Наш прошлый разговор вызвал некоторый резонанс, о чём свидетельствуют комментарии участников обсуждения текста, размещённого как на РНЛ, так и в соцсетях.Вот. к примеру, интересный комментарий нашего постоянного автора, Андрея Карпова:
Хочется спорить (и это, наверное, хорошо).
1. Собеседник Павла имманентно отрицает такую штуку как общецивилизационный культурный тренд. Кто-то выступает застрельщиком, кто-то идёт в кильватере, но списывать всё на карго-культ неправильно. Грубо говоря, если появилась электрогитара, то должен был появиться и рок. Это — следствие нового звучания. Англоязычность — это раболепие перед Западом, но рок был неизбежен по факту принадлежности к этой цивилизации.
2. Подъем рока — не изолированное музыкальное явление. Дело даже вовсе не в музыке. Рок — это контркультура, одно из самых ярких его проявлений. История рока упирается во Вторую мировую. Война закончилась, мир восстановился и выкатился на рельсы потребительского благополучия. Масштаб упал. Рок — реакция на эту ситуацию. Он стал атаковать благополучие.
3. Русский рок — это и особая история. Потому как он атаковал даже не столько благополучие, как идеологизированность общества.
4. Концом рока стал кризис контркультуры. Которая, с одной стороны, проиграла — рок стал формой потребительства. Потребительство как ценность стало тотальным, не оставляя места сопротивлению. С другой стороны, контркультура победила, поскольку её формы вошли в мейнстрим, стали частью базовой культурной матрицы (матрицы Постмодерна). Острота, семантический вызов, составляющие ранее душу рока, ушли. Он потерялся, растворился в общем фоне разнообразия культурных форм.
5. На замену року ничего не пришло, потому как в Постмодерне длительно лидерство чего бы то ни было невозможно.
Мне хотелось бы продолжить разговор, хотя ты так эффектно расставил многие точки над i. И всё-таки точку ставить рано в разговоре.
Изначально мы отталкивались от того, что наше общество, утратившее ориентиры, восприняло часть современных на тот момент общемировых «трэндов» в качестве «карго-культа». Иными словами, люди, обладавшие очень фрагментарным представлением об устройстве условного «запада», полагали, что усвоение и копирование неких элементов, присущих культурной жизни «запада», позволит стать сопричастными тому миру, который мнился «землёй обетованной».
И в качестве одного из примеров «культа карго» приводится факт старательного копирования музыкантами приёмов игры, характерных для тех или иных музыкальных стилей. Но тут ведь вовсе необязательно мы имеем дело с психологией последователей этого наивного культа. Тут, скорее. просто отношение учеников к учителю.
Если художник хочет освоить некий стиль, то он обязан внимательно изучить приёмы, технику. Дабы приобщиться к полюбившемуся ему направлению в искусстве.
Да, рокенролл воспринимался у нас как крипто-религия – «рокенролл – славное язычество // я люблю время колокольчиков».
Но тут есть несколько НО.
Во-первых, таких людей, обладающих целостным мировоззрением, для которых контркультура была некой совокупностью обрядов и верований, было немного. Многим просто нравилось «оттягиваться», при этом протестный дух музыки как раз весьма сочетался с тем настроем, который и так уже был в душе. И сердца, требовавшие «перемен» - это ведь для подавляющего большинства слушателей и подпевателей - вовсе не о том, что исполнив некие обряды, произойдёт Таинство.
Это было. Такое восприятие имело место. Я это очень хорошо помню. Но так ощущали себя в процессе очень немногие.
А во-вторых. Русский Рок – это ведь не рокенролл. Какой-то американец очень точно сказал, что то. «что мы называем Русским Роком – это не рокенролл, а кантри с тяжёлым звуком».
Под «кантри» он тут понимает не фольклор южан, а условного Боба Дилана – т.е. сыгранные при помощи электроинструментов бардовские песни.
Кстати, вопрос по «звуку».
В своё время Ли Керслайк обратил внимание на то, что русские группы - при всём своём мелодизме - как правило имеют очень слабую ритм-секцию. Это, кстати, очень хорошо заметно, когда слушаешь даже не андерграунд, а официальные ВИА с всяческих «Песен-79». Как ты считаешь: какая в этом причина?
Геронтократические наши худсоветы болезненно реагировали на громкий звук гитары с фуззом и на упругость ритмов, в результате чего был выработан такой «фирменный» звук советских ВИА? Или же всё глубже? Или же русской песне, в отличие от всего на ритм-н-блюзе возросшего, барабан с басом не так и важны?
Ответ: О мелодизме русских групп - это не совсем верно. Самые мелодичные и красивые гармонии у английского рока - это факт. Более того - сложный мелодизм русское ухо не воспринимает. Или воспринимает как непонятный «выпендрёж».
П.Т.: Например?
Ответ: Пример - группа The Kinks, которая в англо-саксонском мире считается одной из величайших, а её лидер Рэй Дэвис - одним из величайших композиторов, у нас абсолютно и тотально неизвестна и просто игнорируется. Причём его сложные мелодии, которые вовсе не джаз, а поп-музыка, матрица русского мозга не считает для себя гармоничным. Аналогичные примеры - The Who, Rolling Stones и Девид Боуи. Кстати, его мелодичнейшая песня Life On Mars игнорируется русскими по той же причине.
По ритм-секции..в советские годы слабо умели записывать барабаны. Бочки (бас-барабана) почти нигде не слышно.
Но партии бас-гитары и записывались, и игрались в ту пору великолепно - достаточно послушать её звучание в песнях советских композиторов. Маликов из "Самоцветов" - супер-басист своего времени. Они просто прикладывали свое классическое музыкальное образование к новым инструментам, а классическая школа у нас сильная, и получались сильные музыканты. По инструментам у нас были очень хорошие исполнители. Не из русского рока, а именно из ВИА. В то же время, может просто было некомильфо записывать так громко бит, а именно его дает бочка.
П.Т.: Я говорю не о виртуозности барабанщиков или басистов, а о слабой ритмической основе нашей музыки.
Ответ: Да и не принято у нас колбасить. В Союзе драйв не приветствовался, вспомни: сдержанность как символ скреп и посконного, домотканного. У нас в народе такое поведение изначально не принято.
А мелодизм русских песен сугубо условный..почему в русском роке во многом такие простецкие гармонии - это нужно русскому уху. Скажем так - ангийский мелодизм с точки зрения гармоний - это высшее образование; русский - средняя школа, но в большинстве - несколько классов.
Однако, у советских композиторов с их классической школой и пониманием того, как нужно писать музыку к текстам поэтов - это высшее образование, очень в нашем ключе. К сожалению, это ушло навсегда..сейчас попса - клон запада во всём.
П.Т.: С бессмысленными и тупыми текстами…
Ответ: А ведь в русской песне важен текст. Он - №1
П.Т.: Ну так я как раз и говорю, что сетование англичан на плохую сводимость наших бассистов с барабанщиками - это как раз от того, что у нас группы играли электро-бардовскую музыку, а не некие мощные риффы плюс цепляющий мотивчик на третьестепенные тексты (чаще всего).
Ответ: Ну да. В первую очередь мы - неритмичный народ. «Я устал быть послом рок-н-ролла в неритмичной стране» (С). А потому у нас вполне можно играть и без барабанов..их нет в народной музыке. Они только в современной прозападной музыке.
Я пришел к этому в конце своей карьеры. Меня стали раздражать барабанщики. Сейчас очень много молодых интересных групп, которые нетривиально решают вопросы ритма. Вообще, стало понятно, что можно играть в таком составе, как ты пожелаешь, а не только две гитары, бас и барабаны. Это тоже очень долго сидело у нас в мозгах. Кстати, на западе они свободны от этого - поэтому и возникали разные необычные стили. Это лично наши вставки в мозгу, что мол, то, как у запада - самое правильное и отступать от этого, как от канона в религии, нельзя и святотатство!
Ну, как же не карго-культ?
П.Т.: «У чёрных есть чувство ритма, у белых – чувство вины» (С)
Ответ: Кстати, ритмичность не характерна для всех индоевропейцев. В народной музыке Англии или в кантри нет особо барабанов - разве что бубен, как и у нас. Я знаю, что на настоящих кантри-концертах (не поп-кантри) могут освистать группу и устроить ей обструкцию, если она будет играть с эстрадными барабанами. Это всё от негров - однозначно. Да, белые амеры у них многому научились, но тема их - возьми хотя бы рэп, где никакой почти музыки и один бит.
П.Т.: Так отчего у нас слабые ритм-секции?
Ответ: Потому что каждый музыкант у нас думает только о себе - это факт. Как ему самому сыграть круче. Это наша общая беда. И чем выше музыкант играет (в шоу-бизнесе), тем выше у него задран нос. Желание пустить пыль в глаза, тщеславие, самомнение, гонор, понты - наше всё. Барабанщики, играющие со звездами - страшные зазнайки и просто плохие люди зачастую. Не встречал ни одного музыканта высшего эшелона без понтов. Если ты играешь в клубе после них и вынужден заходить в общую гримёрку или на сцену, а они пока не ушли - можно многое о себе узнать, типа, «кто вы такие!?» и т.п.
Поэтому зачастую басисты «ловят» барабанщиков, вынуждены под них подстраиваться..те играют, как хотят, басистам нужно попадать в их бас-барабан и вообще в ритм.
Западным музыкантам нужно отдать должное. По моему опыту, на процентов 90 это очень вежливые и гармоничные люди, даже если играют лютый трэш. А точнее, я не встречал грубых западных музыкантов. У них немного другие приоритеты, как то желание славы и денег у них не превращается в нашу алчность. Очень приятные люди - открытые и принимают тебя за равного. Всегда идут навстречу. Как то нам хлопали музыканты нынешнего состава «Смоки» - очень поддерживали (там старая ритм-секция). Мы с … познакомились с группой «Зомбис» - даже старики отнеслись к нам с уважением (барабанщик и гитарист молодые - лет 50-ти тогда).
П.Т.: Ну, тут уже вопрос не профессионализма, не включённости в тему и понимания темы, а вопрос элементарного нашего хамства.
Ответ: Многие наши музыканты отмечали, что когда ты слышишь иностранного барабанщика - ты сразу понимаешь: они до глубины в теме - даже белые. Наши просто играют на инструменте, не видя ничего, кроме нот и струн. А они вкладывают туда большее, потому что давно и плотно это переосмыслили. Точнее, они знают, откуда там что. И главное - для чего они это играют.
У нас видят только каркас, который с запада, и заполняют это своим содержанием. Какое есть. В основном. Т.к. форма рок-музыки не предназначена для впихивания туда русских смыслов, это и получается как в русском роке. Для меня - не очень. Это всё равно калька. Калька с запада. И это сложно не видеть.
Это признавали все русские рокеры. Почитай их мемуары. Того же Макаревича и других. Они не скрывают, что главным было подражание западу, доходившее до абсурда. Культуртрегерство. Всё, как было у нас - я даже поражался полной идентичности всего. Из полного преклонения перед западом и вылезла их нынешняя лизоблюдская позиция. Такая же, как и позиция всех знакомых мне музыкантов - либеральная, антироссийская. Вот так они поняли рок-музыку.
Для меня корни нынешнего «протеста» деятелей культуры против СВО очевидны - молодость, проведённая в западной вере, преклонение перед «святым» западом, его непогрешимость. Сами западные люди вряд ли поняли бы такого поклонения, но с успехом его используют, и только в своих целях. Ведь компрадоры от искусства сами предают свою страну. Уже раз предали - в 1991 году. И еще предадут не раз
Послесловие:
Наши музыканты, играющие блюз, вызывают у них искренний смех. Это как негры будут петь блатные песни или играть украинские свадебные гоп-ца-ца. Это нелепо. Они, конечно, привыкли, но ржут до сих пор. Наши блюзмены, даже считающие себя в теме, по сути не понимают ничего. Просто по факту своего рождения и воспитания. Даже если ты современный чёрный, в генах ты знаешь, о чём речь. Как мы знаем: о чём русская песня. Это не значит, что не нужно играть блюз. Ведь играют же наши спортсмены в бейсбол, крикет, рэгби, американский футбол и другие специфические игры. Правда, неуспешно. Как и в давно адаптированный футбол тоже не сильно удачно. Просто не нужно забывать самим исполнителям, что понимания от 99% слушателей он не получит ни при каких условиях.
57. Ответ на 56, Советский недобиток: PS
56. Ответ на 55, С. Югов:
Нет, чтобы прямо приобщаться. Дело-то простое.Согласен. Если есть прямой путь, то отчего же "огородами, огородами"?
55.
Нет, чтобы прямо приобщаться. Дело-то простое.
54. Ответ на 52, Наблюдатель:
53. Ответ на 52, Наблюдатель:
https://www.youtube.com/watch?v=OzF2H0WDNqY
Есенин и Шукшин, тоже не по одной деликатнейшей столичной морде прошлись, так что из того?
А там-то вообще, сами понимаете, кто тычет своими дорогущими камерами и не только куда не надо. Поделом им. Пусть еще играет...Ой, да ну Господи! Вы б еще Мэри Хопкин вспомнили с ее кавером "Those Were the Days" (Те еще деньки) на песню "Дорогой длинною".
https://www.youtube.com/watch?v=UNbb1YfP33E
Блэкмор с женушкой играет селтику: "Зеленые рукава" и прочую хрень - не стоит оольщаться. Русская музыка (или цыганская?) у него где-то совсем на заднем плане. Разве что на русском корпоративе.
Англосаксы - расисты. Они не будут играть варваров. Тем более славян. НИКОГДА! Кроме корпоративов. Там Блэкмор даже гимн России слабает.
Это мы ведемся.
52. Ответ на 43, Полтораки: цыганочка с выходом
https://www.youtube.com/watch?v=OzF2H0WDNqY
Есенин и Шукшин, тоже не по одной деликатнейшей столичной морде прошлись, так что из того?
А там-то вообще, сами понимаете, кто тычет своими дорогущими камерами и не только куда не надо. Поделом им. Пусть еще играет...
51. Ответ на 44, Павел Тихомиров:
А постсовецкие "звёзды" - совсем иное. Понты, понты, понты... психология "морды в салате" - "жизнь удалась".Смею предположить, что это не столько личный опыт, сколько идеологическая позиция. Переиздание Смердякова в формате рок-н-ролла. У отечественных мэтров рока, БГ и Макаревича, тоже заметна эта смердяковщина, когда о западных исполнителях говорят с придыханием, как о небожителях: "Ах, Дэвид Боуи! Ах, Элтон Джон! Ах, Фредди Меркюри!" Хотя на поверку перечисленная троица - извращенцы.
Будь у Вашего собеседника хотя бы толика объективности, он бы отметил интеллигентнейших и скромнейших братьев по цеху: Константина Кинчева, Вячеслава Бутусова, Дмитрия Ревякина, Виктора Цоя... Очень жаль, что этого не случилось!
50.
Это крылатая фраза из спектакля "Интервенция": "Вы хочете песен? Их есть у меня!"; .её повторяет один цыган в фильме про Будулая.
49. Ответ на 48, Павел Тихомиров:
Простите мой педантизм, но "будем посмотреть" - это не "хохмочка из Одессы", а выражение из речи обрусевших немцев. В русской литературе встречается с 1860-х годов.
48. Ответ на 45, Полтораки:
Люди гибнут, а ему "будем посмотреть".
Но тут вопрос стиля.
2. Блэкмор нехороший человек в другом смысле, нежели был Леннон. Блэкмор просто самовлюблённый и закомплексованный гений гитары, а Леннон, видимо, был гордецом таким бесноватеньким, типа наших леваков. Его же тоже плющило от одного упоминания о свв.вещах. Он и Дилана доставал именно по причине христианства. открыто исповедуемого оным Робертом Циммерманом.
А мой собеседник говорит вот о чём.
Западный артист тоже не прочь срубить дензнаков, но там это как-то в порядке вещей, как само собой. А наши соотечественники просто теряют берега, дорвавшись до возможности всяких "чёсов" и т.д. и говоря о пренебрежении к ближним, имел в виду именно лабухов нашинских, просто чуть более знаменитых, нежели лабухи незнаменитые, тянущие лямку каверов.