itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Корни нынешнего «протеста» деятелей культуры против СВО очевидны - преклонение перед «святым» западом

Продолжение беседы о смерти рок-н-ролла

Освободительный поход Русской армии на Украину 
1 потомок тамбовского сапожника 
1807
Время на чтение 9 минут
Фото: Коллаж РНЛ

Наш прошлый разговор вызвал некоторый резонанс, о чём свидетельствуют комментарии участников обсуждения текста, размещённого как на РНЛ, так и в соцсетях.Вот. к примеру, интересный комментарий нашего постоянного автора, Андрея Карпова:

Хочется спорить (и это, наверное, хорошо).

1. Собеседник Павла имманентно отрицает такую штуку как общецивилизационный культурный тренд. Кто-то выступает застрельщиком, кто-то идёт в кильватере, но списывать всё на карго-культ неправильно. Грубо говоря, если появилась электрогитара, то должен был появиться и рок. Это — следствие нового звучания. Англоязычность — это раболепие перед Западом, но рок был неизбежен по факту принадлежности к этой цивилизации.

2. Подъем рока — не изолированное музыкальное явление. Дело даже вовсе не в музыке. Рок — это контркультура, одно из самых ярких его проявлений. История рока упирается во Вторую мировую. Война закончилась, мир восстановился и выкатился на рельсы потребительского благополучия. Масштаб упал. Рок — реакция на эту ситуацию. Он стал атаковать благополучие.

3. Русский рок — это и особая история. Потому как он атаковал даже не столько благополучие, как идеологизированность общества.

4. Концом рока стал кризис контркультуры. Которая, с одной стороны, проиграла — рок стал формой потребительства. Потребительство как ценность стало тотальным, не оставляя места сопротивлению. С другой стороны, контркультура победила, поскольку её формы вошли в мейнстрим, стали частью базовой культурной матрицы (матрицы Постмодерна). Острота, семантический вызов, составляющие ранее душу рока, ушли. Он потерялся, растворился в общем фоне разнообразия культурных форм.

5. На замену року ничего не пришло, потому как в Постмодерне длительно лидерство чего бы то ни было невозможно.

Мне хотелось бы продолжить разговор, хотя ты так эффектно расставил многие точки над i. И всё-таки точку ставить рано в разговоре.

Изначально мы отталкивались от того, что наше общество, утратившее ориентиры, восприняло часть современных на тот момент общемировых «трэндов» в качестве «карго-культа». Иными словами, люди, обладавшие очень фрагментарным представлением об устройстве условного «запада», полагали, что усвоение и копирование неких элементов, присущих культурной жизни «запада», позволит стать сопричастными тому миру, который мнился «землёй обетованной».

И в качестве одного из примеров «культа карго» приводится факт старательного копирования музыкантами приёмов игры, характерных для тех или иных музыкальных стилей. Но тут ведь вовсе необязательно мы имеем дело с психологией последователей этого наивного культа. Тут, скорее. просто отношение учеников к учителю.

Если художник хочет освоить некий стиль, то он обязан внимательно изучить приёмы, технику. Дабы приобщиться к полюбившемуся ему направлению в искусстве.

Да, рокенролл воспринимался у нас как крипто-религия – «рокенролл – славное язычество // я люблю время колокольчиков».

Но тут есть несколько НО.

Во-первых, таких людей, обладающих целостным мировоззрением, для которых контркультура была некой совокупностью обрядов и верований, было немного. Многим просто нравилось «оттягиваться», при этом протестный дух музыки как раз весьма сочетался с тем настроем, который и так уже был в душе. И сердца, требовавшие «перемен» - это ведь для подавляющего большинства слушателей и подпевателей - вовсе не о том, что исполнив некие обряды, произойдёт Таинство.

Это было. Такое восприятие имело место. Я это очень хорошо помню. Но так ощущали себя в процессе очень немногие.

А во-вторых. Русский Рок – это ведь не рокенролл. Какой-то американец очень точно сказал, что то. «что мы называем Русским Роком – это не рокенролл, а кантри с тяжёлым звуком».

Под «кантри» он тут понимает не фольклор южан, а условного Боба Дилана – т.е. сыгранные при помощи электроинструментов бардовские песни.

Кстати, вопрос по «звуку».

В своё время Ли Керслайк обратил внимание на то, что русские группы - при всём своём мелодизме - как правило имеют очень слабую ритм-секцию. Это, кстати, очень хорошо заметно, когда слушаешь даже не андерграунд, а официальные ВИА с всяческих «Песен-79». Как ты считаешь: какая в этом причина?

Геронтократические наши худсоветы болезненно реагировали на громкий звук гитары с фуззом и на упругость ритмов, в результате чего был выработан такой «фирменный» звук советских ВИА? Или же всё глубже? Или же русской песне, в отличие от всего на ритм-н-блюзе возросшего, барабан с басом не так и важны?

Ответ: О мелодизме русских групп - это не совсем верно. Самые мелодичные и красивые гармонии у английского рока - это факт. Более того - сложный мелодизм русское ухо не воспринимает. Или воспринимает как непонятный «выпендрёж».

П.Т.: Например?

Ответ: Пример - группа The Kinks, которая в англо-саксонском мире считается одной из величайших, а её лидер Рэй Дэвис - одним из величайших композиторов, у нас абсолютно и тотально неизвестна и просто игнорируется. Причём его сложные мелодии, которые вовсе не джаз, а поп-музыка, матрица русского мозга не считает для себя гармоничным. Аналогичные примеры - The Who, Rolling Stones и Девид Боуи. Кстати, его мелодичнейшая песня Life On Mars игнорируется русскими по той же причине.

По ритм-секции..в советские годы слабо умели записывать барабаны. Бочки (бас-барабана) почти нигде не слышно.

Но партии бас-гитары и записывались, и игрались в ту пору великолепно - достаточно послушать её звучание в песнях советских композиторов. Маликов из "Самоцветов" - супер-басист своего времени. Они просто прикладывали свое классическое музыкальное образование к новым инструментам, а классическая школа у нас сильная, и получались сильные музыканты. По инструментам у нас были очень хорошие исполнители. Не из русского рока, а именно из ВИА. В то же время, может просто было некомильфо записывать так громко бит, а именно его дает бочка.

П.Т.: Я говорю не о виртуозности барабанщиков или басистов, а о слабой ритмической основе нашей музыки.

Ответ: Да и не принято у нас колбасить. В Союзе драйв не приветствовался, вспомни: сдержанность как символ скреп и посконного, домотканного. У нас в народе такое поведение изначально не принято.

А мелодизм русских песен сугубо условный..почему в русском роке во многом такие простецкие гармонии - это нужно русскому уху. Скажем так - ангийский мелодизм с точки зрения гармоний - это высшее образование; русский - средняя школа, но в большинстве - несколько классов.

Однако, у советских композиторов с их классической школой и пониманием того, как нужно писать музыку к текстам поэтов - это высшее образование, очень в нашем ключе. К сожалению, это ушло навсегда..сейчас попса - клон запада во всём.

П.Т.: С бессмысленными и тупыми текстами…

Ответ: А ведь в русской песне важен текст. Он - №1

П.Т.: Ну так я как раз и говорю, что сетование англичан на плохую сводимость наших бассистов с барабанщиками - это как раз от того, что у нас группы играли электро-бардовскую музыку, а не некие мощные риффы плюс цепляющий мотивчик на третьестепенные тексты (чаще всего).

Ответ: Ну да. В первую очередь мы - неритмичный народ. «Я устал быть послом рок-н-ролла в неритмичной стране» (С). А потому у нас вполне можно играть и без барабанов..их нет в народной музыке. Они только в современной прозападной музыке.

Я пришел к этому в конце своей карьеры. Меня стали раздражать барабанщики. Сейчас очень много молодых интересных групп, которые нетривиально решают вопросы ритма. Вообще, стало понятно, что можно играть в таком составе, как ты пожелаешь, а не только две гитары, бас и барабаны. Это тоже очень долго сидело у нас в мозгах. Кстати, на западе они свободны от этого - поэтому и возникали разные необычные стили. Это лично наши вставки в мозгу, что мол, то, как у запада - самое правильное и отступать от этого, как от канона в религии, нельзя и святотатство!

Ну, как же не карго-культ?

П.Т.: «У чёрных есть чувство ритма, у белых – чувство вины» (С)

Ответ: Кстати, ритмичность не характерна для всех индоевропейцев. В народной музыке Англии или в кантри нет особо барабанов - разве что бубен, как и у нас. Я знаю, что на настоящих кантри-концертах (не поп-кантри) могут освистать группу и устроить ей обструкцию, если она будет играть с эстрадными барабанами. Это всё от негров - однозначно. Да, белые амеры у них многому научились, но тема их - возьми хотя бы рэп, где никакой почти музыки и один бит.

П.Т.: Так отчего у нас слабые ритм-секции?

Ответ: Потому что каждый музыкант у нас думает только о себе - это факт. Как ему самому сыграть круче. Это наша общая беда. И чем выше музыкант играет (в шоу-бизнесе), тем выше у него задран нос. Желание пустить пыль в глаза, тщеславие, самомнение, гонор, понты - наше всё. Барабанщики, играющие со звездами - страшные зазнайки и просто плохие люди зачастую. Не встречал ни одного музыканта высшего эшелона без понтов. Если ты играешь в клубе после них и вынужден заходить в общую гримёрку или на сцену, а они пока не ушли - можно многое о себе узнать, типа, «кто вы такие!?» и т.п.

Поэтому зачастую басисты «ловят» барабанщиков, вынуждены под них подстраиваться..те играют, как хотят, басистам нужно попадать в их бас-барабан и вообще в ритм.

Западным музыкантам нужно отдать должное. По моему опыту, на процентов 90 это очень вежливые и гармоничные люди, даже если играют лютый трэш. А точнее, я не встречал грубых западных музыкантов. У них немного другие приоритеты, как то желание славы и денег у них не превращается в нашу алчность. Очень приятные люди - открытые и принимают тебя за равного. Всегда идут навстречу. Как то нам хлопали музыканты нынешнего состава «Смоки» - очень поддерживали (там старая ритм-секция). Мы с … познакомились с группой «Зомбис» - даже старики отнеслись к нам с уважением (барабанщик и гитарист молодые - лет 50-ти тогда).

П.Т.: Ну, тут уже вопрос не профессионализма, не включённости в тему и понимания темы, а вопрос элементарного нашего хамства.

Ответ: Многие наши музыканты отмечали, что когда ты слышишь иностранного барабанщика - ты сразу понимаешь: они до глубины в теме - даже белые. Наши просто играют на инструменте, не видя ничего, кроме нот и струн. А они вкладывают туда большее, потому что давно и плотно это переосмыслили. Точнее, они знают, откуда там что. И главное - для чего они это играют.

У нас видят только каркас, который с запада, и заполняют это своим содержанием. Какое есть. В основном. Т.к. форма рок-музыки не предназначена для впихивания туда русских смыслов, это и получается как в русском роке. Для меня - не очень. Это всё равно калька. Калька с запада. И это сложно не видеть.

Это признавали все русские рокеры. Почитай их мемуары. Того же Макаревича и других. Они не скрывают, что главным было подражание западу, доходившее до абсурда. Культуртрегерство. Всё, как было у нас - я даже поражался полной идентичности всего. Из полного преклонения перед западом и вылезла их нынешняя лизоблюдская позиция. Такая же, как и позиция всех знакомых мне музыкантов - либеральная, антироссийская. Вот так они поняли рок-музыку.

Для меня корни нынешнего «протеста» деятелей культуры против СВО очевидны - молодость, проведённая в западной вере, преклонение перед «святым» западом, его непогрешимость. Сами западные люди вряд ли поняли бы такого поклонения, но с успехом его используют, и только в своих целях. Ведь компрадоры от искусства сами предают свою страну. Уже раз предали - в 1991 году. И еще предадут не раз

Послесловие:

Наши музыканты, играющие блюз, вызывают у них искренний смех. Это как негры будут петь блатные песни или играть украинские свадебные гоп-ца-ца. Это нелепо. Они, конечно, привыкли, но ржут до сих пор. Наши блюзмены, даже считающие себя в теме, по сути не понимают ничего. Просто по факту своего рождения и воспитания. Даже если ты современный чёрный, в генах ты знаешь, о чём речь. Как мы знаем: о чём русская песня. Это не значит, что не нужно играть блюз. Ведь играют же наши спортсмены в бейсбол, крикет, рэгби, американский футбол и другие специфические игры. Правда, неуспешно. Как и в давно адаптированный футбол тоже не сильно удачно. Просто не нужно забывать самим исполнителям, что понимания от 99% слушателей он не получит ни при каких условиях.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

41. Смешно.

очень даже патриотичная весёлая песня.
С. Югов / 03.08.2022 18:52

40. Ответ на 39, Сергей:

сильные поющие поэты, исполнявшие р-н-блюз, нпр., покойный Майк Науменко.

Да, и другие... И классический "Солнечный остров" Макаревича; и у Градского был блюз на стихи Рубцова; и у Желанной "До-минор" хоть про затёртое "я тя больше не люблю", но весьма поэтично выраженное...

"Звезда полей" - отличная сюита на стихи Рубцова, особенно "Я умру в Крещенские морозы", правда, на мой вкус, синтезатор несколько тошнотворный.

39. Ответ на 36, Павел Тихомиров:

сильные поющие поэты, исполнявшие р-н-блюз, нпр., покойный Майк Науменко.

Да, и другие... И классический "Солнечный остров" Макаревича; и у Градского был блюз на стихи Рубцова; и у Желанной "До-минор" хоть про затёртое "я тя больше не люблю", но весьма поэтично выраженное...
Сергей / 03.08.2022 14:52

38. Ответ на 37, С. Югов:

у Визбора это - ирония.

Ирония разве что в способе подачи.
А в отношении самих достижений страны там всё от души, очень даже патриотичная весёлая песня.
Сергей / 03.08.2022 14:21

37.

делали ракеты и перекрывали Енисей.
Вот-вот. не забудем. что у Визбора это - ирония.
Можно было бы и поубедительнее что-то найти в песенной сокровищнице СССР.
С. Югов / 03.08.2022 11:40

36. Ответ на 34, Сергей:

Речь не о песнях на русском языке, исполненные под р-н-блюз, а о том, когда наши исполнители поют блюзовую классику.
Мы тоже умиляемся, когда вокалист "Рамштайна поёт" на 9 мая "Любимый город", но умиляет не "кавер" сам по себе, а то, что немец поёт про наших. Речь об этом.
А у нас были очень сильные поющие поэты, исполнявшие р-н-блюз, нпр., покойный Майк Науменко.

35. Ответ на 31, С. Югов:

Битлов, Роллингов, Двери слушало огромное количество совершенно советских людей, вовсе не мысливших "валить из страны" или, тем более, "валить страну".
Предполагали- не предполагали, а валили. И всё это сыграло огормную роль в деградации "многих совершенно советских людей". Климовщина.

В 1960-70-е? "Валили"???
И - какя деградация, о чём Вы говорите? Это - те же люди, которые в 70-80-е делали ракеты и перекрывали Енисей. И более того, продолжили это делать и в 2000-е, как возможность появилась. Если возраст позволил.
Сергей / 03.08.2022 09:46

34.

Наши музыканты, играющие блюз, вызывают у них искренний смех. Это как негры будут петь блатные песни или играть украинские свадебные гоп-ца-ца. Это нелепо. Они, конечно, привыкли, но ржут до сих пор. Наши блюзмены, даже считающие себя в теме, по сути не понимают ничего.

Опять вопрос: а почему блюзмен (русский, тайваньский, чукотский) должен понимать кем-то сформированный набор "понималок"? Он просто играет то, что "понимает" или, точнее - играет, что умеет и выражает, что чувствует.
Если "они ржут" над тем, что музыка плохо сыграна - ну, тогда это вопрос мастерства, это вопрос не философский...
А если "они ржут" над качественно сыгранной музыкой - это как раз и означает, что музыка русского блюзмена не является копией "их" блюза (или полной стилизацией под него). И она имеет на это полное "право".

PS Представьте, что русский блюзмен, сочинив и сыграв хорошее произведение, инструментально вполне "каноническое" с западной т.з., решил бы и словесно пойти в той же традиции. Только на русском.
Вышло бы: мощная музыка, где эмоции, будто мир рушится - и оказывается, это о том, что "май бэби ушла, и уже пятую ночь я один..."
Стали бы такое слушать? Думаю, что нет, конечно. И - потеряли бы хорошую музыку.
Для подобных случаев иноязычная песня однозначно лучше.
Сергей / 03.08.2022 09:36

33. Вольф Мессинг.

Уверен, что многие из "неподдержавших" музыкантов вовсе не апеллировали к западу, даже в собственных мыслях.
С. Югов / 03.08.2022 09:36

32.

никак не считаю адекватным называть это "предательством"
Ну, ещё бы. Оно и понятно.
С. Югов / 03.08.2022 09:33
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Павел Тихомиров
Покидая «кроличью норку»
Окончание беседы о смерти рок-н-ролла
05.08.2022
Азербайджан между Персами и Турками
Возможна ли война между шиитским Ираном и шиитским Азербайджаном?
04.08.2022
Нынешнее Косовское обострение – типичная операция по «информационному прикрытию»?
Беседа с главой Сербского отделения Русского Собрания Ранко Гойковичем
01.08.2022
«…Если священноначалие молчит, то заговорят камни!»
Православная общественность Белграда смущена молчанием по поводу надвигающегося «Европрайда»
28.07.2022
Конец «времени колокольчиков»
Беседа о смерти рок-н-ролла
23.07.2022
Все статьи Павел Тихомиров
Освободительный поход Русской армии на Украину
Папа Римский – пуп земли евразийской?
Понтифик едет в Казахстан и жаждет встречи с Русским Патриархом
05.08.2022
Уго Чавес был убит, COVID-19 создан в США
Почему не озвучиваются должным образом преступления США?
05.08.2022
Все статьи темы
Последние комментарии
Уго Чавес был убит, COVID-19 создан в США
Новый комментарий от наталья чистякова
07.08.2022 17:41
Возвращение к «традиционным семейным ценностям» – это блеф
Новый комментарий от Денис Никонов
07.08.2022 14:47
Хуснуллин снова рекламирует миграцию
Новый комментарий от Калужанин
06.08.2022 08:22
«Одноэтажная Россия. Азов»
Новый комментарий от Адриан Послушник
06.08.2022 01:42
Русский мир Николая Ефимова
Новый комментарий от Мирянин
06.08.2022 01:30
Папа Римский – пуп земли евразийской?
Новый комментарий от учитель
06.08.2022 01:12