храма на могиле священника поразила надпись «Не плачьте обо мне, мои окончились страданья. И я не с вами ныне, я в той блаженной стороне, где нет ни слез, ни воздыханья». Добирался я автобусом, старался никому не попадаться на глаза, долго это было моей тайной. Но однажды, что, конечно, было неизбежно, тайна все же открылась. Отца это насторожило. Он пошёл к директору школы, а тот рассказал, что когда был разбор письменных работ по обществоведению и очередь дошла до моего изложения, он с удивлением отметил: «Вы представляете, у нас в классе есть ученик, который слово Бог пишет с большой буквы!» – и все как засмеялись. Директор должен был по должности отреагировать и вызвал меня на беседу».

После школы Александр (будущий игумен Кирилл) поступил в МГПИ на исторический факультет. В институте его угнетала бездуховность, перебор с изучением социально-экономического фактора в ущерб живому восприятию истории. Во время учебы Александр стал активно посещать московские храмы. После института по распределению попал в Белгородскую область, в сельскую школу. «Две недели, буквально, поработал, стало известно, что посещаю храм. Пошла молва. Вызвали в отдел районного образования и предложили уволиться по собственному желанию». Александр порвал комсомольский билет и поехал домой. Примерно месяц пожил дома и затем отправился в Почаевскую Лавру. Сначала его взяли трудником, но скоро дали подрясник и он стал послушником.

В Лавре пробыл меньше года. Приехала комиссия из Киева, стали шерстить молодых. Благочинный посоветовал послушнику Александру не идти на собеседование. Он собрал вещи, пошел на автовокзал, по дороге надумал поступать в семинарию. Вернулся обратно в Лавру, попросил благословения, духовник его благословил. После семинарии в Загорске, так назывался тогда Сергиев Посад, Александр оказался в числе насельников Данилова монастыря. Это древнейший монастырь Москвы – князь Даниил, сын Александра Невского, основал его в 13-м веке. Данилов монастырь был первым открыт в перестроечное время. В 1984 году Александр принял постриг. Пребывание в монастыре совмещал с учебой в Духовной академии.

В этом году исполняется 35 лет служения о. Кирилла в священном сане. С 1991-го года он является настоятелем храма святителя Николы на Берсеневке - древнейшего храма Замоскворечья. На этом месте был мужской монастырь. Нынешнее здание храма построено в 1657-м году, это был домовый храм.

«Отец был против того, чтобы я пошёл по монашескому пути. В детстве он добродушно, но и не без раздражения называл меня «дьячком», а мать не говорила ничего, а только переживала. Потом с выбором сына родители смирились. Дело в том, что монашество – это призвание. «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал» – сказал Господь. В монашестве есть что-то сокровенное, но, конечно, если Бог не даст силы, если Он не станет вести и ограждать, то монашество будет очень жалко выглядеть. Александр Сергеевич – моё гражданское имя, оно, конечно, редко фигурирует. Например, когда я бываю в больнице на лечении, вот там обычно обращаются по имени-отчеству, но это нечасто бывает, я от этого имени отвык. Правда, отец говорил мне так: «Как я тебя называл Сашкой, так и буду называть, хоть ты меня убей». Родители игумена Кирилла неоднократно приезжали на его приход. Отец говорил, что «легче перекидать машину угля, чем выстоять одну службу у вас в храме». Самое трудное – это молиться Богу и ухаживать за престарелыми родителями. Отец настоятеля очень много и активно потрудился при храме, сад посадил своими руками. Мама жила по нескольку недель. На службу приходила раньше всех и уходила позже других. Она умерла за год до отца. Оба похоронены в Артёмовске.

Сейчас ни одна экскурсия по центру столицы не обходится без посещения Палат Аверкия Кириллова и храма Николы Чудотворца на Берсеневке. «Перед вами – одно из чудес древней Москвы, благодаря которому она по сей день зовётся Белокаменной и Златоглавой» – эта фраза стала уже литературным штампом для гидов по Замоскворечью. Сегодня, когда паломники и туристы любуются великолепием этого шедевра русских зодчих, трудно поверить, что ещё в 1991 году, когда весь храмовый комплекс, вместе с Набережными палатами, передали Русской Православной Церкви, без боли и слёз нельзя было созерцать то, во что в безбожное советское время был превращён этот памятник архитектуры, охраняемый законом.

«Как после бомбёжки», – так в двух словах передал свои впечатления от увиденной картины о. Кирилл. «Большое здание дома причта было в ужасном состоянии – без окон и дверей, без крыши, в стенах трещины – как будто после бомбёжки. Долго ходил я кругами вокруг него, не зная, как к нему приступить. Потом прорвало – с группой прихожан за пару часов мы заделали все оконные проёмы. Успех окрылил, мы начали постепенно осваивать здание. В конце 1991 года вместе с членами братства «Всех святых, в Земле Русской просиявших» начали совершать молебны на территории храма. Сам храм пребывал в сильном запустении: в алтаре центрального придела находился отдел парковой культуры, в правом алтаре – во имя Феодосия Великого – архив, а в левом, Никольском – туалет. Мерзость запустения, одним словом – поначалу я даже не мог представить, с чего начать. В январе 1992 года была учреждена церковная община, а уже в мае, на престольный праздник святителя Николы была отслужена первая всенощная и обедница, прошёл крестный ход. Богослужения совершали без сокращений, хор пел древним знаменным распевом. Духовный подъём у всех, несмотря на запустение, был необычайным».

Сегодняшнее благолепие храмового комплекса на Берсеневке – это подвиг веры всей церковной общины, которая в тяжелейших социально-экономических условиях, когда распалось огромное государство и народ массово обнищал, когда не хватало элементарного, при явной помощи Божией сумела восстановить древнюю святыню. И не только восстановить, но и стать одним из центров духовно-патриотического возрождения России.

«Храм в идеальном состоянии и внешне и внутри. Он один из самых красивейших в столице. Всё, что здесь видите, образно говоря, кровью и потом нам далось, – продолжает о. Кирилл, – тем не менее, будем скромны и самокритичны. Положа руку на сердце, могу сказать – моя заслуга в этом минимальна. Слава Богу, мир не без добрых людей! Десятки прихожан безкорыстно трудились, помогали возрождению и сельских храмов, откликались на общественно значимые проблемы, переживали за православных Украины и Сербии, противодействовали глобализации. 30 лет срок немалый, всё что сделано – сделано с помощью Божией, предстательством Пресвятой Богородицы и покровителей нашего святого храма – святителя Николы, преподобного Феодосия, всех угодников Божиих, которые почивают здесь мощами, есть намоленные образы, были мироточения. Поэтому, «не нам, Господи, не нам, но имени Твоему» да будет слава.

Большую работу община во главе с игуменом Кириллом проводила в деревнях нескольких регионов России, в частности, в Воронежской области. Был дан мощный импульс в возрождении двух десятков руинированных храмов, установлено около 30 поклонных крестов. Самое главное, что зате́плилась молитва, благодаря чему живущие там люди не будут оторваны от соборной молитвы всего нашего народа. В паре сотен храмов в разных регионах были совершены богослужения по старому обряду.

Храм святителя Николы на Берсеневке является приходом Русской Православной Церкви, но службы в нем проходят по старому обряду – для этого есть все канонические основания. Поместный Собор РПЦ в 1971 году признал равночестными и равноспасительными старые и новые обряды. «В лоне Церкви есть те, кто стремится к более строгой модели служения, к корням. Нужно предоставить этим людям нишу в нашей Церкви» – так рассуждал покойный Патриарх Алексий II. Святейший Патриарх Кирилл, будучи на нашем приходе, отметил важность сохранения старого обряда в современной жизни Русской Православной Церкви, – «потому, что это сохраняет связь с нашим древним преданием». Также и потому, что «есть люди, которые сегодня именно через этот обряд находят путь ко Христу». По словам Его Святейшества, «в Русской Церкви все это должно быть, и не как явление второго сорта, а точно так же, как и новый обряд». «Самое главное, чтобы не было расколов и разделений. Вот на чем наша Церковь теряла много сил, отчего, может быть, и не справилась с теми задачами, с которыми должна была справиться, – что и привело к революции, гражданской войне, безбожию, – подчеркнул Святейший. – Поэтому сегодня нужно хранить единство Церкви. А что касается обрядов, то каждый из них – и новый, и старый – должны помогать людям открывать Евангелие, открывать Господа и Спасителя».

В Никольском храме уже 30 лет службы проводятся по старому обряду. Дониконовский богослужебный уклад – это живой голос средневековья. Россия утеряла соборность в церковном пении; в приходских храмах и многих монастырях привыкли к партесу, поют «партиями», как в миру. А в знаменном распеве мы слышим хор, который не поёт, а молится: истово и строго. О. Кирилл – ревнитель погружательного крещения. Что касается перстосложения, то двуперстное крестное знамение выражает ту же самую истину, что и троеперстие, только в другой комбинации пальцев. Но двуперстие является более древним и более глубоким по содержанию. У нас в храме крестятся двуперстно, но новичков, когда они приходят, никто не заставляет сразу соответствовать всем требованиям. При наличии внутреннего догматического единения некоторые разнообразия во внешней обрядовой форме вполне допустимы – такова официальная позиция. Жаль, что к такому разумному и простому решению не пришли в XVII веке, когда произошёл церковный раскол. О. Кирилл неоднократно высказывал мысль о необходимости на соборном уровне выразить сожаление о гонениях на старообрядцев.

Игумен Кирилл три срока занимал должность председателя Союза Православных братств – крупной церковно-общественной организации, объединяющей активных мирян, занимающейся просветительством и социальной работой. Союз был учрежден по благословению Святейшего Патриарха Алексия II на праздник Покрова Божией Матери в 1990 году.

О. Кирилл принадлежит к тем редким личностям, которые занимаются всеми направлениями, касающимися Православия и России. Ему до всего есть дело – это его особенность. Батюшка болеет за многострадальный русский народ, за возрождение исторической государственности, за каноническую чистоту Православия, за единство Церкви, много занимается проблемами Украины и Украинской Православной Церкви, болеет за Сербию, за оторванное от нее Косово, за все, казалось бы, необъятное.

Игумен Кирилл – член Союза писателей России. Издано девять книг его воспоминаний, на подходе десятый том. «Из духовных писателей, говорит о. Кирилл, – мне импонируют прп. Паисий Святогорец и архимандрит Рафаил (Карелин) – он живёт в Грузии, у него очень образный язык. В поучениях прп. Паисия притягивает глубина его духовного опыта и множество назидательных примеров из жизни». В книгах о. Кирилла нужно отметить прекрасное владение словом, живость повествования, непринуждённость изложения. У него своеобразный, раскованный, без штампов стиль изложения. Смелость, острота, нелицемерность оценок самых разных проявлений современной церковной жизни. Интересны заметки о Православных Поместных Церквах и различных конфессиях (с их практикой в столице автор основательно познакомился). Десятки статей были посвящены старообрядцам, с которыми о. Кирилл в тесном контакте, в частности, с митрополитом Корнилием. Серия статей была посвящена нашим выдающимся соотечественникам, как прошлого, так и современности. Интересно описание многочисленных поездок о. Кирилла. Особо можно выделить поездку в Косово, которая была связана с риском, а также три поездки на малую Родину на Луганщину после 2014 года. Одно из запоминающихся – описание Славянского хода по странам Европы во главе с выдающимся русским писателем Олегом Анатольевичем Платоновым. Отдельно можно выделить цикл репортажей о жизни глубинки в «Дневниках деревенского попа».

Диапазон содержания «Воспоминаний» игумена Кирилла поистине необъятен. Здесь присутствует и Русь XVI-ХVII веков, и вдумчивый анализ «западного христианства», очерки «Об истории России начала ХХ века», об исторической роли Иоанна Грозного и Иосифа Сталина. Перед нами своеобразная энциклопедия русской действительности начала ХХI века. В ней описано множество событий, явлений, имен – автор погружает нас в поток нашей национальной жизни, захватывая читателя меткостью, остротой и живостью своих наблюдений и оценок.

Особенность игумена Кирилла – исследовательский, любознательный, цепкий и наблюдательный ум. Незаурядная личность. Вы можете быть с ним на одном мероприятии, в одной и той же паломнической поездке, видеть одного и того же человека. Но когда о. Кирилл начинает рассказывать о том или ином событии, на котором вы были вместе с ним, у вас как будто открываются глаза, и вы видите всё как в первый раз, для вас это событие открывается заново. Автор глубоко видит саму суть, но и масса всевозможных деталей, мелочей (а из мелочей соткано большое: какой-либо тонко подмеченный нюанс может многое рассказать, раскрыть личность, событие) не ускользают от его пытливого взгляда.

Как-то о. Кирилла спросили, кто он по гороскопу и верит ли он в связь судьбы человека с местом и временем его рождения. – «И просто для мирян день ангела является приоритетным над днём рождения. У монахов же – это день святого, имя которого они получили при постриге. Гороскопов мы чураемся, потому что это противоречит принципам христианской веры. Для христиан понятно, что ничего случайного в жизни не бывает, но определяющим является воля Божия, а не расположение звезд».

Разъясняя для мирского человека, далёкого от церковной жизни, что такое настоятель и, собственно, церковная иерархия, о. Кирилл говорит так: «Настоятель храма – это административная должность, а игумен – звание духовное. Оно примерно соответствует званию майора в армии. Иеромонах – лейтенант, игумен – майор, архимандрит – полковник, а уже дальше идут архиерейские чины – это генеральские звания, и, стало быть, Патриарх по такой аналогии – маршал или даже генералиссимус. У каждого христианина в идеале должен быть духовник, причём на всех уровнях: и мирянин, и священник, и епископ, и Патриарх должны иметь духовника. Святые отцы сравнивают духовника с кормчим корабля и учат, что с опытным кормчим корабль минует рифы и достигнет берега». «К людям, которые не верят в Бога, я отношусь, в первую очередь, с недоумением. Мне кажется, что простая логика рассуждений должна прямо приводить к признанию Творца. А второе – это сожаление, жалость, что они лишены этого познания. Богопознание предполагает наличие чистоты сердца. Бог открывается людям, которые живут в простоте, в чистоте, в духовном опыте, а размышления о Боге за чашкой кофе и с сигаретой в руке – это ложный путь. У верующего человека намного больше стимулов делать добрые дела. Память о посмертном воздаянии, по выражению Иоанна Златоуста, она, как узда, которая удерживает человека от греха. Мы созданы Богом по образу и подобию Его, мы призваны прославлять Творца, благодарить Его, а если мы этого не делаем, то проявляем неблагодарность».

Пресс-служба Союза Православных братств

После монашеского пострига





Вербное воскресенье. Община храма свт. Николы на Берсеневке



На Кипре



Престольный праздник. Общинная трапез

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Новости Москвы
Все статьи темы
Новости Донбасса
Все статьи темы
Новости РПЦ
Все статьи темы
Последние комментарии
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
26.04.2024 00:27
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 00:26
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:57
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:44
К 305-летию выхода Робинзона Крузо
Новый комментарий от Павел Тихомиров
25.04.2024 22:02
Потерянное время
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 21:45