Георгий Фёдорович Захаров считался одним из самых образованных в военном отношении командиров Красной Армии. Ещё в годы Первой мировой войны он окончил школу пехотного полка, в годы Гражданской войны – пехотные курсы, затем – курсы «Выстрел» в Москве, затем – Военную академию РККА им. М.В. Фрунзе и, наконец, –Академию Генерального штаба (1939).
Происходил он из бедной крестьянской семьи, был десятым из тринадцати детей и потому уже с 11-ти лет начал проходить суровую школу жизни: работал в Саратовеучеником на гвоздильном заводе, в сапожной и портняжной мастерских, упаковщиком на складе и одновременно учился в воскресной школе.
С 1916 года служил в Русской Императорской Армии, был произведён в прапорщики. С июля 1917 г. в должности командира полуроты воевал на Западном фронте, получил первое офицерское звание (чин) подпоручика, а в октябре был выбран солдатами командиром полка. Службу в Красной Армии начал в 1919 г.,командиром стрелковой роты воевал на Восточном фронте, был ранен. Далее занимал различные военные должности, в том числе был начальником штаба дивизии под командованием будущего маршала И.С. Конева, штаба стрелкового корпуса под командованием будущего маршала Ф.И. Толбухина и штаба Уральского военного округа.
В начале войны он был направлен начальником штаба 22-й армии Западного фронта, которая участвовала в Смоленском сражении. Армия, имея в своём составе 6 недоукомплектованных дивизий, при полном отсутствии авиацииумело держала подвижнуюоборону у Невеля против 16-ти полнокровных немецких дивизий, включая 3 танковые и 3 моторизованные, наносила противнику сильные удары и не дала окружить себя. (Подвижную оборону, в отличие от позиционной, применяют при явном превосходстве сил противника, нанося ему сильные контрудары в ходе отступления и не давая ему окружить себя. – В.Г.)
Командующий немецкой 3-й танковой группой (армией) немцев Г.Гот писал в мемуарах: «Настроение главнокомандующего сухопутными войсками (Браухича– В.Г) 21 июля было подавленным. Так же и начальнику генерального штаба (Гальдеру – В.Г.)перспективы на достижение сколько-нибудь значительного успеха в этой битве не казались блестящими. Из кольца окружения под Невелем, на создание которого бросили так много сил и средств, ускользнуло значительное количество русских войск. <…>Русские, видимо, ещё не могут организовать твёрдое управление своими войсками. Лишь в Полоцке находился способный руководитель». Эти слова относились не только к талантливому командующему 22-й армией генерал-лейтенанту Ф.А. Ершакову (впоследствии попавшему раненным в плен и погибшему там в июне 1942-го), но и к начальнику его штаба генерал-майору Г.Ф. Захарову.
Подтверждал это и бывший в то время заместителем командующего Западным фронтом А.И. Ерёменко: «Командовал армией генерал-майор(в действительности, генерал-лейтенант – В.Г.) Ф.А. Ершаков– человек храбрый и добросовестный. В проведении принятых решений он был требователен и настойчив, характер имел спокойный, ровный. Его удачно дополнял начальник штаба армии — генерал-майор Г. Ф. Захаров, оперативно достаточно подготовленный и очень волевой…».
14 октября 1941 г., после ранения командующего Брянским фронтом (в то время им был Ерёменко), Захарова назначили на его место. К этому времени фронт перенёс сокрушительные удары 2-й танковой группы Гудериана, часть войск оказалась в окружении, но Захаров сумелвойска вывести и прочно удерживал Тулу. Однако 10 ноября фронтбыл расформирован, его войска переданы Западному фронту Г.К. Жукова, а сам Захаров был назначен заместителем Жукова. Его манере поведенияна этом посту современники давали разные оценки – от положительных до остро критических.
Вообще воспоминания о нём были противоречивыми. Тот же А.И.Ерёменко: «У Захарова голова неплохая, он человек большой воли и требователен по службе, но страшный грубиян, я бы сказал, просто самодур. Не разобравшись как следует, накричит на человека, а иногда и изобьёт».(Пишут, что сам Андрей Иванович тоже занимался рукоприкладством, правда, был отходчив.Что поделать, большинство военачальников КраснойАрмии происходило из рабоче-крестьянской среды и хорошей воспитанностью отличались далеко не все из них.)
Начальник штаба одного из стрелковых корпусов Сталинградского фронта говорил другое: «Тов. Захаров на протяжении самого ответственного периода с 15 по 20 декабря [1942 года]находился неизменно в штабе корпуса и вместе с нами делил радость и горе. Захаров очень тактичный и умный генерал. Казалось бы, в штабе находится заместитель командующего фронтом, он мог бы оказать грубое влияние на решения, вмешиваться с ущемлением самолюбия, если принимается неправильное решение, но Захаров умел подсказывать, если нужно, и не подчеркивая своего влияния».
С мая 1942 г. Захаров служил начальником штаба ряда южных фронтов, с октября – зам. командующего Сталинградским (ставшим затем Южным) фронтом, принимал непосредственное участие в Сталинградской битве. Хотя он имел хорошую штабную подготовку и большой опыт штабной работы,всегда стремился к командной деятельности. В феврале 1943 г., когда закончилась череда наших поражений, и у Сталинграда враг был разгромлен, желание сбылось–его назначили командующим 51-й армией Южного фронта, которая участвовала в Миусской наступательной операциив Донбассе, а с 31 июля –командующим 2-й гвардейской армией того же фронта (переименованного в 4-й Украинский).
Путь армии сопровождалсяцелым рядом победоносных сражений, в результате которых были полностью освобождены Донбасс и Мелитополь, ликвидирован немецкий плацдарм у Херсона. В апреле-мае 1944 г., вместе с Приморской и51-й армиями, 19-м танковым корпусом и частями Черноморского флота она нанесла «3-й Сталинский удар» – освободила Крым.
Признанием заслуг и полководческих способностей генерал-полковника Захарова стало его назначение 4 июня 1944 г. на должность командующего 2-м Белорусским фронтом. Готовился «5-й Сталинский удар» – крупнейшая во 2-й мировой войне наступательная операция «Багратион» с участием четырёх советских фронтов: 1-го, 2-го, 3-го Белорусских и 1-го Прибалтийского. Это был звёздный час генерала.
Фронт успешно выполнил поставленные задачи: прорвал сильную оборону противника, освободил Могилёв, во взаимодействии с другими фронтами загнал 100 тысяч немцев в большой «котёл» под Минском, освободил Минск, Брест и Белосток. Командующему фронтом в июле было присвоено звание генерала армии и вручён орден Суворова 1-й степени. Всего же за годы войны Г.Ф. Захаров был награждён двумя такими орденами, а также орденом Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, орденом Кутузова 1-й степени, орденом Богдана Хмельницкого 1-й степени и др. орденами и медалями. Его именем названы площадь в Севастополе, который освобождала его армия, улицы в Симферополе, Саратове и Гродно.
Скупой на похвалы Маршал Жуков писал: «Хорошие результаты были достигнуты и 2-м Белорусским фронтом…» («Воспоминания и размышления» – М., 2022. – С. 495).Однако, несмотря на безусловные боевые успехи, в конце ноября1944 г. Захарова понизили в должности и направили командовать армией 3-го Украинского фронта, которая при нём отличилась в Будапештской и Венской стратегических наступательных операциях.
Причина понижения состояла в том, что к этому времени линия советско-германского фронта существенно сократилась, Верховный Главнокомандующий вполне овладел оперативно-стратегическим искусством, надобность в представителях Ставки, координирующих действия нескольких фронтов, отпала, и полководец №1 Г.К. Жуков остался как бы«не у дел». Верховный предложил маршалу возглавить 1-й Белорусский фронт (по другой версии, Жуков сам об этом попросил), нацеленный на главное направление – Варшаву и Берлин, но этим фронтом уже командовал прославленный маршал К.К. Рокоссовский. Того пришлось переместить на 2-й Белорусский фронт, нацеленный на Померанию (северную часть Польши и Германии), и пожертвовать Захаровым.
Рокоссовский в книге «Солдатский долг» (М., 1985, 4-е изд., с. 287) писал:«Принимаю должность от генерала армии Захарова. Сознаюсь, мне было очень неловко перед ним. Ведь он хорошо командовал. И вдруг я пришёл на его место. Мне-то ещё полбеды – заступаю на равноценную должность, а Захаров назначается, формально говоря, с понижением – заместителем командующего фронтом» (здесь неточность: Захаров возглавил 4-ю гвардейскую армию –В.Г.).
После войны Георгий Федорович служил на высоких командных должностях. Умер он рано, не дожив до 60-ти лет, похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы.
Валерий Габрусенко, публицист, кандидат технических наук, доцент, член-корреспондент Петровской академии наук и искусств
1.