itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Пороть или не пороть?

По данным ВЦИОМ, постепенно происходит уход от физических методов воспитания в сторону разговоров, убеждений и ограничений

Ювенальная юстиция  Семья 
0
563
Время на чтение 7 минут

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил на своём сайте результаты опроса о том, какие методы воспитания используют россияне.

«Воспитание детей в современной семье отличается от тех методов, которыми пользовались наши родители, - отмечается в материале ВЦИОМ. - Этому способствует множество факторов: популяризация различных воспитательных методик, появление детских и семейных психологов, стремительное развитие рынка детских товаров и услуг, ориентация в образовании на индивидуальные особенности ребенка, практики публичного осуждения некоторых мер воспитания, смена традиционных ролей в семье и другое. Но самое важное – изменилось информационное пространство, которое окружает и наполняет новыми смыслами и нормами отношений жизнь современных детей и их родителей. Несмотря на это основным методом воспитания остаются нравоучения и наставления, так воспитывали 62% наших сограждан их родители, три четверти современных родителей также его придерживаются (76%). Этот подход можно назвать универсальным, в детстве с ним столкнулись россияне из самых разных демографических групп, реже - жители села (52%) и россияне старшего возраста (55%).

Топ-5 методов, которые использовали родители опрошенных:

Наставления, нравоучения – 62%;

Постановка в угол в качестве наказания - 30%;

Ограничение просмотра телевизора/ гаджетов/ прогулок – 27%;

Наказание ремнем – 21%;

Телесные наказания в виде шлепков, щелчков, подзатыльников – 20%.

Каждого третьего в детстве ставили в угол (30%), мужчины сообщали о таком опыте, чаще, чем женщины (34% vs. 26%). В тройку популярных методов вошли также ограничения прогулок или просмотра телевизора (27%). Среди россиян старшего возраста с такими ограничениями в детстве сталкивались лишь 11%, а молодежь 18-34 лет отмечает этот вариант в 40-47% случаев. Это легко объясняется тем, что 60 лет назад телевизор был далеко не в каждом доме, а детские программы и мультики были большой редкостью. Физические наказания – шлепки, подзатыльники и наказание ремнем – присутствовали в детстве у пятой части россиян (20-21%). Таким методом чаще воспитывали мужчин (23-29% vs. 19-14% у женщин). В меньшей степени россияне в своем детстве сталкивались с лишением карманных денег – 11%, но молодые люди 18-34 лет говорят об этом чаще – 21-18%».

«Современные родители, - говорится далее в исследовании ВЦИОМ, - воспитывают детей не так, как воспитывали их, но лидерство остается за устными методами – нравоучения, наставления (76%). Особое внимание им уделяют родители 45-59 лет (81%); те, у кого есть высшее образование (85%) и столичные родители (83%).

Топ-5 методов, применяемых современными родителями:

Наставления, нравоучения – 76%

Ограничение просмотра телевизора/ гаджетов/ прогулок – 31%

Постановка в угол в качестве наказания - 19%

Телесные наказания в виде шлепков, щелчков, подзатыльников – 13%

Наказание ремнем – 7%

На втором месте, вытеснив наказание углом, сегодня методы ограничительного характера –ограничение гаджетов, телевизора и прогулок - 31% среди тех, у кого есть дети. Актуальность ограничительных мер выше у родителей несовершеннолетних детей (47%); родителей с высшим образованием (40%) и хорошим материальным положением (35%). Популярность таких мер сегодня легко объясняется разнообразием и доступностью детского контента и гаджетов. Если раньше о собственном телевизоре дети могли только мечтать, то сегодня смартфон или планшет есть у многих детей с раннего детства.

Мужчин и женщин в детстве воспитывали по-разному, по-видимому, к мальчикам относились более строго, к ним чаще применялись все перечисленные методы, но, прежде всего, наказание ремнем (в 2 раза чаще), лишение карманных денег (в 2 раза чаще), постановка в угол (в 1,3 раза чаще) и шлепки (в 1,2 раза чаще). При этом будучи родителями и отцы, и матери используют примерно одинаковые методы воспитания, а женщины даже чаще прибегают к шлепкам и подзатыльникам (14% vs. 11%).

Однако те мужчины и женщины, у кого еще нет детей, видят воспитание по-разному, в этой группе мужчины гораздо чаще одобряют телесные наказания (13% vs. 5%), постановку в угол (33% vs. 13%) и ограничительные меры (51% vs. 36%).

Угол в качестве метода воспитания используют 19% современных родителей, что в 1,6 раза реже по сравнению с тем, как воспитывали их. Те, у кого нет детей, говорят о допустимости подобного метода чаще других - 24%. Телесные наказания современные родители применяют намного реже: шлепки и подзатыльники используют 13% (реже в 1,5 раза по сравнению с тем, как воспитывали их), а ремень – 7% (реже в 3 раза). Молодые родители 18-24 лет сообщили, что вообще не используют данные методы. К лишению карманных денег обращаются 8% современных родителей, при этом в группе тех, у кого еще нет детей, использовать данный метод планируют 28%. Постепенно происходит уход от физических методов воспитания в сторону разговоров, убеждений и ограничений. Воспитательные модели становятся более гуманными, демократическими, приходит понимание, что насильственные методы не позволяют установить доверительных отношений с ребенком, поэтому подавляющее большинство родителей в наши дни, в первую очередь, опираются на разговоры».

«Несмотря на то, что в целом происходит изменение арсенала используемых методов воспитания, межпоколенческие практики передачи опыта воспитания детей внутри семьи остаются достаточно прочными. Если в детстве человек сталкивался с тем или иным методом воспитания, то он с большей вероятностью будет использовать его по отношению к своим детям. Те россияне, кого воспитывали через нравоучения, применяют их к своим детям в 92% случаев (vs.76% от всех родителей).

Столкнувшиеся в детстве с ограничениями телевизора или прогулок выбирают данный метод по отношению к своим детям в два раза чаще (62% vs. 31% от всех родителей). Подобный тренд распространяется и на другие методы воспитания: если человека ставили в угол или давали подзатыльники, то он будет делать также – 42-40%, что в 2-3 раза выше в сравнении со всеми опрошенными родителями (19-13%). Наказание ремнем повышает вероятность применения данного метода к своим детям в 3,5 раза (25% vs. 7%), а лишение карманных денег – в 5 раз. Если в детстве человека «наказывали рублем», он будет поступать также, воспитывая своих детей, в 43% случаев (vs. 8% от всех родителей). Эти усвоенные в детстве практики воспитания не только реализуются в собственном родительском поведении, они формируют представления о воспитании в целом. Даже те, у кого еще нет детей, чаще выбирают и одобряют именно те методы, которыми воспитывали их самих», - заключили в исследовании ВЦИОМ.

Руководитель департамента издательских программ ВЦИОМ, соавтор книги «Родительство 2.0» Анна Кулешова, комментируя результаты опроса, отметила:

В ХХ веке во всем мире произошли важные изменения, вызванные улучшением качества жизни и медицины, каждый рожденный ребенок получил почти стопроцентный шанс дожить до совершеннолетия. Эти изменения привели к тому, что в России в начале XXI века случилась так называемая родительская революция (в Европе и Америке она состоялась в 1980–1990-е годы), представления о родительстве и детстве достаточно серьезно изменились:

Сформировалось убеждение, что детское счастье базируется на признании личности ребенка и важности его переживаний.

Потребление стало одним из главных способов выражения чувств, дети нередко растут в ситуации переизбытка игрушек и вещей (настоящий любящий родитель обязан купить своему ребенку все и даже больше). Ограничение потребления стало одним из инструментов воспитания детей.

Благодаря обществу потребления и изобретению новых потребностей (раньше, например, дети умели развиваться без развивающих игрушек) появился феномен детоцентризма. Он повлек за собой серьезные изменения в отношении взрослых к детям. От превосходства над младшими, требования от них «уважения к старшим» отцовство и материнство пришло к соревнованию между родителями: кто больше угодит детям, кто лучше развлечет их и т.п.

Говоря о любви к детям, папы и мамы сегодня вынуждены подразумевать под ней безопасность — таков результат давления общества и законодательства многих стран. Между свободой и безопасностью выбор делается в пользу последней.

Поскольку родители опасаются неработающих социальных лифтов, они пытаются обеспечить своим детям успешное будущее, начиная с самого раннего возраста: надо пристроить ребенка в садик при правильной школе, сотрудничающей с университетом, нанять репетиторов, потом учить в университете на платном отделении, чтобы выросшее чадо имело достойную работу и зарплату. Но к началу свободной взрослой жизни дети приходят без малейшего опыта самостоятельности, без опыта структурирования свободного времени и даже без опыта нарушения норм, ведь они всю жизнь жили по созданному родителями расписанию и под перманентным контролем.

Огромное влияние на представления о нормах воспитания оказали психологи и психоаналитики, сформировавшие убежденность в том, что все взрослые проблемы у людей из детства, а в большей их части виновата мать, ведь именно она принимает решения в отношении ребенка, заставляет или не заставляет его учиться, правильно или неправильно воспитывает и т.п. Так что в современном мире даже в 40 или в 50 лет вполне нормально обвинить мать в своих неудачах…

Современная мать — это человек, который обеспечивает физическое выживание детей, удовлетворение их базовых потребностей, а еще она немного педиатр, психолог и педагог. Материнство стало ответственным делом, требующим особых знаний и умений. Социологи нередко говорят о «профессиональном» материнстве.

Современные супруги начинают общаться не только меньше, но и по-другому: теперь почти все их разговоры посвящены ребенку, его воспитанию. Причем муж и жена с готовностью принимают эту трансформацию — в отличие от мысли о том, что можно все-таки не столь активно заботиться о ребенке.

Родительство стало более творческим, а детство — разнообразным. Всеобщее образование несколько отодвинуло границы взросления.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

2. анекдот из Крокодила 70-х годов

У меня было пять теорий воспитания детей! Теперь у меня пять детей. И не одной теории!
дед / 09.08.2022 16:55

1.

Что знает о воспитании ВЦИОМ? Пожалуй, ничего... Судя по опросу, воспитание в глазах ВЦИОМ сводится всего к двум вещам 1) промывка мозгов ("наставления, нравоучения") и 2) наказания. Читать мораль и наказывать - это классическая схема плохого воспитания. Первый способ хорошего воспитания это показывать пример. Второй способ - это совместная деятельность с ребенком. Третий способ (кстати, активно применяемый и сегодня) - это поощрение. Четвертый - это взаимная договоренность (с ребенком достигается соглашение,которое должны соблюдать обе стороны). Пятый - это разговоры (не наставления, а обсуждение). Всё это в опросе пошло лесом. Осталась лишь идеологическая накачка, которой надо следовать под страхом наказания. Так можно вырастить либо раба и невротика, либо лжеца и обманщика.
Андрей Карпов / 09.08.2022 09:56
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Ювенальная юстиция
Все статьи темы
Семья
«Закон без четких дефиниций окажется неработающим»
Идея запретить child-free интересная, но малоэффективная
15.09.2022
Кукольная война
О куклах-мутантах
05.09.2022
Как победить демографический кризис
Размышления детского врача
01.09.2022
Белград в ожидании десанта содомитов
Президент устранился. Патриарх молчит. Народ недоумевает
26.08.2022
Все статьи темы
Последние комментарии
О ереси отрицания Всемогущества Божия
Новый комментарий от Владимир_Урусов
17.09.2022 10:11
Нам нужна одна Победа
Новый комментарий от Алексей Петрович
17.09.2022 09:59
Что нужно для Победы?
Новый комментарий от С. Югов
17.09.2022 09:29
Вступление Ирана в ШОС — позитивный шаг для глобальной политики
Новый комментарий от Владимир Николаев
17.09.2022 08:32
Это война!
Новый комментарий от Владимир Николаев
17.09.2022 08:17
От спецоперации к войне
Новый комментарий от Алекс. Алёшин
17.09.2022 07:09