Пороть или не пороть?

По данным ВЦИОМ, постепенно происходит уход от физических методов воспитания в сторону разговоров, убеждений и ограничений

Ювенальная юстиция  Семья 
0
847
Время на чтение 7 минут

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил на своём сайте результаты опроса о том, какие методы воспитания используют россияне.

«Воспитание детей в современной семье отличается от тех методов, которыми пользовались наши родители, - отмечается в материале ВЦИОМ. - Этому способствует множество факторов: популяризация различных воспитательных методик, появление детских и семейных психологов, стремительное развитие рынка детских товаров и услуг, ориентация в образовании на индивидуальные особенности ребенка, практики публичного осуждения некоторых мер воспитания, смена традиционных ролей в семье и другое. Но самое важное – изменилось информационное пространство, которое окружает и наполняет новыми смыслами и нормами отношений жизнь современных детей и их родителей. Несмотря на это основным методом воспитания остаются нравоучения и наставления, так воспитывали 62% наших сограждан их родители, три четверти современных родителей также его придерживаются (76%). Этот подход можно назвать универсальным, в детстве с ним столкнулись россияне из самых разных демографических групп, реже - жители села (52%) и россияне старшего возраста (55%).

Топ-5 методов, которые использовали родители опрошенных:

Наставления, нравоучения – 62%;

Постановка в угол в качестве наказания - 30%;

Ограничение просмотра телевизора/ гаджетов/ прогулок – 27%;

Наказание ремнем – 21%;

Телесные наказания в виде шлепков, щелчков, подзатыльников – 20%.

Каждого третьего в детстве ставили в угол (30%), мужчины сообщали о таком опыте, чаще, чем женщины (34% vs. 26%). В тройку популярных методов вошли также ограничения прогулок или просмотра телевизора (27%). Среди россиян старшего возраста с такими ограничениями в детстве сталкивались лишь 11%, а молодежь 18-34 лет отмечает этот вариант в 40-47% случаев. Это легко объясняется тем, что 60 лет назад телевизор был далеко не в каждом доме, а детские программы и мультики были большой редкостью. Физические наказания – шлепки, подзатыльники и наказание ремнем – присутствовали в детстве у пятой части россиян (20-21%). Таким методом чаще воспитывали мужчин (23-29% vs. 19-14% у женщин). В меньшей степени россияне в своем детстве сталкивались с лишением карманных денег – 11%, но молодые люди 18-34 лет говорят об этом чаще – 21-18%».

«Современные родители, - говорится далее в исследовании ВЦИОМ, - воспитывают детей не так, как воспитывали их, но лидерство остается за устными методами – нравоучения, наставления (76%). Особое внимание им уделяют родители 45-59 лет (81%); те, у кого есть высшее образование (85%) и столичные родители (83%).

Топ-5 методов, применяемых современными родителями:

Наставления, нравоучения – 76%

Ограничение просмотра телевизора/ гаджетов/ прогулок – 31%

Постановка в угол в качестве наказания - 19%

Телесные наказания в виде шлепков, щелчков, подзатыльников – 13%

Наказание ремнем – 7%

На втором месте, вытеснив наказание углом, сегодня методы ограничительного характера –ограничение гаджетов, телевизора и прогулок - 31% среди тех, у кого есть дети. Актуальность ограничительных мер выше у родителей несовершеннолетних детей (47%); родителей с высшим образованием (40%) и хорошим материальным положением (35%). Популярность таких мер сегодня легко объясняется разнообразием и доступностью детского контента и гаджетов. Если раньше о собственном телевизоре дети могли только мечтать, то сегодня смартфон или планшет есть у многих детей с раннего детства.

Мужчин и женщин в детстве воспитывали по-разному, по-видимому, к мальчикам относились более строго, к ним чаще применялись все перечисленные методы, но, прежде всего, наказание ремнем (в 2 раза чаще), лишение карманных денег (в 2 раза чаще), постановка в угол (в 1,3 раза чаще) и шлепки (в 1,2 раза чаще). При этом будучи родителями и отцы, и матери используют примерно одинаковые методы воспитания, а женщины даже чаще прибегают к шлепкам и подзатыльникам (14% vs. 11%).

Однако те мужчины и женщины, у кого еще нет детей, видят воспитание по-разному, в этой группе мужчины гораздо чаще одобряют телесные наказания (13% vs. 5%), постановку в угол (33% vs. 13%) и ограничительные меры (51% vs. 36%).

Угол в качестве метода воспитания используют 19% современных родителей, что в 1,6 раза реже по сравнению с тем, как воспитывали их. Те, у кого нет детей, говорят о допустимости подобного метода чаще других - 24%. Телесные наказания современные родители применяют намного реже: шлепки и подзатыльники используют 13% (реже в 1,5 раза по сравнению с тем, как воспитывали их), а ремень – 7% (реже в 3 раза). Молодые родители 18-24 лет сообщили, что вообще не используют данные методы. К лишению карманных денег обращаются 8% современных родителей, при этом в группе тех, у кого еще нет детей, использовать данный метод планируют 28%. Постепенно происходит уход от физических методов воспитания в сторону разговоров, убеждений и ограничений. Воспитательные модели становятся более гуманными, демократическими, приходит понимание, что насильственные методы не позволяют установить доверительных отношений с ребенком, поэтому подавляющее большинство родителей в наши дни, в первую очередь, опираются на разговоры».

«Несмотря на то, что в целом происходит изменение арсенала используемых методов воспитания, межпоколенческие практики передачи опыта воспитания детей внутри семьи остаются достаточно прочными. Если в детстве человек сталкивался с тем или иным методом воспитания, то он с большей вероятностью будет использовать его по отношению к своим детям. Те россияне, кого воспитывали через нравоучения, применяют их к своим детям в 92% случаев (vs.76% от всех родителей).

Столкнувшиеся в детстве с ограничениями телевизора или прогулок выбирают данный метод по отношению к своим детям в два раза чаще (62% vs. 31% от всех родителей). Подобный тренд распространяется и на другие методы воспитания: если человека ставили в угол или давали подзатыльники, то он будет делать также – 42-40%, что в 2-3 раза выше в сравнении со всеми опрошенными родителями (19-13%). Наказание ремнем повышает вероятность применения данного метода к своим детям в 3,5 раза (25% vs. 7%), а лишение карманных денег – в 5 раз. Если в детстве человека «наказывали рублем», он будет поступать также, воспитывая своих детей, в 43% случаев (vs. 8% от всех родителей). Эти усвоенные в детстве практики воспитания не только реализуются в собственном родительском поведении, они формируют представления о воспитании в целом. Даже те, у кого еще нет детей, чаще выбирают и одобряют именно те методы, которыми воспитывали их самих», - заключили в исследовании ВЦИОМ.

Руководитель департамента издательских программ ВЦИОМ, соавтор книги «Родительство 2.0» Анна Кулешова, комментируя результаты опроса, отметила:

В ХХ веке во всем мире произошли важные изменения, вызванные улучшением качества жизни и медицины, каждый рожденный ребенок получил почти стопроцентный шанс дожить до совершеннолетия. Эти изменения привели к тому, что в России в начале XXI века случилась так называемая родительская революция (в Европе и Америке она состоялась в 1980–1990-е годы), представления о родительстве и детстве достаточно серьезно изменились:

Сформировалось убеждение, что детское счастье базируется на признании личности ребенка и важности его переживаний.

Потребление стало одним из главных способов выражения чувств, дети нередко растут в ситуации переизбытка игрушек и вещей (настоящий любящий родитель обязан купить своему ребенку все и даже больше). Ограничение потребления стало одним из инструментов воспитания детей.

Благодаря обществу потребления и изобретению новых потребностей (раньше, например, дети умели развиваться без развивающих игрушек) появился феномен детоцентризма. Он повлек за собой серьезные изменения в отношении взрослых к детям. От превосходства над младшими, требования от них «уважения к старшим» отцовство и материнство пришло к соревнованию между родителями: кто больше угодит детям, кто лучше развлечет их и т.п.

Говоря о любви к детям, папы и мамы сегодня вынуждены подразумевать под ней безопасность — таков результат давления общества и законодательства многих стран. Между свободой и безопасностью выбор делается в пользу последней.

Поскольку родители опасаются неработающих социальных лифтов, они пытаются обеспечить своим детям успешное будущее, начиная с самого раннего возраста: надо пристроить ребенка в садик при правильной школе, сотрудничающей с университетом, нанять репетиторов, потом учить в университете на платном отделении, чтобы выросшее чадо имело достойную работу и зарплату. Но к началу свободной взрослой жизни дети приходят без малейшего опыта самостоятельности, без опыта структурирования свободного времени и даже без опыта нарушения норм, ведь они всю жизнь жили по созданному родителями расписанию и под перманентным контролем.

Огромное влияние на представления о нормах воспитания оказали психологи и психоаналитики, сформировавшие убежденность в том, что все взрослые проблемы у людей из детства, а в большей их части виновата мать, ведь именно она принимает решения в отношении ребенка, заставляет или не заставляет его учиться, правильно или неправильно воспитывает и т.п. Так что в современном мире даже в 40 или в 50 лет вполне нормально обвинить мать в своих неудачах…

Современная мать — это человек, который обеспечивает физическое выживание детей, удовлетворение их базовых потребностей, а еще она немного педиатр, психолог и педагог. Материнство стало ответственным делом, требующим особых знаний и умений. Социологи нередко говорят о «профессиональном» материнстве.

Современные супруги начинают общаться не только меньше, но и по-другому: теперь почти все их разговоры посвящены ребенку, его воспитанию. Причем муж и жена с готовностью принимают эту трансформацию — в отличие от мысли о том, что можно все-таки не столь активно заботиться о ребенке.

Родительство стало более творческим, а детство — разнообразным. Всеобщее образование несколько отодвинуло границы взросления.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

4.

20.10.2022

Кто хочет рачительно воспитать детей своих, воспитывает их в великой строгости и трудных занятиях, чтобы, отличившись и в науках, и поведении, могли они со временем получить плоды трудов своих.
(Преподобный Нил Синайский)



Святитель Тихон Задонский
Из инструкции учителям “Как им в должности звания своего поступать”:

• Некоторые родители так нежно и слабо детей своих воспитывают и содержат, что не хотят их за преступления наказывать и так бесстрашно и своевольно им попускают жить; другие безмерную строгость употребляют и более гнев и ярость свою над ними совершают, нежели наказывают их. Оба — и те, и другие — погрешают. Везде ибо излишество порочно; строгость и милость безрассудная во всяком чине порицается. Сия в расслабление, своевольство, развращение и явную погибель приводит юных, от природы ко злу всякому склонных; другая огорчение, раздражение и уныние в них соделывает. Везде ибо умеренность и средний путь похваляется. Сего ради родителям благочестивым среднего пути держаться должно.
С. Югов / 26.10.2022, 09:52

3. Ответ на 1, Андрей Карпов:

Что знает о воспитании ВЦИОМ? Пожалуй, ничего... Судя по опросу, воспитание в глазах ВЦИОМ сводится всего к двум вещам 1) промывка мозгов ("наставления, нравоучения") и 2) наказания. Читать мораль и наказывать - это классическая схема плохого воспитания. Первый способ хорошего воспитания это показывать пример. Второй способ - это совместная деятельность с ребенком. Третий способ (кстати, активно применяемый и сегодня) - это поощрение. Четвертый - это взаимная договоренность (с ребенком достигается соглашение,которое должны соблюдать обе стороны). Пятый - это разговоры (не наставления, а обсуждение). Всё это в опросе пошло лесом. Осталась лишь идеологическая накачка, которой надо следовать под страхом наказания. Так можно вырастить либо раба и невротика, либо лжеца и обманщика.

Не соглашусь с Вами Андрей. Несмотря на то, что все методы перечисленные Вами совершенно правильные. Я как и Вы готов с прод ними подписаться, но, увы,есть ситуации и по сложнее. Есть разряд проблем становления, когда как раз и идет проверка силы как аргумента. Вообще-то сила это есть- или это миф. В культуре разных этносов, на этапе становления личности однажды встает вопрос силы и возможности ее применения. Если силы как таковой на самом деле нет из этого может следовать глобальный для личности вывод. Сила, как и многие другие достоинства человека имеет достаточное признание не только в обществе, но и в семейной жизни. Женщина хочет , чтобы рядом с ней был сильный мужчина - любая. А сила познается испытанием. Мне, воспитавшему двух детей ни разу не пришлось применить к ним силу, тем не менее каждый из них знал, что я не только имею на это право, но и мому осуществить на деле, разумеется только при определенных условиях и не иначе. Так, что розовым цветов в воспитании не обойтись.

2. анекдот из Крокодила 70-х годов

У меня было пять теорий воспитания детей! Теперь у меня пять детей. И не одной теории!
дед / 09.08.2022, 16:55

1.

Что знает о воспитании ВЦИОМ? Пожалуй, ничего... Судя по опросу, воспитание в глазах ВЦИОМ сводится всего к двум вещам 1) промывка мозгов ("наставления, нравоучения") и 2) наказания. Читать мораль и наказывать - это классическая схема плохого воспитания. Первый способ хорошего воспитания это показывать пример. Второй способ - это совместная деятельность с ребенком. Третий способ (кстати, активно применяемый и сегодня) - это поощрение. Четвертый - это взаимная договоренность (с ребенком достигается соглашение,которое должны соблюдать обе стороны). Пятый - это разговоры (не наставления, а обсуждение). Всё это в опросе пошло лесом. Осталась лишь идеологическая накачка, которой надо следовать под страхом наказания. Так можно вырастить либо раба и невротика, либо лжеца и обманщика.
Андрей Карпов / 09.08.2022, 09:56
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ювенальная юстиция
Все статьи темы
Семья
«Реальные дела воспитывают "лучше всякой болтовни"»
Об идее создания в России министерства по молодёжной политике и воспитанию
12.04.2024
«Нужно найти для них новую семью»
О ситуации вокруг детей, найденных в подвале петербургского дома
12.04.2024
Летим в демографическую пропасть?
По данным ВНИИ труда, доля неполных семей в России выросла почти в два раза
11.04.2024
«Верните детей в семью!»
О курсе семьеведения и необходимости пятидневной учебной недели для школьников
11.04.2024
«Доброе имя нельзя "выкупить" у общества»
О попытках «реабилитировать» Киркорова и Моргенштерна*
11.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
На картошку!
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
15.04.2024 23:18
«Успешные люди» гробят Россию
Новый комментарий от prot
15.04.2024 20:09
Как всё начиналось
Новый комментарий от Русский Иван
15.04.2024 19:17
Александр Сосновский не прав
Новый комментарий от Владимир Николаев
15.04.2024 18:15